© Terrafugia
Хит-парад

Хит-парад. Ласточки, или 5 самых известных аэромобилей

"Попомните мои слова: грядет комбинация самолета и автомобиля. Вы можете смеяться, но это будет". Знаете, кому приписывают эти слова? Генри Форду, сказавшему это еще в 1940 году! Прошло 75 лет, и что же в итоге? АвтоВести вспомнили пять самых реальных на сегодня проектов летающих автомобилей, на которые уже можно начинать копить деньги.

Идея скрестить самолет с автомобилем витала в воздухе еще на заре появления самой авиации. Так, в далеком 1917 году пионер американской авиации Гленн Кертисс придумал и построил Curtiss Autoplane – пусть и довольно неуклюжий, но первый в мире гидрид самолета и машины, оснащенный трехэтажным крылом и толкающим винтом в задней части алюминиевого кузова. Прототип даже совершил несколько коротких полетов-подскоков. Но развить идею и довести конструкцию до ума Кертисс не успел: весной 1917 года США вступили в Первую мировую войну, и стало уже не до экспериментов.

Но идея аэромобиля оказалась крайне живучей и впоследствии в мире были созданы сотни проектов, из которых ненадолго взлетели очень немногие, а в серию и вовсе никто так и не пошел. Аппараты получались тяжелые и неудобные, ездили плохо, а летали зачастую еще хуже. Требовались другие материалы, другие инженерные подходы по компоновке, другие системы управления полетом…

А ведь эта идея до сих пор остается очень заманчивой! Возможность парить над пробками, летать коротким путем напрямую, не зависеть от авиакомпаний, не тратить время на досмотры и ожидания рейсов – это ли не все более привлекательно в наше время? При этом своя колесная "ласточка" не торчит где-то на частном аэродроме за деньги, а стоит дома, в гараже. Вышел утром, сел в нее, поехал – а потом и полетел, куда надо.

В общем, благодаря бурному развитию технологий и материалов, в наше время идея аэромобиля переживает второе рождение, которое уже называют новой "гонкой вооружений". АвтоВести отобрали пять самых известных на сегодня летающих машин, которые одним крылом уже на пороге серийного производства – и светлого аэромобильного будущего. 

№ 1

Terrafugia Transition

США

Одна из "звезд" здесь - американская компания Terrafugia, основанная группой энтузиастов в 2006 году на базе Массачусетского технологического института. Первую и пока единственную двухместную модель Transition начали разрабатывать еще в 2007 году и через 2 года состоялся полет первого прототипа. В марте 2012 года "на крыло" встал прототип второго поколения, а в апреле того же года машину представили на автосалоне в Нью-Йорке. Сегодня Transition сертифицирован для езды по дорогам общего пользования. И допущен к полетам Федеральной авиационной службой США по классу "легких спортивных самолетов" - для них упрощено получение лицензии пилота. Правда, для подъема в воздух все равно придется ехать на аэродром, но мелких взлетных полос в Штатах больше 5000, местечко для взлета всегда найдется.  

Первые поставки аэромобилей клиентам ожидаются не ранее середины 2016 года.

В "дорожном" режиме Terrafugia Transition имеет длину 6 м, ширину 2,3 м и высоту 2 м, что позволяет ему без проблем заезжать в типовой американский гараж под домом. Задние колеса через понижающий редуктор и вариатор крутит 4-цилиндровый 1,3-литровый бензиновый мотор Rotax, развивающий до 100 л.с. На трассе "самолетомобиль" может разогнаться до 105 км/час, а расход составляет 6,7 л/100 км. А с учетом топливного бака на 87 л, запас хода по дороге для легкого Transition заявлен почти в 1300 км!

Когда надо взлетать, электромеханический сервопривод за минуту раскладывает крылья размахом 8 метров. А водитель (или все же пилот?) достает сложенный штурвал и переключает двигатель на привод пропеллера за кабиной. В воздухе Terrafugia Transition набирает крейсерскую скорость в 160 км/час и набирает практический потолок в 518 м, неся на себе 227 кг груза. Расход топлива в таком режиме составляет 19 л/час. Основного запаса топлива хватит на 660 км полета и еще полчаса можно протянуть на резерве. На случай отказа двигателя аэромобиль оснащен большим парашютом, а при аварии на земле седоков защищает прочный каркас и две подушки безопасности.       

За счет применения карбона и титана пустой аэрокар весит всего 440 кг. Но и цена из-за этого равна $279 000! У компании уже больше сотни желающих раскошелиться и внести возвращаемую предоплату в $10 000. Кстати, в Terrafugia уже разрабатывают 4-местный гибридный аэромобиль TF-X с вертикальным взлетом, явно навеянный американским военным конвертопланом Bell V-22 Osprey.

№ 2

AeroMobil 3.0

Словакия 

Штефан Кляйн, ранее работавший дизайнером в Audi, BMW и Volkswagen, задумал свой первый летающий AeroMobil 1.0 еще в 1990 году. А в октябре 2014 года было представлено уже третье поколение машины, дебютировавшее на авиафестивале в Вене.   

В будущем AeroMobil 3.0 обещают оснастить автопилотом, который сделает полет более стабильным и безопасным. 

AeroMobil 3.0 построен на стальном трубчатом шасси, а кузовные панели, колеса и складные крылья выполнены из карбона – без топлива и пассажиров аэромобиль весит 450 кг. По габаритам словацкое изделие схоже с американской Terrafugia Transition: длина машины равна 6 м, ширина 2,2 м, а размах крыльев достигает 8,3 м. Одинаков и двигатель – бензиновый 4-цилиндровый Rotax 912 в 100 л.с., приводящий и передние колеса, и толкающий винт. Но "словак" резвее "американца": на земле он разгоняется до 160 км/час, а в воздухе – уже до 200 км/час. Дальность полета при расходе 15 л/час достигает 700 км, а запас хода по земле доходит до 875 км. Для взлета на скорости 130 км/час машине надо 250 м, а для посадки хватит отрезка впятеро короче.

В компании считают, что в будущем подобные аэромобили должны взлетать и садиться на коротких взлетно-посадочных полосах возле крупных автомагистралей, которые могли бы стать частью автозаправок. Но ждать их повсеместного появления в компании, ясное дело, не собираются. В компании сейчас идут доводочные испытания и сертификация, а первые заказы AeroMobil 3.0 планируют принимать с 2016 года. Производство аэромобилей стартует ориентировочно в 2017-2018 году. Примерная цена, как говорят в компании, "несколько сотен тысяч евро". И да, потребуется лицензия пилота хотя бы легкого спортивного самолета с рекомендованным налетом около 40 часов.  

№ 3

PAL-V One

Нидерланды

Экзотический 2-местный PAL-V One (Personal Air and Land Vehicle, "Личный наземный и воздушный транспорт") – пожалуй, самый громкий и известный сегодня европейский проект летающего автомобиля, разрабатываемый с 2006 года совместно с национальной аэрокосмической лабораторией Голландии. Принципиальное отличие от аналогов в том, что карбоно-алюминиевый PAL-V One – это гибрид заднеприводного трицикла и летального аппарата типа автожир (он же гироплан, он же гирокоптер). В воздухе машину толкает вперед задний винт с приводом от двигателя. А подъемную силу создает основной 10-метровый несущий винт, раскручиваемый набегающим потом воздуха.

Автожир тише традиционно вертолета, а в случае отказа двигателя машина может приземлиться за счет авторотации.

Несмотря на обилие легких материалов, пустой PAL-V One весит 680 кг, а его полная масса доходит до 910 кг. Но аппарат получился резвым: за счет 230-сильного бензинового мотора, на дороге разгон до "сотни" занимает менее 8 секунд, а максимальная скорость равна 180 км/час. Запас хода по трассе на 100-литровом баке – 1200 км. А в воздухе этого запаса, в зависимости от условий полета, хватит на 350-500 км с максимальной скоростью до 180 км/час. А вот трансформация из трицикла в автожир и обратно происходит небыстро: винты и стабилизирующие рули раскладываются за 10 минут.       

Для взлета PAL-V One надо 165 м, а для посадки – всего 30. Но взлетать и садиться с дорог общего пользования пока запрещено, так что придется искать небольшую взлетную полосу или ровный луг. Для полетов понадобится и лицензия пилота. Зато при полетах ниже 1200 м (выше уже летает коммерческая авиация) в ряде стран Европы не надо согласовывать свой маршрут и получать летную карту. А если не подниматься выше полукилометра, то полет можно и вовсе проводить без уведомления властей. В списках потенциальных клиентов создатели PAL-V One видят армию, спецслужбы, спасателей – и богачей, конечно. Потому что за машину надо выложить аж $395 000! 

№ 4

SkyRunner

Великобритания

Пока американские и европейские создатели ломали голову над сложными складными крыльями и винтами своих летающих машин, в Великобритании без лишнего шума создали и запустили в продажу изделие куда более простое, эффектное – и дешевое. Разработанный компанией Parajet Automotive аппарат SkyRunner – это легкое заднеприводное одноместное багги с пропеллером сзади, которое поднимается в воздух за счет обыкновенного параплана!

Запас хода по шоссе заявлен на 800 км, а расход топлива – на уровне 4,4 л/100 км.

SkyRunner начинает отжигать уже на земле. До предела облегченное внедорожное багги весит всего 420 кг и оснащается 3-цилиндровым бензиновым турбомотором Ford EcoBoost в паре с 4-ступенчатой КПП. С литрового мотора сняты 123 "лошади" и 200 Нм момента, которые "выстреливают" машину до 96 км/час всего за 4,3 секунды и разгоняют ее до максимальной скорости в 184 км/час. 

Вам надо в небо? Не надо искать взлетную полосу или асфальтовый участок, ведь SkyRunner может взлетать и приземляться прямо на бездорожье. Достаточно лишь прицепить к каркасу безопасности параплан и запустить привод углепластикового пропеллера – на все уходит 3 минуты. В полете SkyRunner развивает 88 км/час и способен покрыть расстояние в 320 км. Запас хода по шоссе - 800 км (расход 4,4 л/100 км). В Великобритании его статус мотопараплана позволяет "залезать" на высоту до 3000 м, имея лишь лицензию пилота мотопарашюта, на которую достаточно 12-часового курса. "Низенько" летать на таком аппарате можно и в России – нужно только не лезть к аэропортам, военным объектам и эшелонам коммерческой авиации. Осталось только найти желающих отдать за SkyRunner около $119 000, который еще и придется ждать из-за длинной очереди… 

№ 5

Carplane

Германия

В нынешней гонке летающих автомобилей представленный весной этого года немецкий прототип Carplane – самый новый. И определенно один из самых продвинутых и необычных, ведь у этого аэрокара двойной фюзеляж и две кабины! Но зачем так сложно? Чтобы можно было сложить между кабинами крылья, для чего будет внедрен сервопривод. Создатели машины говорят, что это улучшает управляемость на земле, так как лежащие под углом сложенные крылья на ходу работают как спойлер, создавая прижимную силу. Да и эффект парусности при боковом ветре уже  меньше, чем если бы крылья были сложены вдоль кузова или наверху.

Пустой Carplane весит 498 кг, может взять на борт до 250 кг и способен подняться на высоту 4,5 км. Столитрового бака топлива машине хватает примерно на 833 км полета с крейсерской скоростью 200 км/час ("максималка" – 222 км/час). А на земле Carplane может разогнаться до 176 км/час.

Заднеприводный Carplane поставлен на автомобильные 15-дюймовые шины от "Смарта", а конфигурация двойного фюзеляжа сделана так, чтобы в полете колеса меньше "загребали" воздух и ухудшали аэродинамику. В движение аэромобиль приводится автомобильным 2-цилиндровым турбомотором объемом 850 "кубиков" и мощностью 151 л.с. Примечательно, что движок работает в паре с 7-ступенчатой КПП, где 5 передач оставлены для езды, шестая крутит винт, а седьмая одновременно вращает и винт, и задние колеса, которые помогают на взлете. Поэтому для взлета аэромобилю надо всего 85 метров (и столько же на посадку).   

Еще не совершив ни одного пробного полета, создатели Carplane уже успели потоптаться на конкурентах, заявив, что их детище, мол, и ездить станет лучше, и летать стабильнее, и сертифицировано будет без проблем примерно к 2018 году. Разработка аэромобиля финансируется Евросоюзом и властями земли Нижняя Саксония, так что есть надежда, что этот проект не станет пшиком, а громкие слова – пустым сотрясанием воздуха. А то ведь в долгой истории летающих автомобилей таких примеров было достаточно…

Автор Александр Евдокимов