© GF

3 апр 2014 17:23

Автопром 3328

Неделя Datsun на АвтоВестях: чего добились бренды-зомби - еще пять возрожденных автомарок

Сегодня возрожденный после 30-летней "комы" бренд Datsun представит в Москве бюджетный автомобиль, созданный специально для России. Считая часы до премьеры, АвтоВести вспомнили, как Mercedes-Benz сел в лужу с брендом Maybach и как хозяева марки Audi не могли найти ей применения целых 25 лет...

Сегодня возрожденный после 30-летней "комы" бренд Datsun представит в Москве бюджетный автомобиль, созданный специально для России. Считая часы до премьеры, АвтоВести вспомнили, как Mercedes-Benz сел в лужу с брендом Maybach и как хозяева марки Audi не могли найти ей применения целых 25 лет...

Когда прекращается производство автомобилей той или иной марки, пресса пишет о "ликвидации" бренда или его "исчезновении". Но сила бренда в том и заключается, что он не может исчезнуть по решению совета директоров и даже кабинета министров. Можно снести завод, сдать в макулатуру рекламные плакаты и проспекты, даже отправить на переплавку все сохранившиеся машины – из коллективной памяти марку все равно не удалишь, все равно она в течение немалого времени будет знакома большому количеству людей. Старый бренд порой может оказаться лучше новых двух, которые придется раскручивать с нуля. Поэтому заниматься "оживлением" подзабытых марок не брезгуют ни энтузиасты-одиночки, ни крупные концерны. Но всегда ли такая "реанимация" гарантирует успех на рынке? 

Alpine ретро лого logo
Alpine: зомби открывает глаза

Сначала основатель марки Жан Редель строил быстрые спортивные и гоночные автомобили с использованием агрегатов Renault, а потом крупный производитель поглотил мелкого - когда последнего подкосил топливный кризис начала семидесятых. Поглощение всем пошло на пользу: первая же созданная в составе Renault модель А110 стала самой успешной в истории Alpine. Проблема в том, что даже после этого Alpine оставались машинами для узкого круга ценителей – а просто обеспеченным, не свихнувшимся на теме гонок людям они казались недостаточно элегантными, удобными и престижными. В середине девяностых менеджеры Renault признали, что не могут сделать марку прибыльной – и в 1996 году производство автомобилей было прекращено.

Решение "откопать" ее было принято несколько лет назад ради одной-единственной модели - компактного среднемоторного спорткупе (разработку которого французы ведут совместно с британской компанией Caterham). Бренд Alpine должен подчеркнуть "породистость" спорткара, выдвинуть его из ряда прозаичных машин вроде Clio и Megane. Получится ли у Renault не наступить второй раз на те же грабли? Достаточно ли элегантным и богатым на всевозможные опции будет купе Alpine, чтобы стать игрушкой для тысяч богатых, а не предметом культа для пары сотен фанатов? 

Maybach logo лого
Maybach: лучше б не откапывали

Основанная инженером Вильгельмом Майбахом, соратником изобретателя автомобиля Готлиба Даймлера, компания прославилась в тридцатые годы роскошными лимузинами и кабриолетами и приводившими их в движение могучими 12-цилиндровыми двигателями. Оборонные заказы в годы войны стали удачей и проклятием одновременно: завод разбомбили, и восстановить компанию наследникам Майбаха не удалось. В 1960 году марка стала собственностью концерна Daimler-Benz, но вспомнили о ней только спустя тридцать с лишним лет.

В середине девяностых менеджмент Mercedes-Benz решил, что хорошо бы задвинуть на второй план гордых британцев из Rolls-Royce и пересадить на собранные в Штутгарте машины тех, кому даже S-класс кажется дешевкой. Именно по такому случаю с Maybach сдули пыль и присвоили это имя роскошному представительскому лимузину.

Шума в год премьеры было много. Руководство компании не могло нарадоваться на вроде бы привычные сегодня, но удивительные в то время вещи – систему навигации с голосовым управлением, передние сиденья с 9 регулировками и вентиляцией, адаптивный круиз-контроль и подстаканники с подогревом. А хьюмидор (ящик для сигар, где поддерживаются определенные температура и влажность) и дополнительный спидометр для задних пассажиров остаются эксклюзивом до сих пор.

Но вот потенциальные клиенты как-то не особо возбудились и желания расставаться с Rolls-Royce и Bentley не высказали. Вместо запланированных 2000 машин в год в результате собрали 3000… за десять лет! Распродажа в 2011 году последней партии машин с огромнейшими скидками стала явным доказательством того, что даже легендарная марка в распоряжении могучего концерна успеха не гарантирует. Впрочем, даже эта неудача не заставила окончательно списать Maybach в архив – говорят, легендарное имя еще могут присвоить самой роскошной комплектации длиннобазного S-класса. 

MG logo лого
MG: сила китайского колдовства

У этой британской марки судьба вышла особенно сложной – ее "хоронили" аж дважды. Впервые это случилось в 1980 году – в распоряжении корпорации British Leyland, образовавшейся путем многочисленных слияний и поглощений, оказалась целая прорва брендов. MG, чьи недорогие купе и родстеры продавались весьма вяло, стала одной из первых жертв программы по сокращению расходов.

"Воскресла" марка очень быстро – через два года, но о былом величии речи уже не шло. На месте закрытого завода уже построили пару фаст-фудов и полицейский участок, формат недорого родстера не казался маркетологам актуальным, а шильдик MG стали клеить на отдельные версии прозаичных хэтчбеков и седанов – те, что с моторами помощнее (впрочем, высокого звания "заряженных" те машины не заслуживали). Лишь в девяностые годы, когда британская автомобилестроительная корпорация сначала была куплена BMW, а потом снова оказалась в руках британских предпринимателей, удалось "под шумок" разработать и запустить в производство новый родстер модели TF. Но в 2005 году производство снова было остановлено – на сей раз речь шла не об "ампутации" менее прибыльной марки, а о прекращении деятельности всей компании (наряду с MG выпускавшей тогда автомобили под брендом Rover).

И вновь "спячка" длилась всего пару лет – закончилась она благодаря китайскому концерну Nanjing Automotive: в 2007 году сборку прежних моделей начали в Китае, позже снова заработал конвейер в британском Лонгбридже. Многие снобы воротят нос от машин с китайскими корнями и считают глумлением торжества по случаю приходящегося на этот год 90-летия марки. Но куда важнее, что у марки есть какой-никакой модельный ряд из трех новых (появившихся в 2011-2012 годах) хэтчбеков и седанов, который в обозримом будущем должен пополниться еще и кроссовером. Точные данные об объемах производства найти сложно (завод в Лонгбридже собирает не больше 2000 машин в год), но о нехватке финансов и об угрозе третьей "смерти" MG речь совершенно точно не идет. 

Bugatti logo лого
Bugatti: как живой

Многие модели французской марки, созданные в период между двумя мировыми войнами, считаются классикой автомобилестроения, но в послевоенной Европе производитель роскошных машин не смог найти себе места на рынке. Дело осложнила смерть в 1947 году самого Этторе Бугатти – и период до окончательного прекращения производства в 1963 году можно сравнить с длительными конвульсиями.

Мысль оживить Bugatti приходила в голову многим, а в жизнь ее воплотила группа итальянских бизнесменов, в конце восьмидесятых запустившая в производство суперкар EB110. Машина не терялась на фоне конкурентов и вошла в моду среди знаменитостей – к примеру, Михаэль Шумахер, едва начав получать за выступления в "Формуле-1" большие деньги, купил себе именно EB110, а не Ferrari и не Lamborghini. На волне успеха руководство компании решило до кучи прикупить еще и марку Lotus, но британский бренд оказался куском, который итальянцы не смогли переварить – и в 1995 году "новая Bugatti" обанкротилась так же стремительно, как и появилась на свет.

По-настоящему надежный хозяин для многострадального бренда нашелся три года спустя в лице Volkswagen. И появившийся в 2005 году Bugatti Veyron по своему техническому совершенству и своей харизме, может быть, даже переплюнул легендарные довоенные машины марки. 8 литров рабочего объема, 1200 сил, 431 км/ч максимальной скорости (они сделали Veyron самой быстрой машиной в истории)… За последние годы слово Veyron потихоньку превратилось в нарицательное, и именно ради этого автомобиля пришлось выдумать слово "гиперкар" - слово "суперкар" оказалось недостаточно восторженным.

Одним словом, с известностью и имиджем у марки теперь все в порядке. Но как долго продлится золотой век? Недавно появилась информация, что из 150 выпущенных с 2009 года машин Veyron серии Grand Sport целых 40 до сих пор не проданы. А если и будут проданы, то каждая из них принесет Volkswagen убыток в 6,7 миллиона долларов! 

Audi RS 4 Avant logo логотип
Audi: как зомби в люди выбился

Мало кто знает, что в истории знаменитой марки некогда был перерыв длиной в четверть века – почти столь же длинный, как у Datsun. Дело в том, что от "изначальной" Audi – той, что выпускала весьма крупные и престижные машины, а логотипом имела гордую единицу (высотой сантиметров в десять) на пробке радиатора – после второй мировой войны осталось только имя. Завод в Цвиккау оказался на территории ГДР и был национализирован.

Марка Audi как один из активов концерна Auto Union (именно его эмблемой были знаменитые ныне четыре кольца) после войны некоторое время успела побывать в собственности компании… Daimler-Benz и только в шестидесятых перешла под контроль Volkswagen. Вместе с заводом в Ингольштадте, где тогда выпускались автомобили хорошо известной марки DKW. Когда эти автомобили устарели, переход на более современные конструкции решили подчеркнуть сменой бренда – менеджеры решили, что DKW слишком сильно ассоциируется с архаичными двухтактными двигателями. Тогда-то и была сдута пыль с престижного, но основательно подзабытого имени. Кстати, в 1965 году запущенный в производство седан с четырьмя кольцами на решетке радиатора назывался просто Audi – и только позже превратился в модель Audi 72.

Сейчас под маркой Audi ежегодно собирается больше полутора миллионов автомобилей, и в "большой немецкой тройке" бренд отнюдь не выглядит лишним рядом с BMW и Mercedes-Benz. В середине шестидесятых это трудно было себе представить – и наверняка об этом стараются почаще вспоминать те, кто сейчас после 30-летнего забвения возрождает марку Datsun…

Напоминаем, что презентация первой российской модели Datsun состоится 4 апреля в Москве. АвтоВести будут вести онлайн-трансляцию презентации. 

Другие материалы недели Datsun:
История Datsun: как бренду помогли землетрясение и "компромат" на Nissan
Хроника выхода из комы: зачем возродили Datsun и какие машины этой марки уже можно купить
Каким будет новый бюджетник: что мы уже знаем о русском Datsun

Неделя Datsun на АвтоВестях: каким будет новый бюджетник? 4 апреля в России станет одним "народным автомобилем" больше. Возрожденная марка Datsun представит машину, созданную специально для российского рынка. В преддверии премьеры АвтоВести рассказывают, что уже известно об одной из главных автоновинок нынешнего года.
Неделя Datsun на АвтоВестях: история с 30-летним перерывом Землетрясение, изменившее жизнь к лучшему, и водитель-испытатель с выбитым зубом, вовремя подвернувшийся "компромат" на братский бренд и картины Сальвадора Дали - в преддверии премьеры созданного специально для России бюджетного автомобиля марки Datsun АвтоВести вспоминают историю японской марки.
Неделя Datsun на АвтоВестях: считаем часы до премьеры нового бюджетника Сегодня на публике впервые появится созданный специально для России автомобиль недавно возрожденной японской марки Datsun. Считая часы до премьеры, АвтоВести вспомнят об истории марки и причинах ее возрождения. А совсем скоро - дадут возможность следить за ходом премьеры с помощью онлайн-трансляции.