© Экотранс
Хит-парад

Хит-парад. Хреn с "Петровичем" и другие снегоболотоходы России

Считаете, что УАЗ и "Нива" - самые крутые внедорожники для России? Да у нас в стране полно мест, где они сгинут сразу и по самую крышу, издав на прощание лишь короткий "бульк"! А ездить по таким непролазным топям необходимо. Так что нужен транспорт посерьезнее. Но с чем-чем, а с этим в России проблем никогда не было и необычных аппаратов тут хватает - чего стоят одни только названия!

Что только не построят русские, лишь бы не строить дороги! Любят у нас это повторять. Еще любят повспоминать про наш Север, Сибирь, тайгу... Только на те края, где вечная мерзлота плавно перетекает в вечное болото, никаких дорог не напасешься. А ездить-то надо. И не только местным. Тем же газовикам, геологам и нефтяникам тоже нужен транспорт.

Да что там Север! И в средней полосе России есть, где УАЗ с "Нивой" утопить. Альтернатива?  Гусеничный транспортер, но он ранит своими гусеницами почву, прожорлив и на асфальт на таком не выкатишься. Грузовик? Слишком большой и тяжелый, тоже потонет. И вот тут, подобно роялю из кустов, на сцену выезжают (и даже выплывают) специальные снегоболотоходы на так называемых "дутиках" или "пневматиках".

Так называют колеса сверхнизкого давления, которые являются первой ключевой особенностью таких вездеходов. Колеса у них огромные и широкие, но очень мягкие и даже в накаченном виде давление в них обычно не больше 0,5-0,6 атмосфер. На таких покрышках из-за большого пятна контакта машина не тонет в грязи. А за счет малого удельного давления на грунт снегоболотоход может переехать человека, не причинив ему вреда, не говоря уже про тундровую почву, на которой такая машина оставляет только след от примятой травы (ликуй, "Гринпис"). Вторая же особенность в том, что эти же колеса работают как поплавки, позволяя довольно тяжелым машинам уверенно переплывать речки и озерца на пути. Чем не идеальный транспорт для России? Мы выбрали самых заметных и известных из них. И названия у некоторых очень российские…    

№ 1

"Петрович" 4х4 и 6х6

Производитель: "Эконтранс", Тюмень

Все-таки народ у нас с выдумкой! Изучая длинный список существующих в России снегоболотоходов, каких только имет у машин мы не встречали: "Кержак", "Шаттл", "Ботаник", "Мангазея", "Волка", "Мурашка"… А еще есть вездеход с добрый именем "Петрович", выпускаемый в Тюмени. Ходит байка, что водителя одной из таких машин как-то остановили гаишники. И едва не повязали его за "пьянку", когда на вопрос о марке аппарата он им так и заявил – "Петрович"! Смех смехом, но подход к постройке вездехода у тюменцев получился серьезный. Да и какие шуточки, когда в клиентах у тебя, помимо газовиков-нефтянников-геологов, значится еще и МЧС России...

Из-за своей оригинальности "Петрович" получился недешевым. В безоблачном 2012 году двухосный грузопассажирский вездеход стоил от 2 600 000 рублей, а за трехосник просили от 3 650 000 рублей. И это еще не самый дорогой вариант в нашем хит-параде! На фото - "Петрович" на испытаниях в пустыне. 

Если на многих российских снегоболотоходах используются кабины от серийных внедорожников вроде "УАЗа", то у "Петровича" уже свой дизайн и оригинальный кузов из пространственного каркаса, обшитого алюминиевыми панелями. Независимая пружинная подвеска всех колес на сдвоенных рычагах – тоже собственной разработки. Как и ступичные колесные редукторы, снижающие нагрузки на трансмиссию и увеличивающие дорожный просвет. Он у "Петровича" составляет 535 мм – в том числе и за счет колес шириной 700 мм и наружным диаметром 1,3 метра. За счет этих колес он плавает, развивая скорость около 3 км/час. Разумеется, огромные "катки" снабжены системой изменения давления в шинах. Причем в случае ее неполадок нет нужды качать колеса на морозе – штуцер накачки шин ручным насосом выведены в салон.        

Ради улучшения обзора и удобства компоновки приборов водитель посажен по центру. Салон трехосной грузопассажирской версии может взять на борт до восьми пассажиров, причем сиденья раскладываются в огромную кровать. В списке оснащения есть кондиционер, автономный отопитель салона и даже окна с подогревом.

Самая легкая, 2-осная модель "Петровича" оснащается вазовским бензиновым мотором объемом 1,7 литров и мощностью 80 л.с. Не слабоват ли моторчик для почти 2-тонной махины, которая еще и берет на борт до 800 кг груза? Короткие передаточные числа в трансмиссии, пониженный ряд в раздаточной коробке и колесные редукторы помогают компенсировать "чахоточность" двигателя. Но и быстро ездить из-за этого машина не может: по шоссе максимальная скорость равна всего 50 км/час. Столько же развивает и весящая 2,5 тонны 3-осная модель со 100-сильным 2,5-литровым дизелем Hyundai. Да и надо ли больше для бездорожья? Здесь куда важнее проходимость. Ее здесь призваны повышать межосевая блокировка первых двух мостов и самоблокирующиеся межколесные дифференциала.  

№ 2

"Шаман" 8х8

Производитель: "Авторос", Москва

От 8 950 000 рублей – именно столько просят за свой представленный в 2012 году вездеход "Шаман"! Цена – астрономическая, но и сам "Шаман"тянет на титул одного из самых конструктивно "продвинутых" вездеходов в стане себе подобных. Как и у "Петровича", у этой машины однообъемный кузов с трансформируемым 8-местным салоном, посадка водителя по центру, независимая подвеска с колесными редукторами и покрышки размером 1300х700х21 мм, которые компания "Авторос", кстати, сама же и производит.

Под капотому "Шамана" итальянский 3-литровый дизель Iveco в 146 л.с. в паре с 6-ступенчатой "механикой" ZF (автомат - опция). Грузоподъемность - до 1,5 т, а "максималка" весящего 4 тонны аппарата достигает 75 км/час. 

Но сама подвеска в "Шамана"– уже гидропневматическая, с возможностью изменения жесткости и дорожного просвета, который достигает 435 мм. При этом у вездехода – полноуправляемое шасси с трехрежимным электрогидравлическим рулевым управлением. В трассовом режиме поворачивать могут только четыре передних колеса. В тесных местах колеса двух задних осей поворачиваются в противоположную сторону, уменьшая радиус разворота до легкового уровня. А для болот есть режим "краб", когда все восемь колес повернуты в одну сторону и вездеход едет боком – так надо, чтобы каждая шина шла по своей колее, а не углубляла след от предыдущего колеса.

Плавать "Шаману"помогают не только колеса, но и герметичный кузов-лодка, в котором на случай потопа есть водоотливные помпы производительностью 200 л/мин. А для быстрого слива воды после выхода на сушу в кузове предусмотрены  электропневматические клапаны. В списке опций есть даже съемный гребной винт с гидроприводом, который позволяет разогнаться по воде до 7 км/час. Правда, за него придется доплатить 285 000 рублей. Еще 210 000 попросят за переднюю лебедку с гидроприводом, а за автоматическую подкачку шин с электронным управлением возьмут сразу 375 000 рублей. Но на фоне стартовой цены за машину это так, слезы от тертого хрена… 

№ 3

"Хреn" 8х8

Производитель: "Рент", Усинск

Если название "Петрович" вызывает у вас улыбку, то что вы скажете про вездеход с весьма говорящим именем Хреn?! Нет, это не прокисшая первоапрельская шутка и не гаражная самоделка, а вполне себе реальный и легальный вездеход, выпускаемый фирмой "Рент" из Республики Коми. Хотя без шуток с таким названием не обойдешься даже в банальных фразах, вроде разговора по телефону. "А как ты приедешь? Да на Хреn сяду и приеду"…

Хреn может оснащаться 100-сильным дизелем Nissan или Hyundai, с которыми вездеход набирает максимальную скорость в 60 км/час. Машина может взять на борт 1,5 т груза и 11 человек. 

И ведь приедет! Потому что у машины вполне серьезная внедорожная конструкция на основе шарнирно-сочлененной схемы. То есть вездеход фактически состоит из двух половинок, связанных поворотно-сцепным устройством, за счет которого Хреn "складывается" в двух плоскостях. А независимая балансирная подвеска каждой пары колес позволяет им почти не терять контакта с грунтом на пересеченной местности. К примеру, переезжая глубокий ров, машина за счет такой подвески и сочлененной рамы буквально "облизывает" рельеф местности, тогда как у вездехода с традиционной конструкцией при штурме оврага происходило бы поочередное вывешивание мостов.

Сам автомобиль – сборная "солянка" из узлов от серийных российских легковушек и грузовиков. Ведущие мосты взяты от "ГАЗели", ступицы колес – от УАЗа, шины низкого давления размером 1300х600 мм поставляет российская фирма "Трэкол". А вот сам привод колес – оригинальный, вместо тяжелых бортовых редукторов используются легкие цепные передачи, проложенные к колесам внутри коробов подвесок. Добавим сюда клиренс в 600 мм, лебедку, способность плавать со скоростью 4 км/час – и хрен его бездорожьем остановишь!

Правда, Хреn нынче дорог: за машину просят аж 5 000 000 рублей, несмотря на довольно простую конструкцию и большое количество российских комплектующих! Дорого? Тогда можно взять машину в аренду по цене около 3 000 за час. Кстати, несмотря на свою экзотичность, в 2014 году вездеход Хреn попал в список "100 лучших товаров России".    

№ 4

"Тром-8"

Производитель: "Тром-8", Сургут

Полноприводный вездеход "Тром-8" построен почти по такому же принципу, что и его собрат Хреn. Так же сочлененная рама, допускающая большие углы отклонения тягача и тележки, та же балансирная подвеска каждой пары колес, то же умение плавать… Но наружный диаметр колес – самый большой в нашем хит-параде (1,5 метра), за счет которых для "Трома" заявлен клиренс аж в 750 мм! Однако есть у него и другая интересная особенность.

Пока другие производители городят целый огород из полуосей для привода каждого колеса, создатели "Тром-8" поступили проще и поставили на машину привод Робсона или так называемую "медведку". Суть в том, что каждая пара колес крутится выходящим из борта кузова зубчатым стальным барабаном, который плотно зажат между соседними покрышками. Решение своеобразное, не исключающее пробуксовки и требующее более износостойких покрышек, зато дешево, просто и сердито.

В нашем хит-параде "Тром-8" - самый слабый и тихоходный. Полуторалитровый японский дизелек Kubota выдает 44 л.с., а максимальная скорость машины равна всего 25 км/час из-за особенности привода колес. Так что по шоссе на дальние расстояния "Трома" возят в прицепе.

И, главное, что такое решение куда легче: несмотря на длину в 7 метров и ширину в 2,5 м, здоровенный вездеход весит всего 2,3 тонны, а взвалить на себя может до полутора тонн груза. В модельном ряду семейства есть грузовик, грузопассажирский вариант и даже плавающие экскаватор и буровая установка. И это еще самые безобидные машины в модельном ряду компании! Потому что на шасси "Тром-8" строят такие аппараты, которых хоть завтра вывози на съемки новой серии про "Безумного Макса". Например, установка с поэтическим названием "Ледяной дождь" сделана для намораживания зимних переправ и оснащенная шнекоротором с лафетным стволом для распыления воды.

Но самую настоящую оторопь вызывает оснащенный здоровенной фрезой измельчитель древесины (по-научному – "мульчер"). Причем эта железная жуть, разгрызающая целое дерево в щепки на корню за 15 секунд, тоже плавает! Интересно, Михалков не собирается снимать вторую часть "Сибирского цирюльника"?

№ 5

Трэкол-39294, 6х6

Производитель: "Трэкол", Люберцы

Компания "Трэкол" из Подмосковья – один из старейших в России производителей снегоболотоходов, которые клепает эти вездеходы еще с 1996 года, а счет проданным машинам уже пошел на тысячи. И если почти все вышеописанные вездеходы имеют изощренную оригинальную конструкцию с хитроумными подвесками и приводами, то в "Трэколе", наоборот, стараются держаться поближе к серийным автомобилям-донорам. Например, к старому доброму УАЗу и "ГАЗели", запчасти на которые можно и в тайге отыскать.

Базовый мотор для "Трэкола" - российский бензиновый ЗМЗ-406 объемом 2,3 л и отдачей в 130 л.с. Плавать машине помогают не только колеса, но и водометный движитель.  

В модельном ряду "Трэкола" сегодня с десяток модификаций, но флагманом выступает грузопассажирская модель со звучным и крайне информативным названием 39294. Сам вездеход – под стать своему названию: строго, по делу и без излишеств. Кузов из стали или алюминия? Нет, слишком дорого, даешь более дешевый стеклопластик! Четырехступенчатая "механика" и усиленные в компании ведущие мосты с расширенной колеей и более тяговыми главными парами – от УАЗа, а раздатка с межосевым дифференциалом взята с полноприводной "ГАЗели". При езде по твердому грунту тяга постоянно передается на передний и средний мосты, а задний ведущий мост подключается при съезде на бездорожье.

Попутно в "Трэколе" сами собирают рамы под свои машины, делают кузова. Даже шины с колесными дисками – и те собственного производства. Но на выходе все равно получается недешевое изделие. Трехосник с российским бензиновым мотором стоит от 2 845 000 рублей, а с 83-сильным дизелем Hyundai – все 3 260 000 рублей. Но и клиентура на такие машины, как вы понимаете, тоже не из бедных…           

Автор Александр Евдокимов