© WPS
Хит-парад

Хит-парад. Моде вопреки или 5 самых больших атмосферных моторов

В нашем сегодняшнем хит-параде мы собрали пяток динозавров. А как иначе в эру бензиновых турбомоторов объемом с пакет молока назвать безнаддувные моторы, литраж которых проще измерять в ведрах?! От таких многолитровых "атмосферников" сегодня все активнее отказываются даже те, кто раньше клялся им чуть ли не в вечной верности. АвтоВести решили вспомнить тех, кто пока еще остался в строю.

До чего дошел прогресс! Новомодное поветрие "даунсайзинг" в легковом  моторостроении довело до того, что сегодня, например, Mercedes-Benz с помощью турбонаддува "вытаскивает" из бензинового 4-цилиндрового моторчика объемом 2 литра мощность в 381 л.с. За ним Volkswagen, машет флагом и обещает, что скоро он с этих же 2 литров снимет все 400 "лошадей". На этом фоне многолитровые безнаддувные бензомоторы уже смотрятся диким анахронизмом. Мол, зачем они нужны, такие здоровенные, тяжелые, прожорливые и неэкологичные? Ведь сегодня какой-то жалкий 2-литровый турбомоторчик фактически уделывает их по отдаче за счет современных технологий, а атмосферушку нашу поганит меньше!

Но фанаты "старорежимных"  многолитровых движков только посмеиваются в ответ. Мол, ну-ну, и сколько ваше "передутое" турбочудо проживет, когда от высокой степени форсировки он чуть не лопается? А он потом чинится, вообще, или его сразу на свалку нести? Попутно не приминут ткнуть турбомоторы носом в турбояму, попенять на их более сложную, дорогую и термонагруженную конструкцию... То ли дело большие "атмосферники": и ресурс-то у них длиннее, и дешевле они, и звучат тебе душевнее, и везут без всяких турбоям, а по степени простоты конструкции некоторые их них словно вчера сняты с грузовика.  

В общем, спор сторонников "турбо" и "атмо" так же жарок, как разборки "автоматчиков" и приверженцев "механики". А пока шум да дело, вспомним тех производителей, кто в наше время еще ставит на легковушки самые большие атмосферные моторы. И первыми тут оказались американцы. Кто бы сомневался...

№ 1

Dodge Viper

V10, 8400 куб.см., 645 л.с.

Абсолютный лидер нашего хит-парада – спорткар Dodge Viper, который уже не первый год оснащается самым большим в мире атмосферным бензиновым мотором для "гражданских" серийных автомобилей. Шутка ли, с 2007 года на "Гадюку" четвертого поколения начали ставить двигатель V10, расточенный до объема 8,4 л – такой литраж больше подошел бы грузовику, чем легкой двухместке!

В США самый доступный Dodge Viper (модель SRT Coupe) стоит от $87 095, а самая дорогая версия GTS – от $112 000.

В 2012 году вышло нынешнее, пятое поколение знаменитого суперкара, на котором этот моторище был еще и дополнительно форсирован. Если на прошлом поколении огромная "десятка" выдавала 600 лошадиных сил, то на преемнике мощность подняли до 645 л.с. Учитывая, что крутящий момент двигателя равен 814 Нм, а сам Viper весит всего около 1,5 тонн, разгон от нуля до 96 км/час за 3,3 секунды выглядит совершенно ожидаемо. Был бы еще и автомат – динамика вполне могла быть еще резвее. Но в Dodge не спешат внедрять на "Вайпера" автоматическую КПП и пока он оснащается только 6-ступенчатой механической коробкой.

Видимо, отсутствие автомата тоже оказало влияние на продажи нынешнего Viper, которые пока не блещут. Прошлой осенью в компании уже пытались оживить спрос скидками на $15 000. А в этом году для привлечения покупателей производитель решился на выпуск спецверсии ACR, которая отличается облегченным кузовом и карбоно-керамическими тормозами.    

№ 2

Chevrolet Camaro Z/28

V8, 7008 куб.см, 505 л.с.

Более спортивная и "заточенная" под трек версия Z/28 для масл-кара Camaro – модель историческая: первый "Камаро" с этим индексом был представлен еще в декабре 1966 года! А самый современный Camaro Z/28 в кузове пятого поколения показали на Нью-Йоркском автосалоне в 2013 году. И Chevrolet пока продает эту модель, хотя совсем недавно вышла уже новая, шестая генерация Camaro.     

Трековый Camaro Z/28 сделан на базе обычного купе Camaro SS V8, но серьезно переделан по сравнению с "донором". Главное отличие – мотор. Если на Camaro SS (да и на другие серийные модели концерна GM) можно поставить максимум 6,2-литровую "восьмерку", то под капотом версии Z/28 стоит уже 7-литровый V8 от Chevrolet Corvette Z06 прошлого поколения. Собираемый вручную двигатель серии LS7 выдает 505 л.с. и 652 Нм. Коробка передач – только 6-ступенчатая МКПП Tremec, а в задний ведущий мост с более тяговой главной парой установлен "самоблок" Torsen для более резвого разгона. В итоге до 96 км/час Camaro Z/28 разгоняется за 4 секунды, а максимальная скорость равна 275 км/час (у Camaro SS – 5,2 сек и 250 км/час).  

От обычного Camaro версия Z/28 отличается более эффективным аэродинамическим обвесом (сплиттер в переднем бампере, капот с воздуховодом, боковые "юбки" кузова, задний диффузор и антикрыло), который на скорости 240 км/час создает на 199 кг больше прижимной силы, чем у обычного Camaro SS. 

Подвеска сделана ниже и жестче, а штатные тормоза заменили на более легкую карбон-керамику от Brembo. Чтобы на треке мотор не испытывал масляное голодание, на нем применили смазку с сухим картером. Для снижения веса блок и головки цилиндров отлиты из алюминия, а шатуны и клапаны сделаны из титана.

Вообще, вес Camaro Z/28 "сушили" везде, где могли. Облегчены аккумулятор, задние сиденья, стекла и электропроводка. Урезана шумоизоляция, сняты коврики салона, отделка багажника и противотуманки, из базовой комплектации выкинули кондиционер, а магнитоле оставили всего одну колонку. На выходе получился собственный вес в 1730 кг, что на 136 кг меньше 580-сильного Camaro ZL1 с компрессорным 6,2-литровым V8. И на Нюрбургринге Camaro Z/28 на 4 секунды опередил своего более мощного собрата, показав время круга 7 минут и 37 секунд. Но и стоит он дороже: в США за Camaro Z/28 попросят от $72 305, тогда как купе Camaro ZL1 стоит от $55 505.

№ 3

Rolls-Royce Phantom

V12, 6749 куб.см., 460 л.с.

Появившийся еще в 2003 году Rolls-Royce семейства Phantom – настоящий атмосферный царь Европы. И одновременно – пинок европейским адептам "даунсайзинга" и наддува. Причем пинок англо-германский, ведь под длинным, как палуба, капотом "Фантома" живет бензиновый V12 серии N73 от фирмы BMW! Да-да, той самой BMW, которая еще не так давно тоже рвала тельняшку на груди за атмосферные моторы, а сейчас чуть ли не с тем же рвением повторяет "Турбонаддув – наше все!"

И все же мы назовем примерные цены на "Фантома", но только тссс! Удлиненный седан (на фото) стоит примерно от 47 000 000 рублей (короткобазный на 7 000 000 рублей дешевле) и почти столько же могут попросить в России и за кабриолет.  

Объем огромного мотора с прямым впрыском топлива – традиционные для Rolls-Royce 6,75 литра. Правда, табун "лошадей" для такого объема выглядит скромно – "всего" 460 л.с. Зато крутящий момент – более чем достойные 720 Нм, передающиеся на задний ведущий мост через 8-ступенчатый автомат ZF, которым Phantom обзавелся после серьезного обновления в 2012 году.

Семейство Phantom – немаленькое: в него входят лимузины с короткой и удлиненной колесной базой, купе и кабриолет на его платформе. Роскошные, огромные – и весьма увесистые. Если самый легкий в семье короткобазный седан весит 2,5 тонны, то длиннобазный 6-метровый гигант тянет уже на 2670 кг собственной массы. Но тяжелый – не значит медленный: даже удлиненный лимузин "пуляет" до 100 км/час всего за 6,1 секунды. Во сколько обойдется такая стремительная роскошь? Ну что вы, воспитанные джентльмены таких вопросов не задают… 

№ 4

Lamborghini Aventador

V12, 6498 куб.см, 700 и 750 л.с.

Центральномоторный суперкар Lamborghini Aventador (заводское обозначение LB834) пришел на смену модели Murcielago в 2011 году. В названии вновь обыгрывается тема корриды, где Авентадор – это имя бойцового быка, прославившегося в испанской Сарагосе.

В Lamborghini планируют сделать лишь 4000 Aventador. По состоянию на 2014 год, уже выпущено 3646 машин в кузове купе и родстер. Цена? В России за 700-сильное купе просят 17 615 000 рублей, а за родстер 2015 года выпуска – уже 24 595 000 рублей. За прошлый год в России официально проданы 11 "Авентадоров".

В недрах карбонового монокока спорткара скрывается собранный вручную 6,5-литровый мотор V12 серии L539. Причем двигатель, весящий 235 кг, заявлен как собственная разработка Lamborghini. Сам мотор имеет два исполнения по мощности. На купе Aventador LP 700-4 и открытом LP 700-4 Roadster он, как видно из названия, он выдает 700 л.с. и 690 Нм крутящего момента. На облегченной версии LP 750-4 SuperVeloce, представленной в этом году в Женеве, он форсирован уже до 750 "сил", хотя крутящий момент тот же.

Коробка передач всего одна – 7-ступенчатый "робот" ISR от итальянской компании Graziano. У нее не два, а одно сцепление с автоматизированным приводом, что не мешает коробке переключать передачи всего за 50 миллисекунд (у болидов "Формулы-1" - около 40 миллисекунд). А чтобы разгон был эффективнее, все Aventador оснащены системой постоянного полного привода, где тягу на передний мост отбирает многодисковая муфта Haldex. В результате купе, весящее в "сухом" виде 1575 кг разгоняется до 100 км/час за 2,9 секунды (родстер ровно за 3 сек), а максимальная скорость равна 350 км/час. Облегченное на 50 кг купе SuperVeloce еще быстрее: на ускорение до "сотни" ему надо всего 2,8 секунды, а максимальная скорость превышает 350 км/час!      

№ 5

Jeep Grand Cherokee SRT

V8, 6417 куб. см., 475 л.с.

"Заряженная" версия SRT8 нынешнего поколения вседорожника Jeep Grand Cherokee появилась в 2011 году. А в январе 2013 года на конвейер встала обновленная версия, которая лишилась цифры 8 в индексе и теперь обозначается просто как SRT.

И хотя рестайлинговый Jeep Grand Cherokee SRT серьезно обновился и снаружи, и в салоне, неизменным осталось главное. На этот автомобиль по-прежнему ставится крайслеровский 6,4-литровый V8 знаменитого семейства Hemi с полусферическими камерами сгорания. Концепции этих двигателей уже сто лет в обед, да и сам агрегат объемом 6,4 литра – типичный пример моторостроения США, где современные решения типа системы изменения фаз газораспределения и отключение половины цилиндров уживаются с двумя клапанами на цилиндр и штанговыми толкателями клапанов, как на каком-нибудь грузовике "ЗиЛ-130".

Подписи к фото. В США цена на Jeep Grand Cherokee SRT стартует с $64 895 (около 3 569 000 рублей), в России – с 4 999 000 рублей.

В США для Grand Cherokee SRT заявлена мощность в 475 "сил", но в спецификациях для европейского рынка и России указаны 468 лошадиных сил и 624 Нм крутящего момента. Этого хватает, что набрать 100 км/час за 5 секунд и достичь максимальной скорости в 257 км/час, хотя аппарат – очень увесистый, с водителем тянет на 2,4 тонны. Под мощный двигатель, как водится, усилены тормоза, доработаны рулевое управление и подвеска, в которой установлены адаптивные амортизаторы с изменяемой жесткостью. Перенастроенный 8-ступенчатый автомат и постоянный полный привод с многодисковой муфтой и задним "самоблоком" аналогичны применяемым на обычном Grand Cherokee. Однако на версии SRT из раздаточной коробки выкинут пониженный ряд – "заряженный" вариант, щеголяющий низким обвесом и коваными 20-дюймовыми дисками, создан явно не для того, чтобы грязь месить. Но если надо и сильно не увлекаться – он может: АвтоВести уже успели в этом убедиться!

Остается добавить, что в семействе концерна Chrysler этот огромный "атмосферник" носит в себе не только Jeep Grand Cherokee SRT. Этот же 6,4-литровый мотор в разных вариантах форсировки так же ставят на "горячие" седаны Dodge Charger и спортивное купе Challenger, а также на пикап Dodge Ram 2500 во внедорожной версии Power Wagon.             

Автор Александр Евдокимов