© Classic & Sports car

1 авг 2014 19:52

Автопром 4858

Ретро-пятница на АвтоВестях: герои самой знаменитой киношной погони

Ford Mustang с мотором мощностью 325 сил преследует Dodge Charger, двигатель которого развивает под 400 лошадей - это само по себе интересно. А если это происходит на крутых спусках и подъемах улиц Сан-Франциско? Просто захватывающе. А если за рулем самый лихой актер в мире? Оторваться невозможно!

Ford Mustang с мотором мощностью 325 сил преследует Dodge Charger, двигатель которого развивает под 400 лошадей - это само по себе интересно. А если это происходит на крутых спусках и подъемах улиц Сан-Франциско? Просто захватывающе. А если за рулем самый лихой актер в мире? Оторваться невозможно!

...можно представить, как трепетало руководство студии Warner Brothers, услышав рык бесценного Ferrari 275 GTB у ворот их студии. Это Стив Мак-Куин приехал обсудить съемки нового фильма "Буллит" и высказать свое бескомпромиссное видение экранизации романа Роберта Пайка "Безмолвный свидетель". Главная идея – поставить десятиминутную погоню на улицах Сан-Франциско. Горячий Mustang гонится за мрачным черным мопаровским "масл-каром", и за каскадера - сам Мак-Куин, снова готовый рисковать жизнью. Продюсерам Филипу Д’Антони и Роберту Рели впору было рвать на себе волосы.

Слава богу, в рамках совместного проекта киногигант с холодным расчетом контролировал творческие идеи актера. От замшевых ботинок лейтенанта полиции Фрэнка Буллита до тюнинга его Ford Mustang 390 GT цвета Highland Green Metallic без единой эмблемы – все было проработано умопомрачительно подробно.

В октябре 1968 года состоялась премьера, и стало ясно, что погоня зацепила зрителя. Говорят, некоторым становилось плохо в зале кинотеатра, их укачивало на динамичных кадрах. "Буллит" был любимым детищем Стива и получился таким правдоподобным именно благодаря страсти Мак-Куина к скорости.

Dodge Charger Ford Mustang фильм Bullit ретро
Ford Mustang (на переднем плане) был выпущен в 200 экземплярах, Dodge Charger 440 R/T - в 470.

В частности, Мак-Куин отказался снимать погоню на территории студии и настоял на том, чтобы все снимали прямо на улицах. Съемки начинались в семь утра, каждый эпизод тщательно репетировали, постепенно увеличивая скорость. И ляпов почти не было, не считая некоторых упущений при монтаже: Dodge Charger теряет слишком много колесных колпаков, и кое-где видны бортовые камеры. Благодаря динамичному монтажу, драматичным ракурсам, поразительному мастерству пилотов и живописным улицам Сан-Франциско "Буллит" считается одной из лучших лент с автомобильными погонями наряду с "Ронином" и "Французским связным". Легендарную сцену горячо обсуждают до сих пор. Ее успех - не случайность, ведь тут поработали Мак-Куин (он требовал абсолютного реализма, никаких ускоренных кадров) и режиссер Питер Йетс, снявший "Ограбление".

Для жесткой погони по холмистому Сан-Франциско Ford и Dodge нужно было подготовить. Поставили сверхпрочные пружины, другие амортизаторы и усилили точки их крепления. Удобства вроде усилителя руля и кондиционера убрали. Charger оставили стандартную внешность, а вот насчет Mustang у Мак-Куина были другие мысли. Весь мелкий хром сняли, решетку покрасили в черный цвет и поставили магниевые диски. Мак-Куин был настолько одержим деталями, что даже заказал в мастерской Тони Нэнси специальный руль Secura, оплетенный черной кожей. 

Dodge Charger Ford Mustang фильм Bullit ретро
Сейчас неплохо сохранившийся Mustang 390 GT (слева) можно купить за 60 000 евро, Charger 440 R/T в аналогичном состоянии - примерно за 70 000 евро.

Мак-Куин сам водил машину, и его ошибка, когда он проскочил нужный поворот и сдавал назад, вошли в окончательный монтаж фильма. Charger вел Хикман, замаскированный очками в роговой оправе. Экинс спорил с Мак-Куином, утверждая, что участок на Честнат-Стрит слишком опасен, а вот Билл ни слова не сказал. "Это был настоящий лыжный трамплин, – вспоминает Экинс. – На 100 км/ч ощущение было такое, как будто ты сиганул с края земли". Припаркованные на всех улицах машины подчеркивали правдоподобие сцены, хотя тут вышла промашка: то и дело в кадре маячил один и тот же зеленый Volkswagen Beetle.

Погоня смотрится на одном дыхании и кажется непрерывной, но места съемок разбросаны по Сан-Франциско: сейчас полно сайтов, где все они подробно указаны. Мак-Куин не претендовал на "Оскара" за актерскую работу, но Фрэнк Келлер был номинирован в категории "Лучший монтаж" в 1969 году. "Я всегда считал, что погоня по улицам – страшно увлекательное дело, потому что тут все настоящее. Приходится уворачиваться от припаркованных машин, – говорил Мак-Куин в интервью Motor Trend в 1969 году. – Зритель тащится, глядя, как кто-то делает то, о чем он всегда мечтал". 

Dodge Charger Ford Mustang фильм Bullit ретро колесо диск
Эти колпаки, надевающиеся на диски Charger, стали одной из проблем для киношников - постоянно отлетали во время погони. 

Как только начали устанавливать камеры, со всего Сан-Франциско собрался народ. Контролировать зевак было трудно, тем более что расписание съемок было плотным, на все выделили две недели. Перекрестки Тейлор и Филберт-Стрит доставили много хлопот полиции, ведь Charger и Mustang проскакивали их на полном ходу. Команда Балчовски ремонтировала машины, которые то и дело крушили: то маслосборник снесут, то мост разобьют, то колесо оторвут. Каждый вечер автомобили внимательно проверяли. Финальную гонку сняли на Гваделупе-Каньон-Парквей, откуда открывается потрясающий вид на залив. Для некоторых кадров Ford и Dodge сцепляли, чтобы снимать крупным планом. Экинс и тут вставил трюк на мотоцикле. Он сыграл незадачливого байкера, выскочившего наперерез машинам. Когда Буллит объезжает упавшего, Mustang срывается в занос.

Погоню снимали без звука, его наложили в самом конце. До сих пор идут споры, какие именно двигатели ревут в кадре. Кто-то считает, что на Mustang наложили звук GT40 – Мак-Куин выжимает сцепление два раза, а значит, машина гоночная. Судьба Mustang тоже бурно обсуждается. Некоторые считают, что ни одной машины не сохранилось. У двух машин были последовательные серийные номера, и обе были 320-сильные с 4-ступенчатой коробкой, что бы кто ни говорил. Одна из двух пострадала так сильно, что после съемок ее, конечно, сдали в утиль. В отличие от истории Charger, записи с номерами шасси Ford есть, и второй Mustang, 8R02S12559, вроде бы продали сотруднику студии Warner Bros, как только в сентябре закончили монтаж картины. 

Dodge Charger Ford Mustang фильм Bullit ретро фонарь
По просьбе Мак-Куина с Mustang удалили практически все эмблемы и шильдики.

Через несколько лет буллитовский Mustang был продан через частные объявления в "Лос-Анджелес Таймс" за 6 000 долларов на Восточное побережье. В 1974 году он снова был выставлен на продажу. Мак-Куин увидел объявление в Road&Track, но опоздал, продавец из Нью-Джерси, сказал, что машину уже купили. Нового владельца даже сам Мак-Куин не смог соблазнить продать машину, хотя договорился, что если ее все-таки будут продавать, ему сообщат первым. Стив умер от рака в 1980 году, владелец так с ним и не связался. Mustang оставался в Нью-Джерси, а потом переехал в сенной сарай в Огайо-Ривер-Вэлли. За много лет машина проржавела, а владелец отклонял все предложения о продаже. Самые свежие вести о машине пришли из сарая в Теннеси. Поразительно, ведь тогда автомобиль уже стоил несколько миллионов долларов. Один человек запечатлел плачевное состояние машины по просьбе фаната "Буллита" Дэвида Кунца, но эти фотографии никогда не публиковали.

Дэвиду Редхеду был 21 год, когда вышел фильм, и он живо помнит, как смотрел кино в Саутенде: "Я стал верным фанатом Ford, когда у меня появился первый Cortina GT, а та погоня меня просто с ума свела. Я поклялся, что достану этот Mustang, но не очень-то верил, что у меня получится. Тогда я был убежден, что это Shelby. Эти машины казались мне одинаково громадными и зверскими". 

Dodge Charger Ford Mustang фильм Bullit ретро мотор Magnum
Установленный на Charger двигатель Magnum объемом 7,2 литра развивает порядка 375 л.с.

В 2005 году путь к осуществлению мечты начал вырисовываться: "У меня были Ford (Escort 1300E и XR3i), но классики не было ни разу. Когда я начал подумывать, не купить ли классический, сразу вспомнил о Mustang. Жена поддержала меня и сказала, что я обязательно должен его найти, иначе буду жалеть об этом всю жизнь. У нее было только одно условие: "Чтобы не бросал машину перед домом". Перелопатив Интернет, он в конце концов нашел подходящий автомобиль за 9000 долларов: "Кузов белого цвета, выцветший на солнце салон… Мой приятель проверил машину, и я отдал ее на реставрацию местному специалисту Скотту Эндрюсу".

Чем больше Редхед узнавал об оригинале, тем настойчивее он добивался аутентичности деталировки. Он выкрасил черным решетку радиатора, удалил все эмблемы с дисков American Racing Torq-Thrust D. Когда Mustang был на три четверти готов, Дэвид отогнал машину Джавиду Ахмеду, шотландскому реставратору. И тот заканчивал работу еще два года. Во время затянувшейся переделки Редхед снискал репутацию эксперта по машинам "Буллита". Закончив свой, он руководил реставрацией второго Mustang, для друга. Эту машину вы и видите на фотографиях. "Как приятно было наконец-то сесть за руль! – говорит Редхед. – Тебя охватывает азарт, машина летает, как ласточка. Нужно только привыкнуть, что тебе все кричат и машут руками. Я с удовольствием отдаю свой Mustang на благотворительные вечеринки и свадьбы". 

Dodge Charger Ford Mustang фильм Bullit ретро салон
"Я поехал с Мак-Куином в Mustang на одном из проездов с горками, – вспоминает один из сотрудников съемочной группы. – И после очередного прыжка говорю ему: притормози, у нас пленка кончилась. "Это ерунда, – говорит Стив. – У нас еще и тормоза умерли". Мак-Куин сумел остановить Mustang, тормозя двигателем и повернув на улицу, идущую вверх. Как только машина остановились, нас разобрал истерический хохот..."

Посмотрев фильм бессчетное количество раз, построив копию машины, запустив сайт www.motionpicturemotors.co.uk, Редхед собирается писать книгу. А еще мечтает переправить машину в Калифорнию и проехать на ней по маршруту погони. Это несбыточная мечта, но прокатиться по знаменитым местам ему все же удалось, на полицейском патруле, с гидом Дэвидом Оберхоффом: "О, это был незабываемый день. Он показал нам все достопамятные места, а потом угостил обедом".

Участие Ford в "Буллите" было утверждено официально, а вот злодейский Dodge нужно было искать отдельно. Сначала Warner Bros не разрешали Йетсу брать машину другой марки, ведь у них был контракт с Ford. Но в конце концов Мак-Куин убедил руководство. Есть свидетельства о том, что две или три машины Билл Хикман, руководивший трюками, купил в глендейлском салоне Dodge. Один, синий с автоматом, был не R/T. А главной съемочной машиной стал самый мощный Magnum 440 светло-желтого цвета. Механик из Бонневиля Норм Тэтчер перекрасил обе машины в грозный черный цвет, усилил нижние рычаги, поставил более жесткие амортизаторы и наскаровские пружины на зад. На обеих машинах стоял 375-сильный Magnum V8 объемом 7,2 литра с четырехкамерным карбюратором. Вытянутый профиль кузова, получивший прозвище "бутылка кока-колы", парящие задние стойки – автомобиль, созданный Ричардом Сиасом, имел изначально бандитский вид. Он выглядел зловеще, едва сойдя с конвейера: чего стоят одни прячущиеся в черную решетку радиатора фары! 

Dodge Charger Ford Mustang фильм Bullit ретро руль шелби Shelby кобра лого logo
Не очень понятно, к чему на Mustang эта деталь - она же от совсем другого автомобиля и из совсем другой оперы... точнее, фильма.

Говорят, Charger обогнал Mustang, когда перед съемкой машины тестировали на треке. Они разгонялись бок о бок до 160 км/ч, отрабатывая сцены погони. Мак-Куин расстроился. А Йетс огорчился, увидев сколы и вмятины на Mustang после репетиции на треке. Но Мак-Куин убедил его, что потрепанная машина лучше отвечает характеру несгибаемого лейтенанта. Ходят слухи, что у Charger снимали два провода со свечей, отключая пару цилиндров, чтобы он ехал медленнее, а диски Magnum 500 заменили на узкие стальные, чтобы маневры смотрелись драматичнее. С табуном в 375 коней Хикман мог легко срывать задние колеса в пробуксовку, чтобы вылетать с перекрестков в дыму.

Тайной оказалась дальнейшая история не только Mustang, но и Charger. Говорят, что не-R/T был списан после последней сцены со взрывом. Но те, кто хорошо знают фильм, помнят, что Dodge минует заправку, а только потом все взрывается. Кто-то считает, что все машины после съемок уничтожили, чтобы получить страховку. Но есть и другое мнение, что дилер Dodge выкупил отлично сохранившийся R/T, у которого пробег был невелик, и снова перекрасил его в желтый. А потом продал ничего не подозревающему клиенту. Если бы тот внимательно изучил пол своего автомобиля, то увидел бы загадочные дырки – отверстия просверлили, чтобы привинчивать штатив. В этой машине снимали крупные кадры водителя и стрелка. 

Dodge Charger Ford Mustang фильм Bullit ретро салон
При вялом по нынешним временам разгоне (6,4 с до сотни) и совсем смешной максималке (183 км/ч) Charger запросто выпивал по 35 литров бензина на сотню.

Недавно в Интернете прошел слух, что Charger из "Буллита" жив. В конце 90-х автомобиль в отвратительном состоянии обнаружил в Тусоне серьезный коллекционер мопаровких автомобилей Арнольд Уэлч. Он был озадачен, когда под слоем желтой краски обнаружилась черная, а под ней опять желтая. Видимо, у машины богатая история. "Первый владелец купил машину в салоне "Вэлли-Додж", в районе Вэн-Найс, в 1970 году, – рассказывает Уэлч. – Она прошла всего 99 000 км, и на ней не ездили с 1973 года. Меня машина заинтересовала, как только я обнаружил заводской 440 Magnum, оригинальную 4-ступенчатую коробку передач и задний мост Dana 60". После долгих поисков по VIN и дате выпуска (15 января 1968 года) Уэлч позвонил в архив Warner Bros, но, к сожалению, все документы были утеряны или уничтожены. Никак нельзя было доказать связь с фильмом, единственный выход – сопоставить дыры в днище с фотографиями Charger на съемках. В одной сцене второй Dodge был машиной оператора: сняли крышку багажника, в багажник посадили оператора и установили софиты. И их расположение соответствовало отверстиям. После реставрации Уэлч иногда показывал Charger на выставках, а теперь продает его за миллион долларов.

Крис Хау не собирался покупать машину из фильма, и свой Charger приобрел совершенно неожиданно. Хау учился с Редхедом в одной школе, и заразительная страсть приятеля к фильму захватила и его. "Я всегда был фанатом Мак-Куина, но мой любимый фильм – "Большой побег", – откровенничает Хау. – Все началось в 2006 году, когда Дэвид сказал, что поедет в Лос-Анджелес посмотреть Mustang. Я тоже решил поехать и только тут понял, насколько он этим одержим. Дома я вник в тему еще больше и после неудачного инвестирования подумал, а вложу-ка я деньги в то, что принесет мне больше удовольствия. У меня никогда не было классики, и Dodge казался мне очевидным выбором". 

Dodge Charger Ford Mustang фильм Bullit ретро салон рычаг КПП
При покупке Charger можно было выбирать между 4-ступенчатой механической коробкой и 3-ступенчатым автоматом (на фото).

Хотя Хау даже ни разу не садился в Charger, план созрел у него мгновенно: "Автомобиль смотрится потрясающе. Это воплощенное зло, и в отличие от пресных современных авто у него уйма характера. Я начал изучать варианты. Мы просмотрели кучу машин и остановились на трех. Одна в Нью-Йорке, другая в Техасе, и третья в Бербанке. Брюс Рекар проверил калифорнийскую машину, которая продавалась на eBay. После того как Брюс сообщил, что машину можно брать, Хау перевел деньги и организовал доставку: "Машина прибыла в контейнере в Чатем, но разгрузили ее только в Дерби. В конце концов, пришлось купить прицеп-платформу, чтобы забрать ее. С 200 метров машина выглядела отлично, но при ближайшем рассмотрении, оказалось, промокла насквозь. Но когда мы завели мотор и я услышал бормотание выхлопа – это было счастье".

Хау поручил фирме Custom Exotics в Харлоу начать трансформацию автомобиля в клон буллитовского Charger. "Краска вся пузырилась. Мы ковырнули и пришли в ужас от того, сколько под ней ржавчины, – говорит Скотт Броклхерст из Custom Exotics. – Машина явно простояла пару лет на улице, прежде чем ее освежили, не снимая старой краски, перед продажей. Мы очистили ее до металла и выровняли кузовные панели. Кроме явственно видного следа от бокового удара, машина была в нормальном состоянии. Масл-кары – наша специальность, и заняться Charger R/T было большой честью". 

Dodge Charger Ford Mustang фильм Bullit ретро салон шильдик
Бесспорно, в Сан-Франциско каскадеру на Dodge приходилось хуже - машина крупнее Mustang и по габаритам, и по ощущениям...

Пока автомобиль менял цвет "зеленый металлик" на черный, Хау начал искать запчасти, как на киношной машине: "Мотор уже был правильный и салон черный. Я нашел 14-дюймовые стальные диски, чтобы заменить Magnum, которые на нем стояли, и купил 11 колпаков, пока подобрал идеально севший комплект. Виниловая крыша приехала из Калифорнии, а "клыки" сняли, как делали на съемках, чтобы поставить камеры".

И вот Хау, наконец, сел за руль после окончания реставрации. "Я обожаю на нем ездить, – восхищается он. – И получаю массу удовольствия от того, сколько он привлекает внимания. К мощности нужно относиться с почтением, машина быстрая. Тормоза не блещут, и он любит переть напролом в повороте, но коробка-автомат - это фантастика! Совсем не чувствуешь, как она переключается, не хуже современного Mercedes. Хочу выразить свое почтение Биллу Хикману, который управлял машиной на съемках. Сев за руль этой машины, я его невероятно зауважал. Не устаю любоваться автомобилем, а ездить вместе с Mustang Дэвида – фантастический кайф. Особенно мне запомнился первый круиз по набережной Саутенда".

Хотите больше узнать о легендарных машинах прошлого? Ищите на прилавках журнал Classic & Sports car, журналистами которого была подготовлена эта статья. Classis & Sports car - легендарное британское издание, целиком посвященное классическим автомобилям, а потому - обязательное к прочтению всеми, кто интересуется автомобильной историей. Отыскать ближайшую точку продаж Classic & Sports car можно здесь

Кстати, лучшие материалы журнала - в том числе полные версии статей - регулярно появляются на страницах АвтоВестей. Все материалы рубрики "Ретро-пятница" можно найти здесь. И не забывайте следить за обновлениями! 

 

Ford заплатит 10 млн долларов за расовую дискриминацию Скандал, связанный с проявлениями притеснений по расовому признаку и признакам пола, разгоревшийся на двух чикагских заводах концерна Ford, удалось урегулировать в досудебном порядке. Правда, обошлось это производителю довольно дорого.
Porsche предложит колесные диски из карбона Компания Porsche представила новую, очень дорогую, опцию для дебютировавшего суперкара 911 Turbo S в особой модификации Esclusive Series - сверхлегкие карбоновые диски. В компании заявляют, что они первые в мировом автопроме предлагают подобные колеса для серийной модели, но здесь есть нюансы.
Российскому автопрому помогут почти на миллиард рублей Российские автомобилестроительные предприятия получат субсидии, предназначенные на покрытие затрат при перевозке готовых автомобилей. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, с учетом расстояний в стране без этих денег невозможно обеспечить конкурентоспособность региональных предприятий.