© АвтоВести

8 авг 2014 21:12

Тест-драйвы 8283

Тест-драйв Chery Bonus 3: "Калевала" вокруг коленвала

С ухабистыми грунтовками Приладожья новому китайскому седану воевать несложно: его подвеска может, как говорится в карело-финском эпосе, "сделать камни мягким мохом". Куда опаснее сражение с призраками – призраками Renault Logan и других бестселлеров бюджетного сегмента…

С ухабистыми грунтовками Приладожья новому китайскому седану воевать несложно: его подвеска может, как говорится в карело-финском эпосе, "сделать камни мягким мохом". Куда опаснее сражение с призраками – призраками Renault Logan и других бестселлеров бюджетного сегмента…

"Все у них не как у людей" - при быстром знакомстве с карело-финским эпосом "Калевала" эта мысль возникает быстрее, чем форсунка современного ДВС выплевывает порцию топлива вслед убегающему от нее на такте впуска поршню. Вместо привычных лыж герои народной поэмы ходят на "калху" и "люлю" - короткой лыже на правую ногу (которой отталкиваются от снега) и длинной на левую (на которой скользят). А когда дело доходит дело до драки, не спешат переходить к возвратно-поступательным движениям копьем и мечом - предпочитают одолеть супостата с помощью магических заклинаний. Не зря же, говорят умные люди, финское слово "герой" происходит от древне-шведского слова "певец"…

Впрочем, в рамках рыночной парадигмы без профессиональных заклинателей не может обойтись ни один автопроизводитель: то, какой автомобиль сочинили инженеры, порой оказывается менее важным, чем то, насколько звонко и заразительно об этом спели маркетологи и рекламщики. Песня, которую сравнительно недавно завели китайцы из Chery, называется Ambition Line. 

Chery A19
На российском рынке представлены две комплектации автомобиля: базовая цена той что подешевле - 420 000 рублей, той что подороже - 469 000 рублей. Под капотом китайца - двигатель объемом 1,5 литра и мощностью 109 л.с. Коробка передач - только 5-ступенчатая "механика".

Сюжет прост как карельский валун: начать с новой строки. Мол, нечего перепевать байки о посредственной шумоизоляции, текущих радиаторах или ядовитом запахе в салоне – это все имело место, когда Вяйнемейнен пешком под стол ходил (один из главных героев "Калевалы" родился первым из людей – причем сразу тридцатилетним). Модели же из новой линейки – два седана и кроссовер - созданы в полном соответствии со стандартами мирового автомобилестроения и представлениями потребителей о прекрасном. И первым поступивший в продажу седан Bonus 3, который до недавнего времени был известен как А19, не должен от стыда сворачивать в густые леса Приладожья, если навстречу ему попался кто-нибудь из классиков бюджетного жанра – тот же Logan второго поколения…

Конструктивно, правда, Bonus 3 больше напоминает древний эпос, чем стихи модной поэтессы Веры Полозковой. И таинственный он (в долгие рассказы о нюансах конструкции китайцы предпочитают не пускаться), и старомодный в чем-то, но в чем-то – и вечно молодой (подвеска "Мак-Ферсон" спереди и скручивающаяся балка сзади). С другой стороны, конкуренты Bonus 3 в большинстве своем также на роль в футуристическом фильме не претендуют - карбоном, адаптивными амортизаторами и распределенным впрыском не блещут. Рядом с ними китаец выглядит как та же "Калевала" на одной полке с эстонским эпосом "Калевипоэг" или латышским "Лачплесис": для вчитывающихся в каждую букву – большая разница, а для схватившего полистать от скуки – все на одно лицо. 

Chery A19
Заявленный расход топлива - 6,2 л/100 км на трассе и 9,3 в городе, но на практике необходимость регулярно пришпоривать мотор на обгонах приводит к тому, что и за городом тратить меньше 8 литров на сотню получается разве что на спор.

Впрочем, помня о прошлых грехах, вчитываться в Bonus 3 наверняка будут с особой тщательностью. Исходная позиция для вчитывания удачна в теории, но на практике далеко не каждый ощутит тут, подобно девушкам из сороковой песни эпоса, "радость прежнего прекрасней, радость прежнего приятней". Необычно высокая посадка требует привыкания – по ходу первых поездок не раз и не два потеребишь соответствующую ручку, каждый раз не веря и требуя от кресла окончательного подтверждения, что оно опущено вниз до максимума.

В эпосе это называется "ретардацией" - повествование регулярно замедляется путем повторений персонажем одних и тех же действий или достижения результата только с нескольких попыток. "На сиденье долго ерзал, / опускал немного спинку, / руль туда-сюда качал он, / идеала не добившись", - примерно так описали бы процесс карельские рунопевцы. Люди стандартной комплекции отделаются не вполне стандартными ощущениями, глядя чуть сверху на переднюю панель – не уйдет ли она сейчас вниз, как земля при взлете? Тот же, у кого руки не слишком длинны, рискует столкнуться со вполне конкретной проблемой: рычаг КПП находится на несколько сантиметров ниже границы "зоны комфортной досягаемости" - к нему приходится пусть слегка, но тянуться, а при включении пятой передачи может возникнуть определенный дискомфорт. 

Chery A19 салон передние сиденья
Сиденья не помешало бы сделать пожестче в области поясницы. Что касается слабой боковой поддержки - это, может быть, и к лучшему: предостережет от излишне агрессивного прохождения поворотов. Отделка салона и руля кожей, а также регулировка сиденья водителя по высоте - опции, которыми могут насладиться только покупатели автомобилей в более богатой комплектации.

Справедливости ради надо сказать, что процесс не предсуматривает набивания шишек и синяков: пространства будет предостаточно и водителю, и паре пассажиров заднего дивана. Сидеть сзади придется по-солдатски, с прямой спиной, но эта поза – единственная  предусмотренная общим для всех бюджетников уставом. Скорее важно отметить, что пассажирам не приходится поджимать ноги: под передними креслами остается немало места для ступней, а между коленями и спинкой переднего сиденья остается сравнительно большой зазор. Так что, недовольной задним диваном останется разве что патологически злая и склочная старуха Лоухи, от которой по сюжету "Калевалы" всем одни проблемы.

Свои сокровища та старуха, помнится, прятала в глубокой пещере за девятью замками. Отдаленно напоминает багажник Bonus 3: как у огромной пещеры вход может быть размером с чердачное окно, так и впечатление от 508-литрового (один из самых больших в классе) багажника Chery с одной стороны смазаны достаточно большой погрузочной высотой и крупными, съедающими пространство петлями, а с другой – спинкой заднего дивана, при складывании которой не стоит рассчитывать на появление плоского пола. 

Chery A19 салон руль
По большим кнопкам на левой спице руля вроде бы не промахнешься, но в итоге, чтобы сделать музыку потише, на соответствующую кнопку жмешь правой рукой, убрав ее для этого с руля!

Вдобавок крышку багажника, похоже, заставят слушаться только отсутствующие в инструкции по эксплуатации заклинания. Открываясь, она порой зависает в промежуточном положении – поднимать до упора приходится вручную. При закрывании класть руку надо на грязную внешную поверхность – во-первых, требуется немалое по нынешним временам усилие, во-вторых, на внутренней поверхности нет ручки. На внешней, впрочем, тоже. Значит, как устанавливать базовую цену в 469 000 рублей – так Bonus 3 "выходит за рамки бюджетного сегмента". А как поставить копеечную пластмаску – так сразу вспоминаем о необходимости экономить каждый грошик? Ох, нет на вас старухи Лоухи…

Туговатое сцепление и сверхлегкая педаль газа, пустоватый руль и обыденный голос бесхитростного мотора, чьи обороты в момент трогания не грех поднять выше обычного – не бог весть что, но ведь и Вяйнемейнен свое легендарное кантеле (играя на котором усыпил все население вражьей страны Похъелы) не в автоклаве выпек, а сделал из подручного материала – челюсти огромной щуки. Может быть, в не особо утонченной Карелии – местные шутят, что здесь в том или ином виде все сводится к воде, камням и дереву – и не нужны все эти до безобразия отшлифованные управляемости и выверенные реактивные усилия? 

Chery A19 салон панель приборов приборка
Приборная панель поначалу сбивает с толку выкрашенными в ярко-голубой цвет "колодцами" приборов, но на ходу это не отвлекает и в глаза не лезет. Обращаешь внимание скорее на старомодный экран бортового компьютера - компьютером этим, кстати, комплектуются все Bonus 3. В отличие от Renault Logan, где это несложный прибор отсутствует в двух комплектациях из четырех.

Поначалу кажется, что так оно и есть. Во-первых, любому мало-мальски пытливому туристу (или болельщику, приехавшему на одно из лучших в стране июньское ралли "Белые ночи") придется не раз и не два съезжать на разного качества грунтовки. Во-вторых, и торная асфальтовая дорога вдоль северного берега Ладоги не так проста. Как одна из героинь "Калевалы", желая сжить со свету своего пастуха, запекла ему в хлеб камень – так и трасса А129 прячет невеселые сюрпризы в самых "сладких" местах. Изюминка этой дороги – многочисленные горки, на которые как будто натянуты S-образные связки гоночной трассы: плавно поворачиваешь руль вправо, добавляешь газу, берешь короткий и крутой подъем, на подходе к в верхней точке перекладывая руль влево… И тут выясняется, что близкое к идеалу дорожное покрытие вдруг ненадолго превращается в какой-то салат из ям, кочек, асфальтовых обломков.

Если спорткар влетит туда на хорошей скорости – собрать подвеску заново сможет разве что сказочный кузнец Ильмаринен, который "купол мастерил воздушный / без исходных заготовок". Bonus 3 услуги "вечного мастера дел кузнечных" не потребуются: даже если сбросить скорость перед сюрпризом не успеваешь, прыжки по обломкам отзываются неслабыми ударами по рулю, но пробоев нет и в помине. При этом китаец не сбивается с курса, и работа подвески не конвертируется в болтанку: даже если водитель на какой-то момент почувствует себя вцепившимся в отбойный молоток (что свидетельствует скорее о переборе со скоростью, чем о низких демпфирующих свойствах рулевого управления), пассажирам не придется мотать головами с дикой амплитудой. Главное – идти в атаку на неровности с прямыми колесами. 

Chery A19 салон центральная консоль магнитола дефлектор кондицонер
На контрасте с достаточно современной приборной панелью центральная консоль спроектирована в расчете на тех, кто предпочитает лаконичный до примитивности дизайн: крупные кнопки, заметные надписи, четкая индикация...

Чем грозят повернутые колеса – можно почувствовать при проезде проверенной горки. В ответ на решительное движение рулем машина неслабо кренится, а если в этот момент передние колеса еще и слегка разгружаются в начале спуска – долю секунды кажется, что процесс необратим, что кузов вот-вот отделится от условной тележки и продолжит путь по своей, центробежной траектории. Это не говорит о том, что у Bonus 3 какие-то эпические крены. Но намекает, что рулить лучше как "Калевалу" читать – нараспев, без ухода на фальцеты. Тем более что в отсутствие внятного реактивного усилия рулишь на глазок и порой слегка промахиваешься с углом поворота. Приходится подруливать – и если, резко повернув руль, тут же не менее резко начать корректироваться, Chery снова может попугать креном. А также отсутствием системы стабилизации (ее не поставить на машину даже за доплату) и наличием ничего не говорящих среднестатистическому россиянину покрышек марки Giti родом из Юго-Восточной Азии.

Самый приятный момент езды на Bonus 3 – пожалуй, переключение передач: придраться нельзя ни к ходам рычага, ни к усилию на нем, ни к точности работы механизма. Инженеры, отвечавшие за его разработку и настройку, потрудились на совесть (в отличие, к примеру, от создателей Logan, на котором второе поколение подряд рычагом КПП словно месишь густое тесто). А нанятые Chery мотористы - двигатель создан австрийской инжиниринговой фирмой AVL - позаботились о том, чтобы удовольствие от быстрых и точных переключений водитель получал снова и снова: хвататься за рычаг придется чаще, чем в "Калевале" упоминается считающийся главным героем Вяйнемейнен. 

Chery A19 салон рычаг КПП центральная консоль мелочевка
Bonus 3 нельзя назвать рекордсменом по количеству и объему отсеков для мелочевки, но пристроить нужное есть куда - к примеру, радует "двухэтажный" отсек в основании центральной консоли. Обратите внимание на нишу в боковой поверхности облицовки.

"Пробудись от сна, почивший, / дремлющий, оставь дремоту", - так и тянет сказать движку, повторяя слова матери Лемминкяйнена, пытающейся оживить своего убитого на реке Туони сына. Но если герой эпоса пробудился и в конечном счете задал врагам жару, то характер мотора Acteco своей монотонностью напоминает карельский пейзаж в пасмурную погоду, когда вода и небо сливаются в одну серую хмарь. Чтобы живо маневрировать в городском потоке, надо загонять обороты на самые верха – и терпеть назойливый рев, от которого не спасает в целом весьма добротная и эффективная шумоизоляция. Что же касается езды по трассе, то перед обгоном по встречке надо трижды все взвесить, чтобы потом не пришлось трижды креститься. И обгонять лучше ходом, используя для разгона свою полосу – на резкий стартовый рывок рассчитывать не приходится, даже если переключиться на три передачи вниз.

"Хороша по виду лодка, / лишь с повадками дурными", - вслед за кузнецом Ильмариненом скажет о Bonus 3 житель мегаполиса, норовящий ковать железо пока не застрял в пробке. Проживающий в райцентре или сельской местности скорее обратит внимание на просторный салон и на способность китайца "сделать камни мягким мохом" - в полном соответствии с техзаданием, прописанным Вяйнемейненом в сороковой песне: "чтобы здесь любой проехал / даже муж прошел нездешний". Спорить о том, что для бюджетника важнее – живой мотор или большой багажник – можно бесконечно, но для китайского седана ключевым моментом выглядит совсем не перекос в балансе достоинств и недостатков. 

Chery A19 салон задний диван
Разместить трех пассажиров на заднем сиденье несложно, но сидящий посередине быстро захочет поменяться местами с кем-то из соседей. Спинка заднего дивана состоит из двух сегментов и складывается независимо от комплектации.

Литературоведы выделяют "Калевалу" на фоне более известных эпосов (вроде "Песни о Нибелунгах") среди прочего тем, что в ней нет ни правителей, ни классов, ни отношений господства-подчинения – одним словом, шедевр народного творчества напрочь игнорирует явление, называющееся государством. Может быть, потому, что появилась "Калевала" до того, как русские и шведы познакомили финские народы с гражданской сознательностью и гарантами конституций. Так и Bonus 3 порой производит впечатление автомобиля, создатели которого то ли не знали о существовании таких машин как VW Polo Sedan или Hyundai Solaris, то ли предпочитали не думать об этих хитах бюджетного сегмента – чтобы лишний раз не расстраиваться.

Кузнец Ильмаринен ковал "сампо" (что это такое – исследователи до сих пор не разобрались), "взяв конец пера лебедки, / молока коров нетельных, / от овечки летней шерсти, / ячменя зерно прибавив" – что не помешало сампо стать главной драгоценностью "Калевалы". Похоже, и людям из Chery казалось, что рыночную "драгоценность" можно создать, кидая в плавильный котел пустой руль и просторный салон, вялый мотор и более чем достойный механизм переключения передач, приличный объем багажника и не дающие ему с первого раза открыться тугие петли… Но рынок-то уже привык к машинам, созданным по более гармоничным, в чем-то даже утонченным рецептам. 

Chery A19 багажник
В истинность данных об объеме багажника верится не сразу: уж больно тесен он на вид. Под полом - полноразмерная запаска.

Правда, клеить на автомобиль фигуральные ярлыки преждевременно, пока не увидишь ярлыка с ценой. И при сравнении с тем же Renault Logan можно найти кое-какие доводы в пользу китайца. К примеру, в список оборудования более дешевой из двух имеющихся комплектации Basic при цене в 420 000 рублей входят среди прочего четыре электростеклоподъемника, кондиционер, подогрев передних сидений и магнитола с USB-портом. Аналогичный по набору опций Logan можно купить минимум за 465 000 рублей. И эта сумма уже сравнима с той, что просят за более богатую комплектацию китайского седана, Comfortable - при цене в 469 000 рублей в списке опций появляются литые диски, задние парктроники и регулировка кресла водителя по высоте.

Однако в этом случае разница с французским седаном сходит на нет из-за нюансов ценообразования Renault: за 479 000 рублей можно приобрести Logan со всеми упомянутыми выше опциями плюс отсутствующими у Bonus 3 боковыми подушками безопасности, круиз-контролем, обогревом зеркал и лобового стекла - а также возможностью за доплату оснастить автомобиль системой стабилизации и навигационной системой. Крыть Chery особо нечем – из недоступных для Logan опций в списке можно обнаружить только отделку салона кожей. Сможет ли российский потребитель разглядеть преимущества нового седана, так безсистемно разбросанные по самому автомобилю и по его прайс-листу? Ведь чтобы запомниться не слишком богатому, но уже достаточно требовательному покупателю, вряд ли подойдет формат "Калевалы" с ее 23 000 стихотворных строк. Скорее, надо брать на вооружение методы Владимира Маяковского: кратко, емко, ритмично – и чтобы из головы не вылетело даже на разбитой донельзя карельской грунтовке… 

 

Автор Кирилл Качнов, фото автора и Chery
Тест-драйв Land Rover Discovery V: внедорожник и без рамы?! Алюминиевый несущий кузов, тонны электроники... Неужели герой легендарного Camel Trophy завязал с приключениями и превратился в большой миролюбивый семейный кроссовер? Ведущий АвтоВестей Павел Блюденов устроил "Диско" суровую проверку на право носить легендарное имя.
Дневник Lada Xray: как мы первое ТО проходили Незаметно пролетел год как в нашем гараже появился Lada Xray - пришла, наконец, пора сделать первое ТО и посмотреть, не сказалась ли на здоровье нашего подопечного далеко не самая простая и, прямо скажем, весьма необычная эксплуатация.
Тест-драйв Audi TT RS: 3,7 секунды до 100 км/ч В России больше невозможно купить новые TT RS, даже если очень хочется - небольшую квоту машин разобрали, как горячие пирожки. Главред АвтоВестей Павел Блюденов поездил на немецкой "ракете" и выяснил, почему фанаты Audi без раздумий опустошали свои кошельки.