Тест-драйвы

Тест-драйв Haval H9: "китаец" за два миллиона

Это автомобиль знает, сколько километров до пустоты, говорит с забавным акцентом, удивляет своими ходовыми повадками и комфортом. Чтобы понять, какие еще сюрпризы таит в себе китайский премиум, АвтоВести провели неделю в обществе нового внедорожника Haval H9.

Китайский внедорожник с претензией на премиум - да еще и за 2 с лишним миллиона рублей?! Перед российским тестом Haval H9 на эту тему в редакции не подтрунивали разве что уборщицы! Коллеги излучали скепсис (ну-ну, поглядим, что это за премиум!) и ждали явления китайского наглеца в редакцию для досмотра (или разгрома?) с пристрастием. Я же, памятуя о первом экспресс-знакомстве с Н9 в Китае, в ответ на подколки отшучивался и посматривал на календарь.

Несмотря на собственное "лицо" с адаптивными биксеноновыми фарами в "базе", в Haval H9 проглядывает форм-фактор Toyota LC Prado. Хотя по габаритам Н9 крупнее: на 76 мм длиннее по кузову и на 10 мм по колесной базе, шире на 41 мм и на 55 мм выше. 

И вот, тестовая машина у меня в руках, а в кармане лежит солидный ключ-транспондер. Потянул за дверную ручку – разблокировались замки, зажглась светодиодная подсветка порогов, сами развернулись, словно локаторы, зеркала с электроприводом. Да уж, непривычно для "китайца". Погодите, а это что? Стоило отпереть машину, как на асфальте перед дверью зажглась красная надпись Haval – ее генерируют два лазерных проектора в корпусах боковых зеркал! Слегка обалдев от такого приветствия, я стою в замешательстве и вспоминаю, кто еще из автопроизводителей баловался похожими штучками. Навскидку вспомнил только Range Rover Sport…

Мощность

218

л.с.

Цена  

2 149 000 

рублей

Расход в ходе теста

16,4

л/100 км

 

Haval H9 гостеприимен: у дверей широкие проемы и подножки, на всех дверных стойках есть ухватистые ручки, как и у Prado. Очень удобно! Высокая посадка за рулем, чувство габаритов, обзорность – у Prado и Н9 все это тоже идентично. Но Haval не уступит и по оснащению. В единственную продаваемую в России комплектацию Elite уже входят датчики парковки спереди и сзади, кормовая камера с парковочными подсказками и функция наклона правого зеркала при езде задом. Если работает дворник лобового стекла, то на задней передаче включается и дворник на двери багажника. А раздельные бачки омывателей (один -для стекол, второй - для фар) зимой помогут экономить "незамерзайку".

С запаской на двери багажника Haval Н9 длиннее 5 метров (5090 мм), но у внедорожников, которые продаются в России, она висит под днищем. 

Ладно, пора ехать в редакцию, на первый экзамен. На выезде из ворот автосалона упираюсь в Great Wall Hover, водитель которого, окинув Н9 вожделенным взглядом, буквально по пояс высунулся в окно, показывая большой палец: мол, клевая тачка! Заправщики на АЗС проводили машину взглядами, в которых читалось "что за аппарат?" Этот же немой вопрос в глазах и когнитивный диссонанс Haval H9 потом будет вызывать и у соседей по потоку, и у прохожих. Габариты и очертания Н9 вроде бы знакомы и ожидаемо ассоциируются с Prado. Но приглядываешься и понимаешь – что-то не так, не сходится картинка с образом в голове.

И что это за название на кумачовом фоне сверкает с решетки радиатора? Как-как произносится, вы говорите?! На китайском – "Хафу", на английском – "Хавэйл". Хотя все равно будут звать "Хавалом" на все лады и ударения. Вот и начальник охраны нашего офиса тоже долго пытался выговорить название машины в заявке на въезд. Потом крякнул, взял рацию и выдал в эфир: так, сейчас к нам какой-то "Навал" заедет…

В салоне Haval H9 можно увидеть "цитаты" из автомобилей Infiniti, Mercedes-Benz и Toyota LC Prado. Но смотрится все равно красиво! И на ощупь интерьер приятен: на панели и дверях много податливого качественного пластика, двери зашиты в мягкую кожаную отделку. А в списке оснащения нашлась даже система слежения за усталостью водителя. 

Встречать диковинного "Навала" вышел весь коллектив АвтоВестей, потянулись любопытствующие из соседних отделов. Народ разбрелся по просторному 7-местному салону и озадаченно притих. Дизайн и оснащение, удобство посадки, качество пластиков и кожи, подгонка деталей, срабатывание ручек-кнопочек, то, как ощущаются на ощупь материалы – скептики явно не ждали такого приличного уровня от "китайца". Да и я, признаться, тоже. Мы же привыкли, что китайские копии заметно меркнут на фоне тех "первоисточников", с которых они были срисованы. Но поставьте рядом тот же  Toyota LC Prado – и Haval H9 на его фоне как минимум не опозорится и не потеряется. Вот и коллега бурчит, мол, что за машину такую сделали – даже поругать не за что…

Но был бы автомобиль – а уж мы найдем, к чему прицепиться. Например, ручная настройка руля по вылету коротковата, и сама "баранка" заедает, когда двигаешь ее вперед-назад. А что это за противненькое поскрипывание при дыхании? Старый стал, суставы скрежещут? Нет, это пряжка ремня безопасности трется по коже сиденья: когда едешь или дышишь, то ремень двигается – и скрип, скрип. Не очень понравилось, что выключенная музыка при перезапуске мотора упрямо включается сама.

У дисплея маршрутного компьютера - отличная графика! И забавные надписи: так, например, электроника сообщает о включении ассистента спуска с горы, который входит в цену. Впрочем, китайцы обещают скоро все надписи исправить.   

Удивило, что для включения подогрева передних сидений надо сначала нажать кнопку на панели, вызывая нужное меню на сенсорном экране мультимединой системы, и уже там выбрать уровень "прожарки". Сам экран мультимедийной системы большой, с неплохой картинкой, но слишком сильно наклонен вперед и на солнце бликует, становясь почти "слепым" (как и кнопки управления климатом). В солнцезащитных козырьках есть выдвижные удлинители, однако они коротковаты и при развороте в сторону двери не до конца прикрывают от бокового солнца.  

Но про все эти придирки мы разом позабыли, когда полезли в меню бортового компьютера и мультимедийной системы. Толмач, переводивший на русский язык надписи бортовой электроники, явно не был посвящен во все тонкости "великого и могучего". Но он как минимум был философом! Поэтому сообщение о запасе хода на оставшемся топливе он перевел глубокомысленно: столько-то "километров к пустоте". Не автомобиль, а детектор черных дыр во Вселенной!

 
  1. Потолочные светильники включаются сенсорными клавишами, а фоновая подсветка салона меняет цвет от синего к красному. 
  2. У Haval H9 - кнопочный запуск мотора и электромеханический ручник с функцией удержания на подъеме. Справа от рычага АКПП - селектор выбора режимов электроники. 
  3. Передние сиденья уже с сервоприводами, а водительское - с памятью. Сидится в целом мягко и удобно, но углы подушки немного упираются в бедра, а поясничный подпор не убирается до конца.   
 

Дальше компьютер поведал, что перед запуском мотора надо "Утоптать тормоз". Грязевой режим электроники, который по-аглицки Mud, на русском, не долго думая, нарекли "Мут." Мутный, что ли? А загадочная фраза "Кручение переднего диска" оказалась вовсе не заголовком мемуаров жонглера – так китайцы назвали анимацию, показывающую распределение тяги на передний мост. И когда половина из нас уже была готова выпасть из салона от смеха, кто-то включил навигацию, поставляемую американской компанией Delphi. Она-то и забила в нас последний гвоздь. "Повернитье на улицу Шаболовка, далее на Ленинский проспьект", – старательно коверкая слова и ударения, сказал навигатор казенным женским голосом. Зато скучать в дороге точно не придется, и езда по навигатору обещает интригу: не знаешь, что электронная мадам сказанет в следующую минуту! 

Смех смехом, но дальше все серьезно. Под капотом – 2-литровый бензиновый турбомотор, развивающий 218 л.с. и 324 Нм крутящего момента. Неплохо, но и рамный Haval H9 не пушинка, в снаряженной виде весит 2,3 тонны, так что на разгон до 100 км/час уходит немалые 12,4 секунды. Что ж, не взлетим – так поплаваем. Однако двигатель, надо сказать, показал себя лучше, чем ожидали коллеги и чем запомнилось мне после скоротечного знакомства с Н9 в Китае. В городе и на трассе при спокойной езде нет чувства ущербности и отставания от потока. Не "зажигалка", конечно, и вес чувствуется. Но тяги хватает и для уверенного старта со светофоров, и для езды внатяг, и для обгонов, причем для этого не придется постоянно накручивать двигатель.

 
  1. В цену Н9 входит еще и ионизатор воздуха в крышке центрального бардачка! Только он шумноват, и передний пассажир часто непроизвольно включает его локтем. И сама крышка бардачка жестковата.  
  2. У Haval Н9 есть сервопривод складывания третьего ряда, но пока эта опция доступна лишь в Китае.
  3. На среднем ряду – раздолье! Раздельный диван с регулируемой спинкой имеет подогрев и задний пульт управления "климатом", а на потолке есть дополнительные воздушные дефлекторы (у Prado их нет).
 

Любителям же активной езды, резвых стартов и быстрых обгонов "крутить" движок придется - в этих случаях нехватка тяги уже ощутима. Пригодится и спортивный режим бортовой электроники. Он обостряет реакции на газ и подстегивает 6-ступенчатый гидромеханический автомат ZF 6HP21, выпускаемый в Китае. В обычном режиме он настроен на комфорт с экономией, переключается плавно, но неспешен, а при кик-дауне может думать около секунды. Переключать передачи можно и подрулевыми лепестками (когда последний раз вы видели такое на "китайце"?), но сделать это можно, только переведя коробку в ручной режим. Да и сильно наэкономить не вышло. Машина была новая, без обкатки, мы ее берегли и не старались при каждом разгоне/обгоне завернуть тахометр на два оборота. Но смешанный расход (город, пригород, грунтовки) все равно получился 16,4 л/100 по баку и до 17 л/100 км по компьютеру.

А вот чем Haval H9 буквально покорил, так это шумо-виброизоляцией – салон словно укутан в ватное одеяло! Двигатель даже на высоких оборотах приглушен, не напрягает слух и не резонирует с кузовом, а на крейсерских режимах его вообще едва слышно. На скоростной трассе помалкивает кузов, и единственное, что прорывается сквозь бастионы шумоизоляции – это звук универсальных покрышек Cooper Discoverer HTS штатной размерностью 265/60 R18.

 
  1. Вот он, один из секретов тишины в салоне Н9: в пустотах кузова нашлись толстые куски шумоизоляции. Да что там кузов! Шумоизоляционную накладку прилепили даже на декоративную панель…
  2. …и крышки инструментального ящика в пятой двери! 
  3. В багажнике есть петли и крючки для крепления груза, а также розетка на 200 вольт. А чтобы сложить диван, надо лишь дернуть рычаг - не надо откидывать нижние подушки, а потом опускать туда спинки, как у Prado. Но и в этом случае ровный пол не получается, есть немаленькая ступенька. 
 

На ходу Н9 ведет себя именно так, как ожидаешь от рамного внедорожника с высоким центром тяжести и неразрезным задним мостом, - так что, тут без сюрпризов и провалов. На прямой – устойчив и не плавает на высоких скоростях, требуя лишь периодических микроподруливаний средним по информативности рулем. Но при резких перестроениях и в крутых поворотах уже кренится, - а если на дуге еще и неровности, корму может ощутимо переставлять. Ожидаемо ведут себя и тормоза: у по-грузовому увесистой педали немалый ход, но к эффективности тормозов вопросов не возникло. Хотя стоит тормознуть чуть порезче, как Н9 сразу включает аварийку. Кстати, так же панически на торможения реагировал и ранее испытанный нами Chery Tiggo 5. У "китайцев" эта склонность к перестраховке явно становится фамильной чертой.

Зато среди китайских внедорожников (да и кроссоверов) Haval H9 точно претендует на образец ходового комфорта, причем не только за тишину в салоне, но и за умение "переваривать" разбитый асфальт и грунтовки. При этом на Н9 пока даже за доплату нет ни регулируемых по жесткости амортизаторов, ни задней пневмоподвески, доступных для того же Prado. Только Haval от этого не страдает и лишь флегматично "хавает" поперечные стыки, мелкие и средние выбоины, а также лежачих полицейских, переезд через которых уже не заставляет задних седоков каждый раз подпрыгивать до потолка.

Бензиновый турбодвигатель GW4C20 с прямым впрыском, созданный в Great Wall – начало моторной гаммы модели Н9. В перспективе – этот же турбомотор, но уже на 245 "сил" и в паре с 8-диапазонным автоматом ZF. К 2017 году китайцы сулят 2-литровый дизель (190 л.с. и 420 Нм) с той же АКПП. А к середине 2016 года – рядную бензиновую 3-литровую "шестерку" с двумя  турбокомпрессорами (297 л.с. и 480 Нм). Попутно Great Wall разрабатывает 3-литровый 6-цилиндровый турбодизель отдачей в 281 л.с. и 650 Нм! 

Вздрагивает Н9 лишь на крупных ямах и поперечных промоинах, от которых на руль прорываются толчки, а на кузов – вибрации от неподрессоренных масс. Но учитывая, каким ходом подвеска позволяла валить по разбитому грейдеру и разрешая нагло обгонять крадущиеся легковушки и кроссоверы… Я сейчас скажу святотатство, конечно, но на аналогичном покрытии Toyota LC Prado воспринимались пожестче.  

Бездорожье? А вот тут арсенал тойотовского внедорожника и варианты управления им уже превосходят Haval Н9. У Toyota LC Prado – постоянный полный привод с механическим самоблокирующимся дифференциалом Torsen. И водитель может принудительно заблокировать как межосевой, так и задний межколесный дифференциалы (задняя блокировка – опция). Передаточное число пониженного ряда в раздатке у Prado выше, чем у Haval Н9 (2,57 против 2,48), а в списке опций есть внедорожный круиз-контроль, отключаемые стабилизаторы поперечной устойчивости, несколько внедорожных режимов электроники, задняя регулируемая пневмоподвеска…

 
  1. Передняя подвеска Н9 почти копирует Prado, отличаясь, по больше счету, лишь креплением стабилизатора.
  2. Жгут электропроводки и датчик регулятора тормозных усилий, висящие на нижней тяге заднего моста – не лучшее решение, шальной камень или ветка могут их повредить.
  3. Как и у Prado, агрегат Н9 максимально поджаты под брюхо, откровенно выпирающих "плугов" нет, а топливный бак, алюминиевая раздатка и двигатель прикрыты защитными пластинами. 
 

Haval H9 попроще. Передний мост автоматически подключается через поставляемую американской фирмой Borg Warner раздатку типа TOD (Torque on-Demand, "крутящий момент по требованию") с многодисковой муфтой, которая постоянно играет подводимой тягой. Отпустил газ на спуске или при езде накатом – Н9 стал заднеприводным. Нажал на газ – межосевая муфта "зажалась", в зависимости от дорожных условий, наличия пробуксовки и выбранного режима управляющей электроники (Auto, Спорт, Снег, Грязь и Песок). Но эти режимы выбираются только на повышенном ряду трансмиссии. И даже на пониженной ступени в раздатке межосевая муфта не блокируется полностью, живет своей жизнью, и водитель никак на это не может влиять. Как и в режиме "Грязь", на пониженной передаче повышается степень преднатяга в муфте, когда крутящий момент перекачивается на передний мост раньше и в большем объеме. Однако, как мы ни старались, муфта кратковременно блокировалась максимум на 93%.

При этом у кузова Haval H9 нормальная "геометрия", ровное днище, тяги на пониженной хватает, и система стабилизации неплохо справляется с имитацией межколесных блокировок. Грязь в колеях месили долго, проехали везде даже на штатной резине, - но такая система полного привода, конечно, накладывает свои ограничения. Судя по характерному "паленому" запаху вокруг машины, постоянно играющая тягой межосевая муфта здорово греется на бездорожье и при определенном фанатизме ее, скорее всего, можно перегреть. А когда трогаешься на скользком покрытии с боковым уклоном, корму заметно стаскивает – чувствуется, что основная тяга при старте уходит на задний мост и на переднюю ось она "перетекает" с задержками. Кстати, на бездорожье попутно начинают досаждать задержки в ответ на добавление и сброс газа.

Углы въезда, съезда и рампы у Haval Н9 равны 28, 23 и 23 градуса, соответственно (у Prado – 32, 25 и 22 градуса). Минимальный клиренс – 206 мм под защитой мотора и 220 мм под редуктором заднего моста. Заявленная глубина проходимого брода – 500 мм. В Китае для Н9 предлагается жесткая принудительная блокировка заднего межколесного дифференциала, но для России эту опцию обещают позже.

Но данный нюанс полноприводной трансмиссии – пожалуй, самый спорный и неоднозначный момент в машине. В остальном у зашедшего в автосалон Haval посетителя модель Н9 запросто может вызвать разрыв шаблона. Слушайте, это точно "китаец"?! Степень оснащения и ощущение автомобиля, ходовой комфорт, внимание к деталям и качеству материалов – совсем другой, неожиданный уровень от компании Great Wall, которая начинала в 1984 году с дешевых утилитарных пикапов, а в России прославилась бюджетными внедорожниками H3 и H5 (он же Hover). Премиум? Вполне!    

Но легкой жизни у Haval в России точно не будет, даже несмотря на более богатое оснащение на фоне одноклассников. Новый бренд вышел на наш рынок в самый разгар кризиса и пока не раскручен. Это про Great Wall у нас знают, а про Haval – еще нет, и массированной рекламной компании по нему как-то не видать. Цену могла бы снизить сборка на тульском заводе компании, но он еще строится и заработает не раньше 2017 года. А пока за Haval H9 в единственной (и достаточно богатой) комплектации Elite надо отдать 2 149 000 рублей! Поездив на машине, я понимаю, почему Great Wall теперь хочет за свои машины вдвое больше денег. Но отдать больше двух миллионов за "китайца", за которым еще нет громкого имени, истории, статуса и репутации, в России многие пока не готовы. Еще не доверяют, еще не считают крутым и престижным. Так что китайцам из Haval придется здорово постараться, чтобы удержаться в России. С другой стороны, еще не так давно про машины компании Great Wall мы тоже мало что знали и лишь ехидно посмеивались на ними…    

Максимальная скорость Haval H9 заявлена в 180 км/час, а время разгона до 100 км/час занимает 12,4 секунды.

Ну, а с кем же Haval H9 придется драться в России за место под солнцем? В первую очередь – с корейцами. Вроде 5-местного SsangYong Rexton. В гамме у "Рекстона" в России только дизели. Базовый 2-литровый мотор выдает 149 л.с., вариант объемом 2,7 литра – 165 или 186 л.с. Оба дизеля сочетаются с 5-диапазонным автоматом, "вилка" цен на машины 2015 года – от 1 910 000 до 2 330 000 рублей.     

Не забудем и семиместный рамный Kia Mohave. Он не молод (выпускается с 2008 года), но его главное оружие – это мощные моторы. За бензиновый 3,8-литровый V6 (275 л.с.) 2015 года выпуска в паре с 5-ступенчатым автоматом попросят 2 400 000 рублей. Трехлитровый дизель V6 (250 "сил") сочетается уже с 8-диапазонной автоматической КПП, а стоит дешевле – от 2 230 000 рублей.

За такие слова в меня, наверное, ударит молния, но по соотношению цена-оснащения Haval H9 может замахнуться и на Toyota LC Prado! Правда, только на базовую версию "Стандарт" с 4-цилиндровым бензиновым "атмосферником" (2,7 л, 163 л.с.) и 4-ступенчатым автоматом, которая стоит 2 432 000 рублей. А вот схлестнуться с более дешевой версией на "ручке" не получится – механические коробки для Haval H9 пока не предусмотрены. Да и Бог с ними, для обострения конкуренции модели Н9 нужнее кое-что другое. Даешь дизель!

Автор Александр Евдокимов, фото автора и Владислава Бахмана

Технические характеристики Haval H9 I

2,0Т AT AWD

Габаритные размеры, Длина, ширина, высота, мм

4856х1926х1900

Колесная база, мм

2800

Дорожный просвет, мм

206

Объем багажника, л

112-1457

Снаряженная масса, кг

2325

Тип двигателя

4-цилиндровый, бензиновый, с турбонаддувом и прямым впрыском

Объем двигателя, см3

1967

Максимальная мощность, л.с.

218 при 5500 об/мин

Максимальный крутящий момент, Нм

324 при 2000-4000 об/мин

Тип привода

Подключаемый полный, с многодисковой межосевой муфтой

Коробка передач

6-АКПП

Максимальная скорость, км/ч

180

Разгон до 100 км/ч, с

12,4

Городской цикл, л/100 км

16,0

Загородный цикл, л/100 км

9,5

Смешанный цикл, л/100 км

12,3

Тип топлива

Бензин АИ-95

Объем топливного бака, л

82

Первый взгляд на Mercedes E-Class кабриолет и электрический Smart без крыши Теплый сезон в этом году выдался очень коротким. В Mercedes-Benz явно это предвидели, поэтому их новый кабриолет E-класса приехал в Россию только осенью. Впрочем, у него есть все необходимое, чтобы вы получали удовольствие от отсутствия крыши независимо от температуры воздуха.
Тест-драйв Audi TT RS: 3,7 секунды до 100 км/ч В России больше невозможно купить новые TT RS, даже если очень хочется - небольшую квоту машин разобрали, как горячие пирожки. Главред АвтоВестей Павел Блюденов поездил на немецкой "ракете" и выяснил, почему фанаты Audi без раздумий опустошали свои кошельки.
Тест-драйв Land Rover Discovery V: внедорожник и без рамы?! Алюминиевый несущий кузов, тонны электроники... Неужели герой легендарного Camel Trophy завязал с приключениями и превратился в большой миролюбивый семейный кроссовер? Ведущий АвтоВестей Павел Блюденов устроил "Диско" суровую проверку на право носить легендарное имя.