© Александр Евдокимов
Тест-драйвы

Тест-драйв УАЗ Patriot: естественная монополия

На обновленном УАЗ Patriot теперь сложнее потеряться на местности и затеряться в транспортном потоке, прикинувшись простым селянином. Он теперь щедрее к задним пассажирам – и чуть добрее к водителю. Однако, поездив на рестайлинговом "Патриоте" и прикинув цифры, АвтоВести убедились, что успешные продажи этому Patriot будут обеспечивать не только модные примочки" и преображенная внешность.

На обновленном УАЗ Patriot теперь сложнее потеряться на местности и затеряться в транспортном потоке, прикинувшись простым селянином. Он теперь щедрее к задним пассажирам – и чуть добрее к водителю. Однако, поездив на рестайлинговом "Патриоте" и прикинув цифры, АвтоВести убедились, что успешные продажи этому Patriot будут обеспечивать не только модные примочки и преображенная внешность.       

В последние 2-3 года Ульяновский автозавод словно прорвало на обновления уже немолодого "Патриота". Новая раздаточная коробка Dymos и панель приборов, переделанное рулевое управление, карданные валы и ручной тормоз, расширение комплектации, внедрение туда зимнего пакета с подогревом лобового стекла и предпусковым подогревателем… И вот – очередное большое обновление, которое произошло в 2014 году. На этот раз добрались и до внешности, ведь выражение лица у Patriot не менялось с 2005 года! Красиво вышло или нет – каждый волен судить сам. Но то, что рестайлинговый "Патриот" стал заметнее – факт: в потоке взгляд за него цепляется сразу.

Минимальная цена

699 000

Максимальная цена

900 000

 
 

Важно, что одной внешностью дело не ограничилось. Метла обновления прошлась и по салону. Например, за счет новой мультиплексной проводки передние и задние электрические стеклоподъемники теперь управляются водителем с одного блока (раньше он мог командовать только передними стеклами). Кнопку блокировки окон тоже не забыли – теперь любопытные детские пальчики и непоседливые собачье-кошачьи лапы стекло на ходу уже не откроют. Водителю в потемках стало светлее, ведь над ним наконец-то повесили нормальные плафоны освещение и научили их делать "вежливый свет" – дверь захлопнул, а светильники гаснут плавно, как в театре. Но мелочевку или мобильник в темном салоне искать не придется, у них прежнее место дислокации – в подстаканнике за рычагом КПП. Положить их, чтобы были под рукой, по-прежнему некуда. 

Обновленный УАЗ Patriot 2015 года узнается по другой решетке радиатора, новым фарам со светодиодными "гирляндами" дневного хода, зеркалам с поворотниками, увеличенным противотуманкам и бамперу, крепящемуся не к раме, а к кузову (это уменьшило зазоры). Правда, фары китайской фирмы BAIC на тестовой машине уже потели. А с самого бампера убрана ступенька и на него не встанешь ногой, пытаясь подлезть к мотору.

Передние кресла – новые. И водителю больше не надо открывать дверь, чтобы отрегулировать посадку - рука уже не застревает между карманом двери и подушкой. Диапазон настройки по длине увеличили, регулировку спинки сделали бесступенчатой. А захотел сиденье поднять-опустить – просто качай рычаг вверх или вниз (правда, он нередко залипает), не надо больше изворачиваться и накручивать тугие ручки.

Объем багажника

1150-2450

литров

Дорожный просвет

210

мм

Мощность двигателя

128

л.с.

 

Но я верчусь и так, и сяк - и все мне не сидится. По сравнению с прежним, новое кресло жестче, негостеприимнее, а профиль спинки - выталкивающий. В топовой комплектации Limited есть поясничный подпор, но об его отсутствии я бы не жалел: он не убирается до конца, постоянно чувствуешь торчащий из спинки бугор. И задранный передний край подушки вниз уже не опустишь, как на прежнем кресле – отдельной настройки угла наклона подушки больше нет.

У "Патриота" новые задние фонари (тоже китайские), все стекла, кроме дверных, - вклеенные (так герметичнее и кузов чуть жестче), а новые подножки со стальной трубой внутри – компактнее. Еще бы петли пятой двери усилить, - а то немало "патриотоводов" снимают запаску, чтобы дверь под ее весом не провисала.

За рулем китайского Great Wall H3 Turbo, который мы тестировали прошлой осенью, мне, помнится, сиделось уютнее. И мягче было не только спине и пятой точке: у "Ховера" на подоконнике двери и крышке центрального бардачка есть мягкие подушечки. На этом фоне Patriot суров: никакой пощады, никакой буржуйской мягкотелости, под локтями – только голый пластик, жесткость которого чувствуешь даже сквозь толстую одежду!

Ладно, привыкнем-прикатаемся - как говорится, "уазовод терпел – и нам велел". Кстати, отдельное спасибо за подогрев всей поверхности  лобового стекла! У китайского соперника такого нет, и в холода я оценил эту опцию во всей красе. Чтобы отскрести на высоком Patriot обледеневшее стекло, впору лестницу приставлять. А тут кнопку нажал –  и все само оттаяло. Увы, этой крайне нужной в наших широтах вещицы нет в базовой версии "Классик". А в комплектации "Комфорт" извольте доплатить за нее 25 000 рублей – обогреваемое лобовое стекло идет только в нагрузку со второй печкой, подогревом заднего дивана и более емким аккумулятором (в исполнении "Лимитед" этот зимний пакет уже включен в список стандартного оснащения).

У внедорожника удачная новая панель приборов, где все наглядно и под рукой. Но центральной консоли не хватает поддона или кармана для мелочевки и телефона. И с настройкой "баранки" пора что-то делать: давно не хватает регулировки руля по вылету, да и по углу наклона приходится выбирать из трех положений.

Понравились яркий свет новых фар, а также мощные противотуманки – ночью с ними лучше видны ухабы и обочины дорог. Есть регулировка подсветки приборов, но не хватает такой же настройки для кнопок и селектора раздатки между передними креслами – в темноте их ярко-зеленое сияние мешает. И что-то определенно пора делать с дворниками! К мощному омывателю стекла вопросов нет, но щетки все так же ползают по стеклу сонными мухами, это уже почти фирменная особенность "Патриота", - как и сиплый клаксон.

Зато каждый раз поражаюсь, какая тут высокая посадка. Не командирская – царская! Не смотришь вперед, а по-хозяйски обозреваешь владения. Что это там внизу едет, не разгляжу никак? На легковушки, кроссоверы и "газелистов" я снисходительно смотрю свысока, а с удивленными "камазистами" переглядываюсь почти на равных, едва не заглядывая к ним в кабину. И новые боковые зеркала хороши: они больше не вибрируют на ходу и картинку не искажают.

Новая шкала приборов отлично читается, а ее прозрачный пластик больше не замыливается от протирки. На шкале тахометра просматриваются значки блокировки заднего дифференциала - запас под отсутствующие пока опции. Наконец-то есть бортовой компьютер. Не хватает лишь счетчика "съеденного" топлива (так точнее высчитать расход), а переключение с помощью тоненького штырька крайне неудобное – того и гляди отломишь!

Эх, к этой бы посадке – да еще поручни на стойки дверей прикрутить! Высоковат трон: пока на него карабкаешься, даже ухватиться не за что, особенно пассажирам. И с новыми зеркалами надо быть осторожнее в лесу или гараже: они уже окрашенные и вдобавок складные - теперь при контакте с деревом их можно не только ободрать, но и вовсе отломить (прежние были из некрашеного пластика и отгибались взад-вперед на пружинах). Но еще раньше я чуть не свернул эти зеркала на парковке, пытаясь их банально сложить. Выяснилось, что на них не стоит давить (весь крепеж "дышит"), а надо сначала приподнять и уже потом свернуть зеркало набок.

11,5 л/100 км

Заявленный трассовый расход топлива бензиновой версии

Другая внешность, измененный салон, новые опции – может, и едет рестайлинговый Patriot по-другому? Я поворачиваю ключ зажигания – и после характерного "тых-тых-тых" забубнил под капотом давно знакомый бензиновый 2,7-литровый ЗМЗ-409 мощностью 128 л.с. Нравится мне его басовитое ворчание - звучит брутальнее, чем у оппонента марки Great Wall! И перегазовки при переключениях на Patriot мне делать удобнее – газ у него острее и не так задемпфирован, как у "китайца". И сидишь в Great Wall H3/H5 по-легковому, почти на полу. Но зато и едешь на нем, как в легковушке.

УАЗ Patriot на фото "обут" в новые литые 18-дюймовые диски с  резиной 245/60 (базовое оснащение версии Limited). В УАЗ говорят, что внедрили такие диски "по потребности рынка". Решение спорное: такие колеса и дороже, и трясти на них будет сильнее, а из плюсов – разве что понт и ощущение, что машина рулится чуть острее из-за низкого профиля покрышек. У самой доступной комплектации "Классик" - покрышки 225/75 R16 на стальных дисках.

Потому что в обновленном "Патриоте" езда – это по-прежнему работа водителя легкого грузовика, и любителям простой жизни тут не место! Увесистый руль, тяжелые педали (тормоз еще и смещен влево), тугие внешние дверные замки (надо либо смириться и дергать, либо разбирать и смазывать), ручник – все требует совсем не легковых усилий. У рычага 5-ступенчатой корейской КПП Dymos все такие же длинные ходы - втыкая пятую, достаешь до коленки пассажира, а при включении первой и третьей ступеней недолго зацепить "крутилки" климатической установки. В режиме отопления по-прежнему гудит  жидкостный насос второй печки, скрипит ватная педаль сцепления, что-то тоскливо постанывает в рулевой колонке, клацают реле, бухает на весь двор механизм центрального замка… При ускорениях и на переходных режимах привычно рычит коробка, бренчит выхлоп, двигатель резонирует с обшивкой и "колбасится" на холостых оборотах, при пробуксовке трясется в лихорадке рычаг коробки передач – Patriot все так же живет, дышит и звучит как многострунный оркестр!

Управляемость? Еще летом 2014 года на дорестайлинговые "Патриоты" начали ставить гидроусилитель руля, сделанный в Китае по лицензии немецкой ZF (вместо агрегата от американской Delphi) – с ростом скорости он теперь снижает свою производительность, чтобы усилить "чувство колес". Попутно доработали рулевой кардан, чтобы не стучал на кочках. И уже на обновленном внедорожнике в заднюю рессорную подвеску впервые внедрили стабилизатор поперечной устойчивости, призванный уменьшить крены. Помогло?

 
  1. На 7-дюймовый сенсорный экран выводится картинка с камеры заднего вида и можно смотреть фото и видео Full HD.
  2. В пару к навигатору прилагаются компас, счетчик средней скорости и альтиметр. Правда, шкала высотомера ограничена отметкой 800 метров.
  3. "Патриот" впервые получил заводскую мультимедийную систему с навигатором (только в топовой версии Limited)! Навигационные карты России, Казахстана, Беларуси и Украины поставляет российский Navitel. Играющая МР3 и WAV-файлы магнитола тоже новая (идет в версиях "Комфорт" и Limited). Динамики более мощные, но звук все равно так себе: без басов играет плоско, а с басами – надрывно. 
 

Я хорошо помню, как два года назад шатало на трассе Patriot с новой электроуправляемой  раздаткой Dymos: при перестроениях и активных торможениях внедорожник кренило и "крестило", как кибитку бродячего цирка! Теперь получше: корма уже меньше норовит ехать отдельно от машины, крены стали сдержаннее, а динамический коридор на ходу – не таким размашистым. Но не стоит обольщаться: между УАЗом и понятием управляемости все так же нет знака равенства. Да, руль на скорости тяжелеет, но не отменяет необходимости подруливать. При этом люфты и зоны бесчувственности в рулевом механизме такие, что на небольшие отклонения "баранки" внедорожник просто не реагирует! При неразрезных мостах никто не отменял и высокий центр тяжести. Так что, имеющие независимую переднюю подвеску конкуренты в лице Great Wall H3/H5 и SsangYong Kyron уделывают "Патриот" на асфальте в плане устойчивости и точности управления. 

В ответ Patriot берет свое там, где асфальт кончается. Если у того же Great Wall H3 на грунтовках и волнах покрытия проявляется склонность к раскачке и пробою задней подвески, то сжатая как пудовый кулак подвеска "Патриота" на этом фоне кажется непробиваемой! Да, козлит, да, идет жестковато, резко, тряско - даже по асфальту. Зато по грейдерам, полям и долам валишь ходом, смело, без опасений. А чего бояться-то? Свесы короткие, до бамперов – высоко, до днища – далеко. За это и любят, и многое прощают.     

На обновленный Patriot передние кресла теперь поставляет тольяттинская фирма "ЛадаПласт-Т", сменившая корейскую Daewon. Возможно, для УАЗа так дешевле, но их профиль менее удобен, обивка не везде аккуратна, а ручки бесступенчатой регулировки угла наклона тугие – устанешь накручивать! Подогрев кресел накаляется быстро, но не хватает регулировки степени "прожарки" – или терпи, или выключай.

Но и перемен от УАЗа давно ждут и требуют, не вечно же все прощать! И если откровенно, ждут не столько фар со светодиодами, мультимедийных систем, 18-дюймовых дисков и маркетинговых заигрываний в городской автомобиль. Ждут перемен по делу, по наболевшему. Например, давно просят один топливный бак, чтобы не бегать вокруг машины с заправочным пистолетом и не переставлять машину с борта на борт. Некоторые "патриотоводы" просто встают между двух колонок и заправляются сразу с обеих! Нагло, а куда деваться?

Обнадеживает, что завод обещает скоро этот самый единый бак внедрить. В 2015-2016 годах в Ульяновске также сулят "Патриоту" передние подушки безопасности, систему стабилизации и долгожданную (да что уж там, практически вымоленную) жесткую принудительную блокировку заднего межколесного дифференциала! Попутно уже вылечили новую раздатку Dymos – если заглох на пониженной передаче, она уже не переключается обратно на повышенный ряд. Сам алгоритм включения переднего моста и понижайки тоже упростили, а в "шайбе" управления раздаточной коробкой наконец-то исправили тот самый "недоконтакт", который так изводил меня во время прошлого теста дорестайлингового Patriot.

 
  1. Отодвинутый задний диван теперь позволяет откинуть передние спинки и организовать спальные места. Я с ростом в 180 см могу тут вытянуться, но лежу впритык.
  2. Под подушкой дивана сохранены ниши для домкрата и мелочевки.
  3. На галерке было просторно и в прежнем Patriot. А в обновленном задний диван сдвинули назад на 80 мм – теперь хоть нога на ногу сиди! Появились крепления Isofix, но убраны откидной подлокотник и настройка спинки по углу наклона - да и сидится тут уже жестче. Есть подогрев и мощная вторая печка, но они идут только с зимним пакетом.
 

Но этим лист пожеланий не ограничивается. Так, в механическую коробку давно просится шестая передача для снижения оборотов мотора на трассе. Сейчас же на пятой ступени и скорости 100 км/час двигатель выдает почти 3000 об/мин, хотя на бензиновом Patriot в мостах стоят более скоростные главные пары. Ульяновцы появления механической "шестиступки" не исключают. Попутно планируют к 2017 году освоить и автоматическую коробку передач - чтобы привлечь новых клиентов. Обещают даже новый бензиновый 4-цилиндровый турбомотор – более тяговитый (по слухам, его отдача составит около 150 л.с. и 330 Нм) и экономичный. Давно пора, потому что нынешний бензиновый мотор ЗМЗ впору прозвать "Истребителем" - но не за резвость, а за шумность и страсть к истреблению бензина.

С дизельным мотором сложнее. Серьезно модернизированный пару лет назад дизель ЗМЗ-514 на Patriot "не пошел". Покупатели явно не спешат выкладывать за этот движок лишние 70 000 рублей, предпочитая ему пусть прожорливый и менее тяговитый, зато проверенный бензиновый ЗМЗ-409. Спрос на дизель - менее 10% от общего объема продаж, и в Ульяновске подумывают вовсе от этого мотора отказаться. И альтернативы ему на горизонте пока не видно.    

Несмотря на смещенный назад диван, в огромном багажнике "Патриота" по-прежнему можно полдачи увезти! Но у конкурентов отделка трюма опрятнее. Изменена схема трансформации дивана: теперь надо откинуть вперед подушки и опустить на их место спинки.

На внедрение всех этих изменений и прочие "допиливания" внедорожника у ульяновцев не так уж много времени – нынешнему поколению Patriot на заводе отмерили срок жизни до 2020 года. Но и без этого спрос на рестайлинговую машину гарантирован, даже со всеми ее нынешними заусенцами. Потому что, даже подорожав после обновления на 50 000 рублей, Patriot сохраняет в своем классе статус "естественной монополии". Ведь никто до сих пор не предлагает столько автомобиля за такие деньги!

Хотя цены, конечно, тоже давно не бросовые. Пустая, как барабан, комплектация "Классик" уже стоит 699 000 рублей. За промежуточную версию "Комфорт", в которой есть кондиционер, попросят 770 000 рублей, а топовое оснащение Limited потянет на 830 000 рублей. Самый дорогой Patriot – с дизелем, который предлагают только в исполнении Limited по цене 900 000 рублей – сумма, которая всего несколько лет назад казалась бы нереальной! Может, потому дизель и не берут?

Уменьшив крены и виляния кормы, новый задний стабилизатор попутно несколько сократил рабочие ходы подвески – на пересеченке задние колеса теперь вывешиваются раньше. Да и сам стабилизатор висит так, что его недолго и загнуть об пенек или камень.  Вместе со стабилизатором обновленный "Патриот" получил не требующие обслуживания карданные валы с увеличенным ресурсом. 

В ответ на это уазовцы заманивают клиентов скидками. Если сдать в утиль гниющий на даче дедушкин "Москвич", УАЗ обещает опустить цену "Патриота" на 90 000 рублей, по схеме trade-in – на 75 000 рублей. Если же брать машину в кредит, то ульяновцы дают скидку в 50 000 рублей, к которой могут прибавляться скидки по утилизации или trade-in.             

Конечно, не у всех есть, что сдать на свалку. И не каждый сегодня полезет в кредитную кабалу. На рынке всем плохо, но даже без скидок цена на Patriot, тянущего на себе основные продажи УАЗа, позволяет заводу терять в продажах меньше всех среди конкурентов. Так, за январь-апрель 2015 года продажи УАЗа просели на 9% в сравнении с 2014 годом, тогда как SsangYong за этот же период потерял в России 69%, а Great Wall – 70 процентов!

Бензиновый мотор ЗМЗ все так же не силен на "низах", но помогла раздатка Dymos с  передаточным числом "понижайки" 2,54 ( было 1,94): бездорожье Patriot штурмует увереннее. Хотя если же поддать газу, то от трансмиссионных вибраций при буксовании внедорожник весь ходуном ходит – кажется, что мосты и рычаг КПП вот-вот отвалятся. И расход по компьютеру взлетел до 25 л/100 км. Но целина была взята – кто бы сомневался! Причем на почти беззубой всесезонной резине Кама-221, которая нормально не едет ни по снегу, ни по грязи. А уже если поставить что-то "позубастее" и дождаться установки с завода задней межколесной блокировки… 

Неудивительно: самый дешевый рамный внедорожник от Great Wall (модель Н3 с 2-литровым бензиновым движком) даже с учетом скидок сейчас стоит от 839 000 рублей,  дизельный Н5 на "механике" обойдется минимум в 925 000 рублей, а обновленный Н3 New с бензиновым турбомотором стоит от 949 000 рублей. Что до рамного SsangYong Kyron, то его цена теперь стартует с 1 010 000 рублей за бензиновый мотор и с 1 060 000 рублей – за дизель. К тому же, поговаривают, в 2016 году "Кайрон" могут и вовсе снять с производства.

Уазовцам это только на руку: конкуренты самоустраняются, Patriot остается фактически в гордом одиночестве. Чем не естественная монополия?! Лишь бы от этого УАЗ не сбавил темпы модернизации "Патриота", а то ведь монополизм, говорят, расслабляет…

Технические характеристики (данные производителя):

Название автомобиля УАЗ Patriot 2,7i (бензин) УАЗ Patriot 2,2D (дизель)
Габаритные размеры
Длина, ширина, высота, мм 4785х1900х2005 4785х1900х2005
Колесная база, мм 2760 2760
Дорожный просвет, мм 210 210
Колея передняя, мм 1610 1610
Колея задняя, мм 1610 1610
Радиус поворота по шинам, м 6,8 6,8
Объем багажника, л 1150—2450 1150—2450
Двигатель
Тип двигателя

ЗМЗ-40905, Евро-4
4-цилиндровый,
бензиновый, атмосферный

ЗМЗ-51432, Евро-4
4-цилиндровый,
турбодизель
Максимальная мощность, л.с. 128 при 4600 об/мин 113 при 3500 об/мин
Максимальный крутящий момент, Нм 210 при 2500 об/мин 270 при 1800-2800 об/мин
Объем двигателя, см3 2693 2235
Степень сжатия 9,1 19
Диаметр цилиндра, мм 95 87
Ход поршня, мм 94 94
Масса
Снаряженная масса MT/AMT, кг 2125 2165
Грузоподъемность MT/AMT, кг 525 525
Трансмиссия
Тип привода Подключаемый полный,
с пониженной передачей
Подключаемый полный,
с пониженной передачей
КПП 5-МКПП 5-МКПП
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 150 135
Разгон 0-100 км/ч, с 19,0 н/д
Потребление топлива
Городской цикл, л/100км н/д н/д
Загородный цикл, л/100км 11,5 (при 90 км/час) 9,5 (при 90 км/час)
Смешанный цикл, л/100км н/д н/д
Тип топлива Бензин АИ-92 Дизельное
Объем топливного бака, л 2х36 2х36

 

Автор Александр Евдокимов, фото автора и УАЗ
Первый взгляд на Mercedes E-Class кабриолет и электрический Smart без крыши Теплый сезон в этом году выдался очень коротким. В Mercedes-Benz явно это предвидели, поэтому их новый кабриолет E-класса приехал в Россию только осенью. Впрочем, у него есть все необходимое, чтобы вы получали удовольствие от отсутствия крыши независимо от температуры воздуха.
Тест-драйв Audi TT RS: 3,7 секунды до 100 км/ч В России больше невозможно купить новые TT RS, даже если очень хочется - небольшую квоту машин разобрали, как горячие пирожки. Главред АвтоВестей Павел Блюденов поездил на немецкой "ракете" и выяснил, почему фанаты Audi без раздумий опустошали свои кошельки.
Тест-драйв Land Rover Discovery V: внедорожник и без рамы?! Алюминиевый несущий кузов, тонны электроники... Неужели герой легендарного Camel Trophy завязал с приключениями и превратился в большой миролюбивый семейный кроссовер? Ведущий АвтоВестей Павел Блюденов устроил "Диско" суровую проверку на право носить легендарное имя.