© General Motors
Хит-парад

Хит-парад: Купола, или 5 машин с "самолетными" кабинами

Зачем самолетам исторически нужен прозрачный фонарь над пилотом? Если речь про самолет боевой или учебный, то тут понятно: ради обзорности, ведь в том же воздушном бою пилоту надо крутить головой на 360 градусов! Но зачем было десятилетиями подряд пытаться приделать это чисто авиационное решение на автомобили?!

Брать темы из авиации в мире автомобилей всегда было модно. И с авиационным "фонарем" над кабиной случилось так же. Во-первых, получался оригинальный и стильный внешний вид с хорошей аэродинамической обтекаемостью. Та же почти круговая обзорность, которая водителю тоже не помешает. Да и обитателям салона радость: небо над головой, солнечные ванны и все такое – а в дождь на голову не капает!

Однако широко внедрить самолетный "фонарь" на серийные машины не вышло: кабина-"пузырь" может и смотрится экзотично, но через нее надо еще как-то залезть в салон. А для этого колпак должен быть сдвижной или подъемный, либо в нем нужно делать откидные панели – словом, не слишком удобно при ежедневной посадке-высадке, сложно конструктивно и слишком дорого в производстве. В общем, массово тема "не пошла".

Зато в концепт-карах дизайнеры за многие годы "оторвались" на этой теме по полной программе. И продолжают до сих пор! Помните, недавно мы писали про диковинный Beatnik Bubbletop как раз с такой "пузырчатой" крышей? Автомобиль был построен известным в США кастомайзером Гэри Фиото, но созданием подобных шоу-машин десятилетиями занимались не только талантливые "самоделкины", но и многочисленные автомобильные концерны. Разгул этой темы пришелся на 50-е годы – а дальше пошло-поехало, вплоть до наших дней, принимая все более причудливые и неожиданные формы. Мы вспомнили некоторые из них.    

№ 1

Lincoln Futura 

Трижды кассовая

Ровно 60 лет назад, в далеком 1955 году, компания Lincoln представила концепт-кар с говорящим названием Futura. Машина вышла заметная: вычурный передок, "козырьки" над фарами, длинные хвостовые кили – и разделенная на две полусферы прозрачная крыша-"пузырь". Концепт был собран дизайнерским ателье Ghia в Италии и при этом был не пустым макетом, а полностью готовым к эксплуатации автомобилем, ведь в его основе было шасси серийного Lincoln Mark II.

В пятидесятых концепт Futura обошелся компании Ford в $250 000 (сегодня это эквивалентно примерно $2,2 млн.). А в 2013 году Джордж Баррис продал первый из шести сериальных Бэтмобилей за 4,62 миллиона долларов. Так что Futura, фактически, "сделала кассу" еще раз! Не всем концептам так везло… 

Однако дизайн Futura оказался слишком экстравагантным даже для тех лет и в серию машину, разумеется, не пошла. Но "кассу" сделала: Futura побыла успешным шоу-каром, дав "Форду" хорошую рекламу, а фирма Corgi Toys в последующие 40 лет выпустила более миллиона игрушечных "Футур".

Тем бы все и закончилось, но концепту было суждено не пылиться в запасниках компании, а еще преуспеть на поприще кино и ТВ. Lincoln Futura, перекрашенная из белого перламутра в красный колер, дебютировала в 1959 году в комедии "Все началось с поцелуя". Но в историю эта машина вошла еще и как прообраз автомобиля для Бэтмена! Потому что именно с нее в 1966 году известный американский конструктор Джордж Баррис практически скопировал машину-реплику, которую он построил для телесериала "Бэтмен" в нескольких экземплярах. 

№ 2

Buick Wildcat

Дикий "американец"

Разумеется, дизайнеры General Motors тоже не могли пройти мимо темы "самолетной" кабины. И концепт-карами с такими решениями компания отметилась еще в пятидесятые: в 1953 году появился сигароподобный Firebird I, в 1956 году – титановый Firebird II, о котором мы недавно рассказывали, в 1959 году созданы Cadillac Cyclone и концепт General Motors Firebird III с двумя торчащими "пузырями"-кабинами…

Концепт Buick Wildcat 1985 года был построен в двух экземплярах: выставочный макет и ходовой прототип для отработки инженерных решений.

Но апофеозом этой темы от GM можно считать стремительный концепт-кар Buick Wildcat. Машина выглядит сногсшибательно до сих пор, хотя и была представлена на шоу SEMA в Лас-Вегасе еще в 1985 году! И концептуальных наворотов в машине хватало. На огромный фиберглассовый "фонарь" проецировались данные о скорости, пробеге и номере передачи, а сам он при посадке-высадке целиком поднимался и откидывался вперед. Концептуальных наворотов хватало и в салоне. Руль был без спиц, а вместо его ступицы стояла жидкокристаллическая панель приборов.

По своей конструкции 30-летний концепт даже сегодня вполне современен: карбоновый кузов, центральномоторная компоновка, полный привод… В качестве силовой установки выступал доработанный в McLaren серийный 3,8-литровый бьюиковский V6 мощностью 360 л.с. и 4-ступенчатый автомат с функцией ручного переключения. Причем сам двигатель даже не стали прикрывать – он так и торчал за кабиной, открытый всем ветрам и у всех на виду. А вот динамика, несмотря на самолетный дизайн, у концепта оказалась скромной: разгон до 96 км/час занимал 8,4 секунды, а "максималка" была ограничена на уровне всего 112 км/час.

№ 3

Renault Racoon

Водоплавающий енот

Исторически дизайнеры приделывали кабины-"пузыри" автомобилям, в основном, легковым и спортивным. Приладить что-то подобное к вседорожной технике пытались куда реже, зато результат часто получался крайне эффектным. Так, в 1992 году Renault представила концептуальную помесь звездолета с луноходом по имени Racoon (в переводе – "енот"), на примере которой компания демонстрировала потенциал компьютерного моделирования автомобилей.

А еще Racoon умел плавать! И на воде он передвигался не за счет вращения колес, как снегоболотоход, а щеголял сразу двумя водометными движителями, которые позволяли набрать на воде ход в 5 км/час.

Очаровательнейшая "зверушка" на зеленых колесах выглядела так и была нашпигована такими технологиями, из-за которых в начале 90-х (да и сейчас) она смотрелась пришельцем из космоса! Посадка была трехместная, сам прозрачный купол при посадке поднимался автоматически, по команде с пульта дистанционного управления. И в дождь для очисти стекла даже была предусмотрена ультразвуковая установка! У концепт-кара также была система навигации, телефон с гарнитурой hands-free, а также камеры переднего и заднего обзора, дополненные еще и системой ночного видения.

Еще большее сходство с луноходом "Ракуну" придавала его ходовая часть. У французского "Енота" был постоянный полный привод, огромные колеса, а также хитроумная независимая подвеска, которая вставала "домиком", позволяя радикально увеличить клиренс. А Racoon мог хорошенько вдарить по бездорожью, потому что оснащался 3-литровым бензиновым V6 с двойным наддувом и 6-ступенчатой "механикой".

№ 4

Peugeot 607 Feline

Французская кошка

Концепт-кары часто строят не только для демонстрации развития дизайна и технологий будущего, но и для поддержки уже серийных моделей. Так, в 1999 году фирма Peugeot начала производство модели 607. А уже в 2000 году в Женеве французы показали концептуальный двухместный родстер 607 Feline (по-французски – "кошка") – как раз, чтобы подогреть интерес к своему новому флагману.

Легкий Peugeot 607 Feline мог разгоняться до 225 км/час.

Основой для концепта послужила укороченная платформа от серийного 607-го. От него же была взята переднеприводная компоновка. Автомобиль получился компактным (4070х1880х1190), а за счет применения углепластиковых деталей – еще и очень легким (всего 875 кг). Словом, все признаки спортивного родстера (включая пропорции с длинным капотом и короткой кормой) соблюдены.

Но главной "фишкой" Peugeot 607 Feline была конструкция дверей и крыши. Так, двери просто уезжали в передние крылья. Задняя половинка кабины-полусферы сдвигалась на 12 см назад, а передняя часть "фонаря" на полметра вперед – решение, полностью взятое из авиации. При этом двери и крыша раздвигались не только ради посадки-высадки – в таком виде на родстере можно было "отжигать" и на ходу. Тем более, что стоящий под длинным капотом серийный 3-литровый бензиновый V6 мощностью 210 л.с. в паре с 5-ступенчатой МКПП отлично это позволял.

№ 5

Colani Truck

Грузовики будущего

Какими бы экстравагантными не казались вышеописанные концепты, в мире автодизайна были еще более безумные и яркие идеи. И один из их авторов – знаменитый немецкий дизайнер Луиджи Колани. Тот самый Колани, который создал промышленный биодизайн и за долгие годы своей работы (а родился маэстро в 1928 году) приложил руку к разработке массы товаров – от бутылок и фотоаппаратов до проектов кораблей, сверхскоростных поездов и даже гробов!

Свой самый футуристичный грузовик под именем SuperTruck Колани показал в 2006 году. Одной из его главных особенностью, кроме космическй внешности, было то, что кабину дизайнер объединил с полуприцепом. 

Но больше всего Колани, как известно, прославился не гробами и авторскими пианино, а своими невероятными концепт-карами. Совершенно нереальная двусоставная помесь автомобиля с планером (Colani Le Mans Concept 1970 года), полуфантастические прототипы для "Мазды" и Castrol, похожий на Renault Racoon концепт "Нивы" по имени Lada Gorbi – это лишь некоторые эпизоды из бурной фантазии знаменитого дизайнера. Но настоящим апофеозом стали проекты грузовиков с кабинами, больше похожими на гибрид аквариума с головной частью звездолета. Причем концепт-траки строились на базе серийных грузовиков и были вполне себе на ходу.

Темой обтекаемых грузовиков Колани заинтересовался еще в середине 70-х годов. А в 1978 году на грузовом автосалоне во Франкфурте представил своей первый "грузовик будущего" под именем Colani Truck 2001. В машине поражала огромная обтекаемая кабина-аквариум (ее формы в будущем станут характерными для последующих траков Колани) с похожим на вертолетный ротор трехлопастным стеклоочистителем. Доступ в салон открывался при подъеме кабины вверх, а за счет тщательно проработанной аэродинамики расход топлива снижался сразу на четверть.

И пошло-поехало! С конца 70-х и до середины 2000-х годов Колани создал еще 6 концепт-траков, использовав для них серийные шасси от седельных тягачей Mercedes-Benz и DAF. Например, в начале 2000-х компания Spitzer-Silo, выпускающая автоцистерны, заказала Колани рекламный грузовик. И маэстро постарался, вписав в общую аэродинамическую концепцию не только сам тягач, но и его прицеп. Да так, что коэффициент лобового сопротивления трака составил всего 0,3, а на испытаниях машина показала расход в 20,9 л/100 км. Но сам мировой грузовой автопром так и не принял радикальных идей Колани, сохранив более консервативный подход к дизайну. И сегодня оставшиеся в живых концепты гениального дизайнера катаются по разным странам в роли демо-каров разных компаний. Причем одна из них уже неоднократно была замечена в России!

Автор Александр Евдокимов