© Mercedes-Benz
Простые вопросы

Почему на приборной панели до сих пор есть тахометр?

Люди со стажем легко переключаются на слух - ведь на "двадцать первой" "Волге" или "копейке" тахометра не было. А новое поколение успело привыкнуть, что чудо-робот все делает за них. Но тахометр по-прежнему мозолит большинство водительских глаз. Зачем?

Стрелка тахометра, бегающая вперед-назад по своей шкале, - привычное зрелище для современного водителя: этот прибор присутствует на абсолютном большинстве приборных панелей, причем на некоторых занимает самое видное место и сразу бросается в глаза. Но если задуматься, то обосновать необходимость в режиме реального времени информировать водителя об оборотах двигателя не так уж просто.

Даже те, кто ездит на автомобилях с механической коробкой передач, переключаются на слух: рев двигателя на высоких оборотах заставляет сделать это гораздо раньше, чем мотор ударится в отсечку. На большинстве советских легковых автомобилей тахометр отсутствовал – и к массовым взрывам моторов это вроде бы не приводило. Что же касается машин с автоматами и роботами, то управляющая электроника гораздо лучше водителя знает, в какой момент переключаться. А при переходе в режим ручного управления – подстрахует, если водитель попытается сотворить нечто несуразное и бессмысленное. О том, что без тахометра можно легко обойтись, свидетельствует пример автомобиля Toyota Prius: отсутствие указателя оборотов на его приборке не вызвало массовых нареканий у покупателей. А уж, казалось бы, кто может переживать по поводу каждой зря истраченной капли топлива больше чем владельцы этого, некогда эксклюзивного гибрида? 

Если мотор работает в паре с 10-ступенчатым автоматом или "роботом", у которого вдобавок есть 5-6 разных режимов работы, от тахометра не будет особой пользы даже при попытке установить рекорд круга на гоночной трассе.

Так почему же большинство производителей не решается прогнать тахометр с приборки? Одни считают, что точная информация об оборотах двигателя по-прежнему может быть полезна в целом ряде ситуаций. К примеру, Максим Адамович, старший тренер по продукту российского представительства Mitsubishi, называет среди них "движение в сложных условиях, обгон и прогрев" (хотя в ответе на другой простой вопрос АвтоВестей указывает, что современным моторам прогрев не требуется). Александра Морозова, руководитель отдела омологации и качества российского представительства Mazda, считает тахометр полезным скорее для людей экономных: "Зная в каком диапазоне оборотов у двигателя максимальный крутящий момент, можно поддерживать обороты в данном диапазоне, что позволит получить максимальную топливную экономичность…" Также Александра добавляет, что на некоторых современных автомобилях на слух переключаться не так уж и просто: оценить обороты двигателя мешают шумо- и виброизоляция.

Впрочем, представитель Mazda вполне допускает, что "в ближайшем будущем тахометр может исчезнуть с щитка приборов вслед за амперметром, указателем давления масла и температуры охлаждающей жидкости» - ведь «современные адаптивные автоматические коробки передач могут работать эффективнее, чем среднестатистический водитель". Впрочем, последние новинки авторынка свидетельствуют, что тахометр вряд ли будет окончательно похоронен - ведь приборки, в основе которых лежит жидкокристаллический экран, позволяют водителю менять их конфигурацию по своему желанию.

Постоянная рубрика АвтоВестей ищет ответы на вопросы, над которыми не раз задумывался почти каждый неравнодушный к автомобилям человек - задумывался, но не находил нужным тратить время на поиски ответов. Ведь ответы эти скорее удовлетворяют любопытство, чем приносят практическую пользу. Кстати, мы ищем ответы не только на свои, но и на ваши вопросы - которые вы можете задать в комментариях. Предварительно посмотрев, нет ли уже интересующей вас информации на главной странице рубрики.

 

Простые вопросы: как устроено зеркало заднего вида с автозатемнением Самозатемняющиеся зеркала заднего вида умеют в нужный момент темнеть и проясняться, избавляя водителя от риска ослепления позади идущими автомобилями. Что за сложные процессы происходят внутри такого простого, на первый взгляд, механизма?
Из какого количества деталей состоит автомобиль? Автомобиль - пожалуй, самый сложный предмет, которым можем владеть среднестатистический, не являющийся миллионером человек. Ведь даже квартира с конструктивной точки зрения состоит из сравнительно небольшого количества элементов. А вот если начать считать детали, из которых состоит машина, остановиться получится ой как нескоро...
Задние барабанные тормоза - прошлый век или логичное решение? Красивые фотографии, на которых изображены мощные тормоза спорткаров, - диски огромного диаметра и мощные суппорты - заставили многих из нас вообще забыть о существовании другого типа тормозов - барабанных. Однако это решение до сих пор в ходу у автопроизводителей. Что же ими движет - жадность или забота о клиенте?