© Екатерина Рзянина

22 янв 2014 20:38

Новинки 1836

Новые песни от "Мазды": гибридная "матрешка" и роторная "двушечка"

Не мытьем, так катаньем - это о компании Mazda и гибридных автомобилях. Не раз и не два руководство японской марки заявляло, что особых перспектив у гибридных технологий нет, но нос держало по ветру - и вот, осенью прошлого года АвтоВести опробовали сразу два гибрида марки Mazda.

Японская Mazda никогда не претендовала на лавры самой известной и популярной автомобильной компании. Однако общие тенденции рынка поддерживать приходится всем, и Mazda не исключение. На Токийском автосалоне компания представила гибридную Mazda3. АвтоВести первыми побывали за рулем новинки.

Руководство Mazda никогда не заявляло, что гибриды спасут автолюбителей от разорения, а планету - от экологической катастрофы. Пока инженеры других компаний подыскивали на борту автомобиля место для электромотора и отправляли получившиеся конструкции на конвейер, в Хиросиме (где находится штаб-квартира компании) предпочитали все усилия направить на совершенствование двигателей внутреннего сгорания - ведь, по мнению боссов Mazda, сейчас раскрыт далеко не весь потенциал этого привычного агрегата. И в то время как Toyota Prius на конвейере уже больше 15 лет, и нынешнее третье поколение вот-вот будет сменено четвертым, стоящая перед нами новая версия "трешки" - первая серийная Mazda с гибридной силовой установкой. 

Кстати, Prius поделился с первой гибридной Mazda двумя ключевыми агрегатами - коробкой-вариатором и электромотором. Последний развивает 82 л.с., дефорсированный бензиновый двигатель при объеме 2 литра выдает 99 л.с., а в сумме получается... 136! Куда же пропали добрых полсотни "лошадей"? Оказывается, силовая установка настроена так, что два силовых агрегата никогда не развивают максимальную мощность одновременно. Стоит заработать бензиновому двигателю - электромотор снижает напор и на пик крутящего момента уже не выходит. Поэтому и теоретически возможные 179 л.с. на первичный вал вариатора никогда поданы не будут.

Mazda3 Hybrid
Гибридные седаны и хэтчбеки Mazda3 уже вовсю ездят по Японии, хотя на улице их встретить не так-то просто.

Источником энергии для электромотора является никель-металлгидридный аккумулятор. За основу взята уже существующая конструкция, но для использования в автомобиле она основательно доработана. Такой аккумулятор считается более безопасным, экологичным и устойчивым к морозам, чем другие батареи - никель-кадмиевые или литий-ионные, - но срок службы у него меньше.

Как и многие другие гибриды, машина трогается с места без помощи двигателя внутреннего сгорания, и до скорости 40 км/ч пользуется исключительно "услугами" электромотора. Впрочем, инженеры не рассчитывают, что владельцы гибридной "трешки" будут совершать далекие поездки, не тратя на них ни капли бензина. "Солирующий" электромотор - это исключение. Его главная функция - не быть за главного, а помогать бензиновому двигателю, снижая расход топлива. Производитель заявляет, что даже в городе расход составит 3,2 л/100 км. Мы знаем, что в реальности эта цифра будет больше - и даже знаем, почему так происходит с каждым автомобилем, - но экономия в любом случае будет ощутимой. Именно тяга жителей Японии к экономии и сподвигла компанию на создание гибрида, который руководство Mazda вроде бы считает не слишком перспективным.

Mazda3 Hybrid
На первый взгляд, подкапотное пространство гибридной "трешки" выглядит абсолютно так же, как и у обычной машины, которая обходится без тягового элекромотора.

На дороге отличить гибридную "трешку" от обычной можно только по трем большим буквам HEV на заднем шильдике. Впрочем, на подозрение может навести и поведение машины на дороге - подозрительно спокойное, лишенное знакомой по российским водителям "матрешек" неуемности. Дело в том, что энергия и драйв вроде бы в машине присутствуют, но очень быстро кончаются. С места машина трогается весьма резво, но стоит включиться бензиновому мотору, как автомобиль становится каким-то подторможенным. На нажатие педали газа мотор откликается с задержкой, как будто берет пару секунд на размышление. Как отбивающий в бейсболе, который после удара не может сразу же двигаться к цели, а должен сперва пробежать по всем точкам-базам.

Та же задумчивость проявляется и на торможении, когда при плавном нажатии на педаль включается система рекуперации кинетической энергии и машина замедляется гораздо менее охотно чем ожидает неопытный водитель. Так что, излишней нежности при работе с педалью лучше избегать - нажимать на тормоз надо решительно.

Mazda3 Hybrid
В не знакомом большинству водителей режиме В система рекуперации работает агрессивно, стараясь запасти максимум энергии. Благодаря этому машина тормозит двигателем так сильно, что до левой педали можно дотрагиваться только в виде исключения.

Сейчас гибридная Mazda3 продается только у себя на родине. Базовая цена машины - 2 373 000 йен - в пересчете на более привычные валюты составит 24 150 долларов или около 789 000 рублей. Это на 40% дороже "обычного" седана с полуторалитровым мотором коробкой-автоматом. Однако в успехе своего гибрида Mazda не сомневается. Да и нам ни к чему: японцы обожают такие автомобили, а проверенные опытом технологии Toyota в сочетании с продвинутыми бензиновыми моторами и ярким дизайном Mazda – сочетание более чем привлекательное. Пока японцы уверяют, что гибридная "трешка" не уедет дальше Японии. Но, сдается нам, что через год-полтора эта версия автомобиля может встретиться и на дорогах Европы. А там авось и до нас доберется... 

Mazda 3 Hybrid
Обычный японец может и не понять, что такое "Мазда-три" - ведь в Японии все модели марки имеют свои имена. К примеру, "шестерка" называется Atenza, "трешка" - Axela. А гибридная "трешка" - соответственно, Axela Hybrid.

Опробовали параллельный гибрид - оцените гибрид последовательный. Вторым сюрпризом от Mazda стала маленькая поездка в гибриде, построенном на базе Demio (мы эту машину знаем как Mazda2). Впервые эта разработка появилась на публике достаточно давно, но сроки начала серийного производства все откладывались и откладывались - теперь, когда они вроде бы зафиксированы окончательно, компания решила напомнить об этом высокотехнологичном автомобиле. 

Создан этот Mazda Demio Range Extender по схеме, аналогичной проекту BMW i3. Сначала был электромобиль - серийная машина с расположенным под капотом мотором мощностью 100 л.с. Такую Demio EV на японском рынке можно было взять в лизинг. Запас хода составил 200 километров, чего японцам показалось мало - и они разместили под полом багажника 33-сильный роторный двигатель. С его помощью запас хода вырос до 400 километров.

Mazda2 EV
Два года назад этот гибрид показали группе избранных журналистов, но после этого новостей о Range Extender долго ничего не было слышно.

Эта машина порезвее трешки: педаль газа на удивление отзывчивая, хотя тронуться плавно также ничто не мешает. Правда, весь "заезд" состоял из разгона по прямой длиной в 500 метров, разворота и возвращения в исходную точку. Создатели автомобиля утверждают, что одно из отличий машины - минимальный уровень шума не только на низких скоростях, но и на высоких, когда роторный мотор работает вовсю.

Серийный последовательный гибрид в соответствии с первоначальными планами должен был появиться на дорогах еще в 2012 годах. Появится ли и если появится, то когда - представители Mazda не говорят. Но с другой стороны, журналистам такие любопытные машины просто так не показывают...

 

Автор Екатерина Рзянина
Бывший инженер Ford предложил ставить по одной турбине на каждый цилиндр. Одной из проблем турбированного мотора является так называемый турболаг или "турбояма" - недостаточное давление наддува на малых оборотах мотора из-за низкого давления выхлопа. Бывший инженер компании Ford предложил решить эту проблему радикально.
Mitsubishi Electric готовит необычный родстер с дополненной реальностью Компания Mitsubishi Electric, входящая в состав Mitsubishi Group, покажет футуристичный открытый автомобиль, на котором продемонстрирует свое видение технологий будущего, направленных на повышение безопасности дорожного движения и создание удобной, эффективной и безаварийной транспортной сети.
Lada Vesta получит управление со смартфона Lada Vesta в скором будущем получит платформу Lada Connect, которая позволит управлять некоторыми функциями автомобиля со смартфона.