© Melkus

11 янв 2015 10:10

Автопром 2446

Деньги на выхлоп: почему разоряются производители суперкаров

В декабре одной автомобильной маркой стало меньше: обанкротился голландский Spyker. Он не первый и не последний: производители быстрых и дорогих машин появляются и исчезают с завидной регулярностью. АвтоВести вспомнили, кого из "мажоров" автопром за последние годы проводил в последний путь.

В декабре одной автомобильной маркой стало меньше: обанкротился голландский Spyker. Он не первый и не последний: производители быстрых и дорогих машин появляются и исчезают с завидной регулярностью. АвтоВести вспомнили, кого из "мажоров" автопром за последние годы проводил в последний путь.

По миру без дела слоняются десятки конструкторов, "когда-то работавших" в Lotus, Porsche, Ferrari и других компаниях, чье громкое имя украсило бы трудовую книжку любого инженера. Такие люди, как они считают, "точно знают" рецепт создания лучшего на свете спортивного автомобиля - и ждут только доверчивого инвестора, чтобы воплотить этот рецепт в жизнь. В одних случаях все заканчивается фирмами-однодневками, которые хоронят себя раньше, чем об их единичном продукте вообще кто-либо узнает. Другие держатся на весьма специфическом рынке спортивных машин достаточно долго и даже зарабатывают себе какой-никакой авторитет. АвтоВести составили список из пяти производителей суперкаров, которых, объединяет, главным образом, одна вещь - мелкосерийное производство суперкаров оставило их всех хозяев без штанов.

№ 5. Melkus

Возрасту предприятия Heinz Melkus KG из бывшей ГДР, которое однажды умудрилось построить юниорскую "формулу" с 1600-кубовым мотором от "Лады", мог бы позавидовать иной глобальный автопроизводитель. Судите сами: гонщик-кольцевик Хайнц Мелькус из Дрездена открыл свою гаражную мастерскую в далеком 1959 году и буквально на коленях начал собирать открытые одноместные спортивные автомобили для молодых спортсменов. Мелькус был из числа людей, чьи руки всегда были в моторном масле - энтузиаст собирал "формулы" из совершенно непотребного на первый взгляд автомобильного хлама: самостоятельно строил шасси и устанавливал в них маломощные моторчики - в частности, от полузабытой ныне малолитражки "Вартбург". Причем все это добро, как ни странно, ехало весьма пристойно и неплохо подходило для обучения начинающих пилотов. 

Melkus
Несмотря на всю самобытность, "коктейль" под названием RS2000 в семействе Мелькусов готовили по привычной рецептуре: из легкого стеклопластикового кузова на пространственной раме (позаимствованной у Lotus) и проверенных двигателей от Toyota (1,8 л) и Audi (2,0 + турбина). Успевшие поездить на этом экслюзиве говорят, что градус удовольствия за рулем в зависимости от мотора особо не менялся. Своих владельцев нашли всего 5 машин.

Тему дорожных машин товарищ Хайнц Мелькус попробовал раскрывать в конце шестидесятых, когда представил свою первую разработку - прототип Melkus RS1000 с кузовом из стеклопластика, дверьми типа "крыло чайки" и откровенно дохлыми двигателями объемом чуть больше литра и мощностью не более 90 л.с. Однако небольшой вес этой легкой пародии на Ferrari Dino позволял купе набирать первую сотню за приличные по тем временам 9 секунд. Каким-то необъяснимым образом за 12 лет производства RS1000 Мелькусу удалось сбагрить аж 100 экземпляров этой модели. На какой-то промежуток времени семейный бизнес Мелькуса переориентировался на продажу автомобилей Porsche, а в 2009 году на подмостках франкфуртского автосалона дебютировал товарный образец новейшего RS2000, созданного на базе британского Lotus Elise. Парочку таких машин даже дали на пробу матерым европейским экспертам. У тех купе от Melkus особого отвращения не вызвало, но дело дальше не двинулось - денег на производство машины найти не удалось, собственных средств не было, и жарким летом 2012-го компания объявила о банкротстве.

№ 4. Wiesmann

Долгожителем в этой компании неудачников оказалась и немецкая компания Wiesmann из Мюнстера, с 1988 года выпускавшая купе и родстеры, которые со временем стали неплохо известны миру. Для обеих моделей, чей облик особо не менялся с самого момента их появления, использовались агрегаты производства BMW. Под капотом этих экстравагантных спорткаров трудятся V-образные атмосферные и двухнаддувные "восьмерки" в паре с автоматическими коробками передач или современными 7-ступенчатыми "роботами". Последней моделью компании стало динамичное 420-сильное трековое купе MF4-CS, сертифицированное для движения по дорогам общего пользования. 

Wiesmann
Внешность Wiesmann хоть и отсылает к классике ретро, по технической части создатели всегда были разборчивы и выманивали у BMW самые передовые агрегаты. За примерами далеко ходить не надо: к примеру, 4,4-литровый алюминивый V8 с двумя турбинами самого экстремального Wiesmann GT MF5 (на фото версия MF4-CS) можно найти, подняв капот каждого третьего BMW X6.

Нельзя вспомнить какого-то конкретного события или решения, уронившего Wiesmann в финансовую дыру. Однако в середине 2013 года руководство предприятия выставило на улицу более сотни сотрудников, а чуть позже под гнетом долгов поставщикам компания Wiesmann ушла в небытие через процедуру банкротства. Разве что владельцы автомобильного эксклюзива не были брошены на произвол судьбы, поскольку обслуживание их машин успешно проводят сервисные центры BMW. Случай с Wiesmann - из разряда тех, когда "ауфвидерзейн" мелкосерийному производителю мы говорим с сожалением.

№ 3. Ascari

Чтобы добиться успеха, недостаточно просто назвать автомобильную компанию именем выдающегося гонщика "Формулы-1". В данном случае - именем двукратного чемпиона Королевских гонок Альберто Аскари, выигравшего свои титулы (1952-1953) в составе итальянской команды Ferrari. Но именно так и поступил голландский миллиардер Клаас Цварт, в 1995 году основавший небольшую фирму, которая базировалась в британском Банбери. Предприниматель решил создавать дорожные машины, которые могли бы войти в число самых быстрых в мире, и в принципе с задачей справился. Некоторые из моделей Ascari - в частности, KZ1 и A10 - успели неоднократно засветиться в популярном телешоу Top Gear, где неизменно попадали в первую пятерку по времени круга на кольцевой трассе. 

Ascari
Никаких благ цивилизации в автомобилях наподобие этого Ascari A10 отрядясь не было. Разработчики таких "ракет" буквально фанатели скоростью (Ascari A10 с попутным ветром преодолевала порог в 400 км/ч), поэтому климат-контролю предпочитали каркас безопасности, а мягким кожаным креслам - гоночные ковши.

"Купите эту машину и вы попадете в особое братство, состоящие всего из 17 владельцев, - писали журналисты британского издания PistonHeads в 2001 году про одну из актуальных на тот момент машин Ascari - Ecosse. - Все члены этого братства снова и снова задают себе один и тот же вопрос: "Что за хреновину я себе купил?". И на этот вопрос мы бы ответили так: "Это чертовски быстрая тачка. Нервная, но невероятно быстрая". Однако ни скоростные характеристики этих спорткаров, ни легендарное имя не помогли Ascari стать сколь-либо популярными в этой специфической нише. Как и остальные участники нашего рейтинга, Ascari Cars была похоронена. Поговаривают, что права на интеллектуальную собственность этой мануфактуры выкупили китайцы, но ни собранные машины, ни производственное оборудование их как-то не заинтересовали.

№ 2. Artega

В стенах этой компании была такая высокая концентрация чьих-то бывших, что команда специалистов, казалось, была обречена на успех. Тут и экс-дизайнер Aston Martin Хенрик Фискер (да, гибридный Fisker Karma - плот от плоти его детище, облик BMW Z4 - тоже), который рисовал экстерьер спорткупе Artega GT. И экс-глава Rolls-Royce, отвечавший за финансовую сторону вопроса, и выдающийся инженер Porsche Харди Эссинг. Представленное в 2006 году спорткупе стоимостью от 80 тысяч евро оптимистично, а главное -отчасти справедливо записали в прямые конкуренты Porsche Cayman S. По мнению западных журналистов, в чем-то "Артега" была даже лучше. Под капотом у нее был мотор VW объемом 3.6 и мощностью 300 л.с., общими с разными моделями VW были сотни других  деталей, и с качеством сборки проблем не было. 

Artega
Унификация с массовыми автомобилями Volkswagen, с одной стороны, обещала потенциальным клиентам относительно высокую степень надежности и ремонтопригодности, а с другой, вызывала вопросы у перфекционистов-оригиналов. Ну что в спорткаре стоимостью под 100 тысяч долларов делают дефлекторы вентиляции от четвертого "Гольфа"?

Поначалу дела у Artega шли так замечательно, что компания решила увеличить объемы выпуска до 500 единиц в год, а также выпустила электрическую модификацию GT SE с приличным запасом хода в 300 км. Не сказать что основатели чувствовали себя как кот в сметане, но автомобили Artega GT пользовались пусть стабильным спросом и какие-то деньги создателям приносили. В 2009 году Artega Automobiles GmbH в первый раз сменила владельцев, а спустя пару лет последовала еще одна, сложная и непрозрачная сделка с азиатскими инвесторами. После нее немецкая компания почему-то оказалась неплатежеспособной и была вынуждена прекратить свою деятельность. Между тем, у желающих приобрести себе спорткупе Artega GT такая возможность все еще есть - на официальном сайте компании продается пара машин из корпоративного парка компании с небольшим пробегом по цене от 65 000 до 68 000 евро.

№ 1 место. Marussia

По щеке сопереживающих отечественному автопрому читателей может прокатиться скупая слеза, но трудно представить себе на первом месте какую-то другую марку. Компания, обещавшая продавать отечественные суперкары по 100 тысяч долларов, просуществовала всего 7 лет, при этом с 2008 года было создано и даже собрано порядка тридцати "машинокомплектов". Компания создала несколько версией своей ключевой машины - среднемоторного спорткупе, построила концептуальный внедорожник, планировала принять участие в проекте "Кортеж", который предполагал создание автомобилей для политической элиты и первых лиц государства. При всем этом на финском заводе Valmet, где планировалось собирать "Маруси", пришли в легкий ужас от конструкции автомобиля и потребовали внести в нее ряд принципиальных изменений.  

Marussia B2
Marussia пускала пыль в глаза как могла. Первый шоу-рум компании в 2010 году открылся в центре Москвы на Тверской улице, такой же "бутик" появлился в Монако. Брендированные футболки и кепки "Маруся" начала продавать раньше автомобилей - а сейчас уже можно сказать, что вместо автомобилей.

 Весной 2014 года Marussia Motors окончательно свернула работу над всеми проектами, уволила сотрудников и прекратила свое существование. А уже осенью вслед за ней на выход из чемпионата мира пришлось проследовать и одноименной команде "Формулы-1", которая - как и разработка дорожных автомобилей - деньги все больше сжирала, а не приносила. Кстати, неоднократно ходили слухи, что проекты Marussia не были всерьез рассчитаны на получение прибыли и являлись для главного инвестора своего рода инструментом для проникновения в британский бизнес-бомонд.

 

Автор Влад Бахман
Ford заплатит 10 млн долларов за расовую дискриминацию Скандал, связанный с проявлениями притеснений по расовому признаку и признакам пола, разгоревшийся на двух чикагских заводах концерна Ford, удалось урегулировать в досудебном порядке. Правда, обошлось это производителю довольно дорого.
Porsche предложит колесные диски из карбона Компания Porsche представила новую, очень дорогую, опцию для дебютировавшего суперкара 911 Turbo S в особой модификации Esclusive Series - сверхлегкие карбоновые диски. В компании заявляют, что они первые в мировом автопроме предлагают подобные колеса для серийной модели, но здесь есть нюансы.
Российскому автопрому помогут почти на миллиард рублей Российские автомобилестроительные предприятия получат субсидии, предназначенные на покрытие затрат при перевозке готовых автомобилей. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, с учетом расстояний в стране без этих денег невозможно обеспечить конкурентоспособность региональных предприятий.