© Mercedes-Benz
Хит-парад

Хит-парад: Почти танки, или "Честные" внедорожники 6х6

Думаете, круче "Крузака" или "Гелендвагена" с полным приводом уже некуда?! На самом деле, специально для тех, кому 4х4 уже маловато, существуют внедорожники с колесной формулой 6х6! АвтоВести вспомнили, какие трехосные легковые автомобили с "честным" полным приводом могут сегодня купить ценители этой весьма специфической техники.

Легковые внедорожники с колесной формулой 6х6 - до сих пор чистая экзотика! Не считая многочисленных гаражных самоделок, их почти не выпускают крупные автопроизводители, и вся эта тема фактически отдана на откуп небольшим специализированным фирмам и тюнинг-ателье. Хотя казалось бы, плюсы-то налицо: у такого трехосника и грузоподъемность выше, и весит он меньше традиционного грузовика, и проходимость больше, и с дороги такого никаким ветром не собьешь...

Но уж больно узкоспециальным, а и от этого редким и очень дорогим выходит такой супервнедорожник. Ездить на нем каждый день по городу - все равно, что кататься на слоне по квартире, пижонство да и только. Поэтому только тотальное бездорожье, только хардкор! Именно для таких условий подобный аппарат нужен нефтяникам-газовикам-геологам, ученым, любителям "диких" путешествий и конечно, силовикам! С них и начнем. 

№ 1

Mercedes-Benz G-Wagen 6х6

Тихая мечта джипера

Компания Mercedes-Benz ранее не выпускала 3-осные варианты своего культового классического внедорожника Gelandewagen. До 2008 года, пока Daimler AG не подписал с армией Австралии 15-летний контракт на поставку и обслуживание нескольких тысяч внедорожников с колесной формулой 4х4 и 6х6. И в 2012 году именно австралийская армия получила первые в мире 3-осные "Гелики", разработанные и построенные специально для нее не какой-то сторонней фирмой, а самой компанией Mercedes-Benz. Сборку машин с колесной формулой 6х6 наладили на родном для Gelandewagen заводе в австрийском Граце.

Примечательно, что специально для 3-осных версий в Mercedes-Benz не поленились создать так называемый "проходной" средний ведущий мост, от которого идет отдельный кардан на привод третьей оси. При этом, как у обычного гражданского "Гелика", у военного трехосника – постоянный полный привод и блокировки всех дифференциалов. С той лишь разницей, что у армейской модификации "гребут" не четыре, а шесть колес. И дифференциалов тут уже не три, а пять: два межосевых и три межколесных! На проходимость также работают клиренс в 26 см и покрышки BF Goodrich АТ размерностью 285/75 R16.  

Mercedes-Benz G-Wagen 300 CDI 6х6 поставляется как шасси с 2- и 4-дверной кабиной или открытым верхом. И внедорожник может выполнять любую роль, все зависит от установленного на него кузова: мобильный командный пункт, мастерская, автомобиль связи и разведки, тягач для пушки и т.д.

Как и положено машине для армии, G-Wagen 6х6 предельно упрощен и функционален. Бампера – железные, салон можно мыть хоть из шланга (в полу есть сливные каналы), нет никаких лишних побрякушек и украшений. Из благ цивилизации – только кондиционер, гидроусилитель руля и 5-ступенчатый автомат. А вот пижонские колесные диски – легкосплавные, чтобы облегчить машину.  

Под капотом – 3-литровый турбодизельный V6, аналогичный тому, что ставится на гражданские версии. Но на военной модификации ради увеличения ресурса и "всеядности" к топливу этот дизель дефорсирован до 184 л.с. и 400 Нм. Так и расход топлива меньше, а большой запас хода обеспечивают два бака общим объемом 150 л. Бортовая электросеть выдает напряжение на 12 и 24 В, а сама электрика сделана герметичной – очень пригодится, когда машина, благодаря шноркелю, будет нырять в броды глубиной под 1 метр.             

Каждый такой G-Wagen 300 CDI 6х6 обошелся австралийским налогоплательщикам примерно в $200 000, причем местные военные уже заказали первую партию в 700 таких машин. Любопытно, что после австралийцев такие же 3-осные "Гелики" захотели себе и армии других стран. Около сотни машин решила купить Швеция, присматривается и приценивается армия Сингапура…

№ 2

Mercedes-Benz G 63 AMG 6x6

Крейсер для шейха

Еще на стадии анонса этого безумного проекта было ясно, что за его серийным воплощением выстоится очередь арабских шейхов и богатых коллекционеров всякой мелкосерийной автомобильной экзотики. Потому что на фоне насквозь утилитарного армейского G-Wagen 300 CDI 6х6, появившийся в 2013 году пикап G 63 AMG 6x6 – это, наоборот, буйство роскоши, кича и зашкаливающего уровня понтов! Трехосный монстр от ателье AMG создан как раз на шасси вышеописанного армейского трехосника. Но в версии для армии вы точно не увидите хрома, кожаного салона, мультимедийной системы или бамбуковой отделки пола грузовой платформы.  

Мотор – тоже полная противоположность своему "донору". Вместо экономичного дизеля умельцы из AMG запихнули под капот ненасытный битурбовый бензиновый V8 объемом 5,5 литра и отдачей в 544 л.с. Заменили и коробку – вместо 5-ступенчатого автомат установлен 7-диапазонный агрегат. Разгон до "сотни"? Весящий 3850 кг аппарат тратит на это всего 6 секунд, разгоняясь до максимальной скорости в 160 км/час!

Цена G 63 AMG 6x6 потрясает не меньше, чем его адский вид и внедорожные возможности. В России цена на это чудище как-то незаметно добралась до отметки в 28 с лишним миллионов рублей! Но это не помешало машине в 2014 году найти в России как минимум 8 владельцев…

Когда проходит первый шок, наступает второй. Потому что по своему внедорожному потенциалу и оснащению G 63 AMG 6x6 даже превосходит своего военного прародителя! Так, на "чулки" штатных мостов надеты ступичные редукторы, что вместе с покрышками наружным диаметров 94 см увеличило клиренс с 260 до 460 мм, а глубину проходимого брода – до 1 метра! Штатные амортизаторы заменили на спортивные, фирмы Ohlins, чтобы лучше прыгалось по кочкам. Плюс все тот же постоянный полный привод с блокировки всех дифференциалов (а их тут 5 штук). Но в этом списке окончательно добивает система изменения давления в шинах, которая еще больше повышает и без того почти танковую проходимость! У военного G-Wagen 6x6 этой "фишки" нет, а до появления G 63 AMG 6x6 на гражданских серийных внедорожниках такая система была только у Hummer H1. 

№ 3

Flying Huntsman 110 WB 6x6       

Летающий охотник

Основатель известного британского тюнинг-ателье Kahn Design Афзал Кан очень горевал по поводу скорого ухода на пенсию легендарного Land Rover Defender. Без пяти минут плакал, называл это трагедией и добавлял, что "это британская икона, такая же, как Jeep Wrangler для США, Mercedes-Benz G-Class для Германии и Toyota Land Cruiser 70 для Японии". А тут как раз Mercedes-Benz наехал на мозоль со своим новым G 63 AMG 6х6…  В общем, мастера Kahn Design задвинули грусть в угол, собрались с силами – в марте 2015 года показали в Женеве полноприводный концепт-кар с длинным именем Flying Huntsman 110 WB 6x6. За основу "Летающего охотника" взят обычный пятидверный Land Rover Defender 110, но "донор" перекроен так, что перед нами, по сути, уже новый автомобиль!

Так, что чтобы "подкатить" третий ведущий мост с подвеской, была удлинена, переделана и серьезно усилена штатная рама. Заднюю часть кузова удлинили на 800 мм (там теперь 4 раздельных кресла), растянули боковые двери, а также расширили дверной проем багажной двери – посадка на "галерку" возможна только через нее.

По сравнению с обычным "Дефом", кузов у Flying Huntsman шире на 150 мм (обратите внимание на третий дворник удлиненного лобового стекла). Над головой пассажиров – панорамная стеклянная крыша, а новые крылья выколочены вручную из алюминиевых панелей. Концепт "обут" в покрышки Cooper Zeon LTZ размерностью 275/55 R20.

Моторный отсек тоже удлинили на 400 мм – чтобы туда, вместо штатного 4-цилиндрового турбодизеля и "механики", поместился 430-сильный  бензиновый 6,2-литровый V8 производства GM в паре с 6-диапазонным автоматом. Динамические характеристики своего монстра тюнеры не уточнили, равно как техническую схему колесной формулы 6х6. Известно лишь, что полноприводная трансмиссия имеет пониженный ряд и блокировки дифференциалов. Кроме того, у концепт-кара, по сравнению с "донором", усилены подвеска и тормоза, а также полностью переделан выхлопной тракт.

В Kahn Design заявляют, что могут строить такие трехосники на заказ, причем и в кузове пикап. При необходимости сделают и бронированный вариант (классы бронирования – B4, B6, B6+ и B7). И моторы поставят помощнее: например, 5-литровый V8 Ford Coyote (около 435 л.с.) или имеющий такой же объем V8 Ford XS от спортивного отделения Ford Racing, выдающий более 500 л.с. 
 

№ 4

Jeep Wrangler Unlimited JK6

Крутой Уокер одобряет

Американская индустрия тюнинга тоже никак не могла пройти мимо темы трехосных "проходимцев". Тем более, для их строительства есть отличная основа в лице классического внедорожника Jeep Wrangler текущего поколения JK. Рама, неразрезные мосты спереди и сзади, "ломовая" пониженная передача и блокировки обоих межколесных дифференциалов в версии Rubicon… Как говорится, бери и строй!

Вот и в калифорнийской тюнинг-мастерской Tyrant Motorworks берут и строят. В основе изделия по имени JK6 Wheeler – серийный 5-дверный Wranger Unlimited с бензиновым 3,6-литровым V6 мощностью 285 л.с. Исходнику удлиняют раму под третий ведущий мост (общая длина машины – 5,4 метра, вес после переделок – 2,4 тонны), укорачивают заднюю часть кузова, чтобы высвободить место под грузовую платформу, дорабатывают подвески, вешают силовые бамперы с лебедками…  

Цена? Некоторое время назад на аукционе eBay за 6-цилиндровый JK6 просили около $85 000. Но даже это – копейки на фоне того же Mercedes-Benz G 63 AMG 6x6.

Штатные шины заменены на более крупные и зубастые 35-дюймовые покрышки, надетые на колесные диски с "бедлоками" - это позволяет спускать колеса на бездорожье, не опасаясь разбортовки. И дальних перегонов вдали от заправок можно не опасаться: объем топливного бака увеличен до 246 л и в компании обещают, что без дозаправки JK6 может пройти более 1500 км! В ведущих мостах фирмы Dana – усиленные полуоси и дифференциалы (задние – с блокировками). А чтобы мотору было легче крутить три моста, передаточное число главных пар редукторов увеличено до 4,88 (в стандартной машине – максимум 4,1).

Есть у компании и еще более ядреный вариант "конверсии" по имени Tyrant JK 6x6 Hemi. У этого зверя под капотом не скромный V6, а громадный 6,1-литровый V8 серии Hemi, выдающий более 425 лошадиных сил! Колеса – уже не 35, а 38 дюймов в диаметре, но и вес больше – около 2,7 тонн. Запас хода тоже пониже: топливный бак вмещает "всего" 113 литров, чего трехосному монстру хватает примерно на 480 км пути.

№ 5

Toyota Hilux Arctic Trucks 6x6

Родом из Исландии

В далекие и загадочные девяностые в не менее далекой и загадочной Исландии жило-было отделение фирмы Toyota. И в 1990 году на его базе местные умельцы начали дорабатывать внедорожники и пикапы Toyota под местный ландшафт и суровый климат. А что нужно было серийному внедорожнику, чтобы без проблем ездить по тамошней тундре и застывшей вулканической лаве? Колеса побольше, подвеску покрепче и клиренс повыше. И пошло-поехало. Да так, что уже к 1996 году вся эта тюнинг-деятельность вылилась в отдельное направление и получила собственное  имя – Arctic Trucks. В компании сейчас переделывают пикапы и внедорожники разных брендов, но основная специализация – это по-прежнему Toyota.

И апофеозом модельного ряда компании Arctic Trucks сегодня является трехосная модель, построенная на основе серийного пикапа Toyota Hilux. Но объем переделок тут такой, что на готовые машины Arctic Trucks выдает свой код для VIN-номера и ставит фирменное клеймо на раму! Собственно, от рамы все и начинается. Ее переднюю часть (под мотор и переднюю независимую подвеску) берут у серийной машины – и затем аккуратно приваривают ко второй, удлиненной и усиленной задней половинке, которую делает уже сама Arctic Trucks.

Для Hilux Arctic Trucks 6x6 предлагаются колеса внешним диаметром 33, 35, 38 и 44 дюйма (на фото). Последний вариант - как раз то, что надо для эксплуатации в суровых северных условиях под которые "заточены" эти машины.

Кабина с интерьером, штатный 3-литровый турбодизель (171 л.с.) в паре с 5-ступенчатым автоматом, раздаточная коробка с пониженным рядом,  передний и задний мосты – все это берется от серийного пикапа. Но дальше начинаются серьезные преобразования. Кузов лифтуется на 20 мм, подвеска с усиленными пружинами и амортизаторами – на 90 мм. Удлиненная до 2,3 метров грузовая платформа, расширители арок, 15-дюймовые алюминиевые колесные диски – уже оригинальные. А штатные покрышки, разумеется, заменяются на более крупные. В итоге, на колесах наружным диаметром 38 дюймов (96 см) минимальный клиренс увеличивается с 222 до 322 мм!     

Чтобы дизелю было легче крутить такая огромные "катки", в мосты ставятся более тяговые главные пары с передаточным числом 4,88 против "родных" 3,9. Средний ведущий мост – проходной, и его Arctic Trucks покупает как раз у Mercedes-Benz. На асфальте передний мост отключается и у пикапа постоянно "гребут" только два задних моста. Но на бездорожье передняя ось подключается жестко (схема part-time), плюс водитель может заблокировать пневмоприводом три межколесных дифференциала и межосевой – тот, что между 2 и 3 осью. А если еще и колеса приспустить…

В снаряженном виде все это хозяйство весит около 2,6 тонн (и берет на себя еще около 2 тонн) и раскочегаривается до максимальной скорости 120 км/час. Больше и не надо, основную часть времени такой пикап проводит вне дорог, а там куда важнее, например, объем топливного бака, который тут может достигать 400-550 л.

В России цена на готовый Hilux ArcticTrucks 6x6 начинается с 8 000 000 рублей! Причем с 2014 года для российского рынка эти машины не везут из Исландии, а делают у нас, в Красноярске. Правда, пока продажи остановлены: в Arctic Trucks ждут выхода нового поколения "Хайлюкса".  

Автор Александр Евдокимов