© Rimac Automobili
Тест-драйвы

Это "жжж" - неспроста! История электрического монстра из Хорватии

Электрику этого автомобиля собирала девушка из отдела по связям с общественностью, разработчики машины периодически врезаются в один и тот же ангар, а дизайнеры рисуют суперкары, вдохновляясь внешностью Льюиса Хэмилтона. Так создается будущее по версии маленькой хорватской компании Rimac. И мы от такого будущего в восторге.

Все-таки удивительный человек был Никола Тесла: питал необъяснимую ненависть к женским сережкам, в обязательном порядке вычислял объем супа в тарелке перед трапезой, а в гостиницах селился только в комнатах с номерами, кратными трем. Существует легенда, что он как-то проводил эксперимент по передаче электричества на расстоянии – якобы хотел таким образом подсветить дорогу одной экспедиции на Северный полюс. На полюсе свет не включили, зато в Сибири бахнуло так, что легла половина тайги, а все человечество заговорило о Тунгусском метеорите.

Никола Тесла и Мате Римак родились в 200 километрах и 130 годах друг от друга, но путь у них один: оба верят в великую силу электричества. "Я создал суперкар не для богатых клиентов. Я создал его в знак уважения Теслы и под влиянием его идей, - рассказывает Мате. - И потом, я очень хотел доказать, что электромобиль тоже может быть крутым".

Пожалуй, до достижений Теслы Римаку еще предстоит пройти довольно долгий путь, но уже сейчас ему есть чем похвалиться. Когда ему было 17 лет, он в рамках выпускной работы в техническом колледже придумал и собрал перчатку-эмулятор клавиатуры и компьютерной мыши. С этим проектом Римак объездил полмира, завоевал кучу наград на разных международных конкурсах и заработал первые деньги, которые незамедлительно спустил на покупку старой BMW третьей серии 1984 года выпуска.

На ней Мате начал участвовать в дрэг-рейсинге и кольцевых соревнованиях, но старушка долго такого обращения к себе не выдержала – мотор взорвался. И вот, когда Римак столкнулся с необходимостью замены двигателя, его и посетила занятная мысль: а что если вместо привычного ДВС впихнуть в машину электромотор?

После первого же заезда самопальная силовая установка развалилась. Под ехидные шутки соперников Римак собрал в кучу остатки мотора и заперся у себя в гараже, принявшись скрупулезно дорабатывать установку. Он снова и снова упорно выходил на старты, периодически чинил и перебирал свое творение. Другие гонщики продолжали просить Римака одолжить тачку - подзарядить мобильник - и не замечали, что с каждой гонкой автомобиль ехал все стабильнее и быстрее. А потом в один прекрасный день эта наэлектризованная BMW просто взяла и порвала всех, побив сразу несколько рекордов Международной автомобильной федерации и попав в Книгу рекордов Гиннесса как электромобиль с самым динамичным разгоном – четверть мили машина проходит за 11,3 секунды.

Если первый прототип был построен с участием внешних поставщиков, то второй практически полностью собран в пределах компании Rimac. Удивительно, но на территории площадью со средний дилерский центр производится буквально все, от колесных дисков до кнопок в салоне.

"Вот эта машина", - Моника, исполнительный директор Rimac Automobili, уже два часа водит меня по владениям компании, спрятавшейся в тихом районе в пригороде Загреба. Она указывает в дальний угол большого ангара, где под полиэтиленом угадываются очертания полуразобранного тридцатого кузова "трешки" BMW. "Мате хочет поставить в нее еще более мощный мотор. Вообще переделывать ее не хотели, но один из наших сотрудников взял ее покататься и врезался прямо в этот ангар. А вот стоит Opel Speedster, тоже с электромоторами", - Моника показывает на явно не подающий признаков жизни разбитый родстер, покрытый слоем пыли. "Мате поставил в него нашу электрическую силовую установку, чтобы сравнить характеристики получившейся модели с Tesla Roadster. Но в ходе испытаний не рассчитал и тоже врезался в ангар", - виновато улыбается Моника.

Та самая легендарная BMW. 550 колесных сил, 900 Нм крутящего момента при массе 1150 кг. Разгон до сотни занимает 3,3 секунды, а максимальная скорость составляет 280 км/ч. Аналогичную силовую установку Римак в ближайшее время планирует запихнуть в... старенький Mini. Надеюсь, тестировать он его будет подальше от ангара.

Превратив старую трешку БМВ в самую быструю трансформаторную будку в мире, Мате решил пойти дальше – не дорабатывать уже имеющиеся автомобили, а создать свой собственный с нуля. Итак, человек, никогда не работавший в автомобильной промышленности и не особо следящий за тенденциями в индустрии, решает построить автомобиль по своему разумению. Где-то мы это уже проходили: Элон Маск проделал похожий путь и в итоге добился весьма впечатляющих результатов. Однако если Элон стремился создать массовый и коммерчески успешный автомобиль, то Римак, по правде говоря, глубоко имел в виду рыночные перспективы своего творения. Экологичность электромобилей его тоже особо не трогала. Главное – динамический потенциал электрической силовой установки.

Я, двадцатилетний парень, прижимал к уху телефон, стоя в своем старом гараже, а на том конце арабский шейх просил меня собрать два суперкара и обещал инвестировать в мою компанию.

"Чем раньше ты откажешься от этой затеи, тем меньше людей подведешь и разочаруешь. В Хорватии это сделать невозможно", - так отреагировал на идею Мате профессор местного технического университета. После этого Римак перестал искать помощи на стороне – к кому бы он ни обратился, все утверждали, что это безумное начинание.

Кузов Concept_One полностью выполнен из карбона, а вот силовая структура представляет собой стальной трубчатый каркас. Впрочем, очень скоро в Rimac появится автоклав, производство карбоновых деталей расширится, и стальной каркас уступит место углепластиковому монококу.

Тем не менее, об амбициозном проекте услышали. В один прекрасный день Римаку неожиданно позвонил человек из Арабских Эмиратов. Он сказал, что представляет интересы местного шейха, который любит инвестировать в многообещающие разработки. "Сначала он спросил, что интересного я могу им предложить", - рассказывает Римак. - Я отправил им наброски Concept_One – дизайн автомобиля к тому времени уже был готов. На следующий день мне перезвонили и спросили, сколько денег мне нужно на постройку двух таких машин. Я, двадцатилетний парень, прижимал к уху телефон, стоя в своем старом гараже, а на том конце арабский шейх просил меня собрать два суперкара и обещал инвестировать в мою компанию. Еще даже не зная, куда бежать и что делать, я совершенно от балды пролепетал в трубку какую-то сумму. Естественно, запрошенного бюджета не хватило бы и на одну машину, но откуда я тогда мог это знать? Я вообще ничего не понимал в автомобильном производстве."

После этого все и завертелось. Недостающие деньги Мате и его команда буквально наскребли по сусекам. Компания Rimac Automobili, едва появившись, уже влезла в серьезные долги, и владелец склада, в котором хорваты ютились, несколько раз порывался выставить их на улицу. Тем не менее, строительство автомобилей началось. За год вперед был забронирован выставочный стенд на Франкфуртском автосалоне - тем самым Мате Римак сознательно загнал себя в жесткий цейтнот.

"Даже вспомнить смешно – мы стеснялись говорить, что вся компания Rimac насчитывает всего восемь человек - врали, что нас двадцать. Из-за нехватки времени ситуация была абсурдная. Я, например, в то время отвечала за связи с общественностью и одновременно исполняла роль секретаря, а по вечерам помогала ребятам собирать электрику в машине",  - смеется Моника. Рук катастрофически не хватало, и в какой-то момент автомобиль хотели отправлять во Франкфурт без салона, с наглухо затонированными стеклами.

В таком виде Concept_One дебютировал на автосалоне во Франкфурте в 2011 году. Сейчас этот автомобиль стоит в качестве экспоната в выставочном зале Rimac и ездит очень редко. Когда-то его гоняли в хвост и гриву, и боевое прошлое дает о себе знать: очень необычно смотреть на футуристичный суперкар, весь кузов которого испещрен сколами и царапинами.

И все-таки они успели. Суперкар Rimac Concept_One был успешно представлен на Франкфуртском автосалоне 2011 года. Переговоры с арабами, кстати, в итоге ничем толком не завершились – инвесторы неожиданно захотели, чтобы компания переехала из Хорватии в Эмираты, на что Мате идти отказался. Но к тому времени на небольшую хорватскую компанию уже обратили внимание другие венчурные капиталисты и игроки автомобильного рынка. Сейчас Rimac Automobili уже третий год как является прибыльным предприятием, зарабатывая на продаже патентов и инновационных разработок и поставляя разнообразные узлы и агрегаты своим партнерам. Например, именно Rimac производит батареи для нового шведского гиперкара Koenigsegg Regera. А некий крупный автопроизводитель (какой именно – в компании не рассказывают) выкупил разработанную Римаком систему, которая автоматически подстраивает угол наклона боковых зеркал в зависимости от поворота рулевого колеса.

Из-за того, что Rimac специализируется на автомобильных технологиях, а не на собственно автомобилях, оценивать суперкар Concept_One привычными мерилами очень сложно. Он создавался не на продажу – это демонстрация технологического потенциала компании. Да, чисто символически Rimac выпустит еще шесть товарных машин помимо двух уже созданных прототипов (три экземпляра, кстати, уже собирают по предзаказу). Но двух одинаковых автомобилей не будет – клиент волен выбирать буквально все, от цвета салона до жесткости подвески. Даже те два прототипа, которые уже построены, имеют множество различий. Например, в первой версии Concept_One кресло водителя жестко зафиксировано, а регулировать можно педальный узел. Во втором прототипе педали стоят на месте, а кресло получило нормальные регулировки. На первой машине дверь открывается через сенсор, спрятанный на боковой форточке, на второй – с кнопки на боковом зеркале заднего вида. Отсюда и разброс цен - первый прототип стоит более миллиона евро, второй - 850 000 евро.

Оба автомобиля встречают посетителей прямо у входа в главный выставочный зал компании. Стоят, гудят угрожающе, словно два сторожевых пса, злобно рычащих на чужака. Какой же интересный у них дизайн! В очертаниях нет никаких сложных линий и вычурных граней, характерных для дорогих суперкаров – автомобиль внешне простой, но при этом очень симпатичный. Засмотревшись на машины, буквально спотыкаюсь о какую-то стоящую на полу железяку. Не сразу понимаю, что только что пнул главный смысл существования всей компании Rimac - блок из двух электромоторов размером с кошачью переноску, способный сдвинуть с места небольшой дачный коттедж. И в Concept_One таких блоков – два. В сумме эти четыре электромотора выдают 1088 л.с. и 1600 Нм крутящего момента, которые разгоняют автомобиль до сотни всего за 2,8 секунды. Но самое интересное в том, что все четыре мотора способны работать абсолютно независимо друг от друга, отвечая каждый за свое колесо. Координирует их действия единый блок-контроллер, который сто раз в секунду отслеживает все силы,  действующие на конкретное колесо, и дозирует тягу. По сути, машина с педалью в пол поедет прямо даже в том случае, если только одно колесо будет на асфальте, а все остальные плещутся в скользкой грязи.

Вся система вместе с редукторами и контроллерами оказалась настолько компактной и мобильной, что теперь в Rimac активно и без особого труда интегрируют ее в самые разные транспортные средства - в данный момент, например, идет активная работа по созданию электрического катера на подводных крыльях.

Более того, водитель сам может принять участие в управлении крутящим моментом и задать любой процент подачи мощности на переднюю или заднюю ось – другими словами, автомобилю можно назначить любой тип привода и любой характер управляемости – избыточный, недостаточный или нейтральный.

Но к автомобилю вернемся чуть позже, пока что – производство. И тут действительно есть, на что посмотреть.  Заходим в отдел разработки программного обеспечения и бортовой электроники. Большой светлый зал, куча компьютеров, человек 20 персонала. Самый главный здесь Горан – молодой паренек с взглядом человека, способного не вставая с кресла с помощью Тетриса включить кондиционер в кабинете президента США. На специальном демо-блоке он показывает мне все возможности разработанной ими информационно-развлекательной системы, начиная от графики, отображающей вольтаж в каждой ячейке батарей, и заканчивая музыкальным проигрывателем. Да, даже проигрыватель они разработали и внедрили самостоятельно! От внешних поставщиков тут разве что монитор, а "мозги" и скрывающееся под монитором железо сделано непосредственно в Rimac. И больше всего поражает не сам факт таких масштабов локальной разработки, а то, что функционирует все это безотказно и очень быстро, логика всех кнопочек на сенсорном дисплее понятна с первого взгляда и крайне лаконична, да и дизайн интерфейса явно не от руки за две минуты набросали – красиво! Вся информация с центрального дисплея почти без потерь дублируется на приборную панель – она полностью цифровая и способна принимать бесчетное количество форм,  каких в обычном автомобиле не встретишь, - например, можно вызвать меню навигации, и тогда спидометр и тахометр уменьшатся в размерах и разъедутся в разные стороны, а всю площадь между ними займет прекрасно прорисованная карта с 3D-моделями наиболее интересных зданий и сооружений.

Сами микросхемы проектируются буквально за соседним компьютером – мало чем отличающийся от Горана парень что-то щелкает мышкой на экране с ядовито-зелеными линиями и стрелками. Периодически он отвлекается от компьютера, достает из пакетика шарики сухого собачьего корма и бросает их через половину зала небольшому милому терьеру. Это, кстати, очень милая черта корпоративной политики Rimac - персоналу разрешается приводить на работу своих домашних любимцев, поэтому по всем отделам деловито снуют собаки и кошки разных цветов и размеров.

Сразу за этим парнем, оккупировав два компьютера, сидит инженер-проектировщик. Не успеваю подойти, как он, не здороваясь, начинает что-то объяснять мне на хорватско-английском, периодически показывая на виртуальный макет шасси. На втором мониторе – какие-то графики, чуть поодаль – доска, исписанная инфернального вида формулами. Делаю вид, что все прекрасно понял и оценил, и мы идем дальше, в дизайнерское подразделение.

На первом прототипе стояли подрулевые переключатели от BMW. Для второй модели в Rimac сделали их уже самотоятельно. Сложной формы деталь вытачивается из цельной алюминиевой болванки на станке с числовым программным управлением. На аналогичных станках вытачиваются и все остальные алюминиевые элементы машины, включая колеса и элементы силовой установки.

Здесь вовсю кипит работа: парни, создавшие так приглянувшийся мне простой и эффектный дизайн Concept_One, уже трудятся над новым суперкаром. Да-да, Мате готовит второе пришествие - будущая модель будет еще мощнее, еще быстрее и - судя по наброскам - еще эффектнее. Все стены увешаны скетчами, распечатками трехмерных компьютерных моделей и источниками вдохновения - целая доска плотным слоем покрыта изображениями отдельных элементов суперкаров разных марок, а над всем этим приклеена фотография Льюиса Хэмилтона (внезапно).

Мы возвращаемся к главному входу, где Мате уже ждет меня в машине. Гудение стало громче и злее, словно Concept_One задумал растоптать меня всеми своими лошадиными силами. Мои мысли подтверждают два механика, с живым интересом наблюдающие, как я залезаю в машину. Я не знаю хорватского, но они, похоже, заранее делят между собой мои кроссовки.

Первое впечатление – меня уменьшили и запихнули в детскую радиоуправляемую машинку. Потому что звучит она так же, а залезать в нее настолько непривычно, словно она вообще никогда не была рассчитана на водителя и пассажиров. Например, бокового порога в привычном понимании здесь нет: открываешь дверь и видишь какой-то огромный валик, обтянутый замшей, который занимает едва ли не половину дверного проема. Он такой широкий и высокий, а кресло стоит настолько низко, что не проехаться по этому порогу задницей просто невозможно. Сидеть очень удобно – кресла сдвинуты глубоко назад и оставляют много места для ног.

Дизайн интерьера настолько же лаконичен, как и внешний вид прототипа. Блок алюминиевых кнопок и крутилок на центральном тоннеле отвечает только за технические настройки. Все бортовые системы, включая климат-контроль, управляются через дисплей.

Вот только как Мате умудряется что-то видеть? Забавно, что такая обыденная вещь как обзорность пала жертвой высоких технологий – лобовое стекло узенькое, на дорогу смотришь словно через бойницу, а боковые зеркала вообще величиной чуть больше грецкого ореха. Салонного зеркала нет – его заменяет камера заднего вида. Во-первых, сзади все равно глухая панель вместо стекла, а во-вторых, зеркало здесь сожрало бы добрую половину лобового стекла. Монитор информационно-развлекательной системы,  которую показывали мне программисты, в автомобиле выглядит уже не так круто – сильно бликует, и я с пассажирского места вижу только кучу отпечатков Мате на поверхности.

Зато салон собран и отделан на удивление здорово. Обычно при создании прототипов пункт "интерьер" остается без внимания – лишь бы машина ехала нормально. Здесь же – приличная кожа, алькантара, ровные строчки и вполне уместные вставки из карбона. Впрочем, с пошивом салона хорватам помогали болгары из знаменитого ателье Vilner - эти ребята точно знают толк в работе с кожей.

От того, на что способен этот троллейбус, Никола Тесла не просто крутится в гробу – он восторженно кружится в хороводе с Исааком Ньютоном и Альбертом Эйншетйном. Потому что Concept_One не в курсе, как работают законы физики и как должен вести себя автомобиль, и поэтому творит все, что ему вздумается. Удар по педали – и суперкар начинает так неистово мести хвостом, что я невольно прикидываю, на ком из сотрудников Rimac мои кроссовки все-таки будут смотреться лучше. Но вот Мате щелкнул тумблером, и машина необъяснимым образом в абсолютно аналогичных условиях и на той же самой дороге просто телепортировалась из одной точки в другую, даже не попытавшись уйти в занос. Когда компьютер запрещает этому зверю вставать боком, автомобиль словно вспоминает  строчку про последовательность в безумии из "Гамлета" - разгон дикий, эмоциональный, нервный, но при этом – идеально стабильный и пугающе линейный. Вообще даже мощные электрокары – и это мы знаем по Tesla Model S – уверенно разгоняются где-то до 150 км/ч, после чего эффективность разгона заметно снижается. Но это мы знаем, а Мате Римак – нет.  Поэтому Concept_One и после 200 км/ч набирает скорость так, словно перепутал точку отсчета и решил, что стартует с места.

Диодная лента задних фонарей окаймляет внушительный воздуховод, откуда вытягивается горячий воздух. Электромоторам такой мощности и при такой плотной компоновке требуется очень эффективное охлаждение. Здесь за эту составляющую отвечает масляная магистраль.

Представьте, что вы пришли в библиотеку взять собрание сочинений Толстого. И вот бабушка-божий одуванчик начинает очень долго и флегматично копаться в картотеке, потом навечно исчезает среди полок, и еще спустя пару суток выносит заветную книгу. Вот это – любая современная трансмиссия в паре с любым современным двигателем внутреннего сгорания. Потому что Concept_One – это огроменная библиотекарша с косой саженью в плечах, которая, едва вы только откроете рот, швырнет в вас книжным шкафом, а потом прыгнет сверху и забьет до смерти четвертым томом "Войны и мира". Когда на скорости 120 км/ч Мате нажал на педаль, я успел только восхищенно клацнуть зубами. Цифры на спидометре сменяют друг друга быстрее, чем на весах в страшном сне Мисс Бикини. Да с какой же ты планеты, тварь?!

Стрелка тахометра неожиданно размножилась на четыре, которые начали в хаотичном порядке метаться по шкале. И это не галлюцинация: компьютер выводит на тахометр обороты всех четырех моторов одновременно.

И да, кстати: кто там говорил, что электромобили тихие? Какие угодно, но не Rimac. В салоне стоит такой оглушительный гул, словно в машину спрятали целую пасеку пчел-мутантов.

Покидая компанию, я вдруг вспомнил один свой школьный учебник с шикарным названием "Занимательная ядерная физика". Название фееричное, но чертовски удачное. Rimac Concept_One – вот она, занимательная ядерная физика. Это красивое, быстрое (и дорогое, чего уж там) доказательство того, что наука – это круто.

Удивительно, но Римак-автомобиль все-таки произвел не такое яркое впечатление, как Римак-создатель этого автомобиля. 2,8 секунды до сотни - это очень быстро, но не феноменально. Электромоторы? Та же Tesla уже руку набила на серийном производстве автомобилей на электротяге. Молодость, целеустремленность, инженерный талант - вот что действительно восхищает. Так что будущее не за автомобилями на водороде или батарейках - будущее за теми, кто эти автомобили создает.

Тест-драйв Land Rover Discovery V: внедорожник и без рамы?! Алюминиевый несущий кузов, тонны электроники... Неужели герой легендарного Camel Trophy завязал с приключениями и превратился в большой миролюбивый семейный кроссовер? Ведущий АвтоВестей Павел Блюденов устроил "Диско" суровую проверку на право носить легендарное имя.
Дневник Lada Xray: как мы первое ТО проходили Незаметно пролетел год как в нашем гараже появился Lada Xray - пришла, наконец, пора сделать первое ТО и посмотреть, не сказалась ли на здоровье нашего подопечного далеко не самая простая и, прямо скажем, весьма необычная эксплуатация.
Тест-драйв Audi TT RS: 3,7 секунды до 100 км/ч В России больше невозможно купить новые TT RS, даже если очень хочется - небольшую квоту машин разобрали, как горячие пирожки. Главред АвтоВестей Павел Блюденов поездил на немецкой "ракете" и выяснил, почему фанаты Audi без раздумий опустошали свои кошельки.