© АвтоВести

18 марта 2015 23:50

Автопром 16695

Уход Opel из России: почему немец упал первым

Решение Opel стало не "очередным проявлением кризисной ситуации", а знаковым событием - мол, дело дрянь, и малой кровью мы не отделаемся. Впрочем, АвтоВести уверены, что никакой спад спроса в России не привел бы к "бегству", если бы компания в целом не представляла собой черную финансовую дыру.

 Решение Opel стало не "очередным проявлением кризисной ситуации", а знаковым событием - мол, дело дрянь, и малой кровью мы точно не отделаемся. Впрочем, АвтоВести уверены, что никакой спад спроса в России не привел бы к "бегству", если бы компания в целом не представляла собой черную финансовую дыру.


В 2014 году Россию покинул Seat...

Многие из нас крепки задним умом – и в ближайшие дни наверняка найдётся немало экспертов, якобы "с самого начала" знавших, что именно Opel обречён стать первой крупной жертвой кризиса. Однако все их выкладки наверняка будут сводиться к результатам продаж в феврале: немецкая марка стала одним из главных неудачников, зафиксирован падение в 82 % по сравнению с февралем прошлого года. Эти показатели вряд ли заставили топ-менеджмент Opel запрыгать от восторга – но в то же самое время трудно поверить, что именно эти минус 82 % стали первой и главной причиной дать сигнал к отступлению.

Конечно, наличие тех или иных факторов риска нельзя отрицать. К примеру, в то время как престижные марки умудряются даже улучшать свои показатели, а бюджетные модели позволяют их производителям минимизировать потери, основной удар кризиса принимают на себя марки, работающие в средней ценовой категории. К которым относится в том числе и Opel.

Но тут же стоит вспомнить, что итоги прошлого года оказались для Opel не такими уж и разгромными. Да, машин было продано на 20 % меньше, чем в 2013 году, - но тот же Ford, просевший вдвое сильнее (на 39 %), доморощенные эксперты выпроваживать из России не торопились. Были у марки и определенные успехи: компактный кроссовер Mokka стал самым востребованным автомобилем в сегменте, опередив среди прочего Nissan Juke. Появилась даже информация об организации к 2016 году сборки модели на заводе в Петербурге, где по этому случаю планировалось увеличить производственные мощности. Кстати, наличие локальной сборки нескольких моделей (которой, кроме питерского завода, занимается калининградский "Автотор") было одним из позитивных факторов для Opel, уменьшая зависимость цены на ту же модель Astra от колебаний валютных курсов. Но ложка позитива не могла перевесить бочку дёгтя – причем деготь этот начал копиться давным-давно, и главным генератором его был отнюдь не российский рынок.

Проблема в том, что Opel хронически убыточен – показательно, что "неплохими годами" в компании считаются те, когда убытки не дотягивают до миллиарда долларов. Негативную тенденцию не получается переломить ни переносом производств в Восточную Европу и закрытием заводов в Европе Западной (только что закрыли завод в немецком Бохуме), ни ускоренной разработкой большого количества новых моделей, ни другими вроде бы логичными способами. Периодически всплывает информация, что на каждой проданной – независимо от рынка – машине Opel теряет то ли чуть меньше, то ли чуть больше тысячи евро. Странно, что в свое время General Motors не воспользовала возможностью сбыть проблемную марку с рук долой, продав ее консорциуму канадской компании Magna и российского "Сбербанка" - но это уже совершенно другая история.

Так или иначе, финансовое состояние Opel в целом напрямую сказывается на возможностях бороться за свою долю российского рынка. Точнее – на отсутствии таковых возможностей. Если другие крупные концерны в теории могут смириться с теми или иными убытками или компенсировать потери за счет прибыли, полученной на других рынках, немцы так поступить не могут – у них и так течет из всех щелей. Одни могут придержать неизбежный рост цен – другим приходится переписывать ценники прямо здесь и сейчас независимо от своего отношения к этому недружественному потребителю акту.

Также можно вспомнить, что в последнее время концерн General Motors за пределами Америки предпочитает быстро констатировать смерть, чем тратить время на попытки оживления. Производство автомобилей марки Holden в Австралии перестало быть рентабельным? Не будем ничего производить в Австралии (на 2017 год запланирована окончательная остановка конвейера). Продажи Chevrolet в Европе забуксовали? Прекратим эти продажи – и дело с концом. В эту картину органично вписывается и озвученное вчера решение уйти с российского рынка. Похоже, в руководстве General Motors господствует метод не заглядывать особо далеко в будущее и не строить долгоиграющих планов, оценивая риски в краткосрочной перспективе. А что в краткосрочной перспективе на российском рынке жизнь будет не сахар, девушки на ресепшен торгующих машинами Opel российских автосалонов знают не хуже, чем топ-менеджеры на верхних этажах детройтских небоскребов.

 

Минэкономики застрахует автопроизводителей от прыжков курса валют Министерство экономического развития собирается принять ряд мер, чтобы защитить иностранные автомобильные компании с локализованным в России производством от резких скачков курса рубля. По слухам, в правительстве намерены изменить принципы подсчета уровня локализации.
В России могут закрыться до 1000 дилеров Эксперты продолжают делать мрачные прогнозы по состоянию автомобильного рынка в России. Так, по некоторым оценкам, из-за тяжелой экономической ситуации в нашей стране могут закрыться порядка 1000 дилерских центров, при этом около 100 тысяч человек рискуют потерять работу.
Спрос на автокредиты в России упал более, чем наполовину Нестабильная экономическая ситуация в России уже аукнулась на рынке кредитования. Так, за первые 3 месяца 2015 года доля автокредитов в общем количестве продаж новых машин уменьшилась вдвое, составив всего 20% на фоне того же периода в 2014 году.