© Екатерина Рзянина

22 янв 2014 20:38

Новинки 1821

Новые песни от "Мазды": гибридная "матрешка" и роторная "двушечка"

Не мытьем, так катаньем - это о компании Mazda и гибридных автомобилях. Не раз и не два руководство японской марки заявляло, что особых перспектив у гибридных технологий нет, но нос держало по ветру - и вот, осенью прошлого года АвтоВести опробовали сразу два гибрида марки Mazda.

Японская Mazda никогда не претендовала на лавры самой известной и популярной автомобильной компании. Однако общие тенденции рынка поддерживать приходится всем, и Mazda не исключение. На Токийском автосалоне компания представила гибридную Mazda3. АвтоВести первыми побывали за рулем новинки.

Руководство Mazda никогда не заявляло, что гибриды спасут автолюбителей от разорения, а планету - от экологической катастрофы. Пока инженеры других компаний подыскивали на борту автомобиля место для электромотора и отправляли получившиеся конструкции на конвейер, в Хиросиме (где находится штаб-квартира компании) предпочитали все усилия направить на совершенствование двигателей внутреннего сгорания - ведь, по мнению боссов Mazda, сейчас раскрыт далеко не весь потенциал этого привычного агрегата. И в то время как Toyota Prius на конвейере уже больше 15 лет, и нынешнее третье поколение вот-вот будет сменено четвертым, стоящая перед нами новая версия "трешки" - первая серийная Mazda с гибридной силовой установкой. 

Кстати, Prius поделился с первой гибридной Mazda двумя ключевыми агрегатами - коробкой-вариатором и электромотором. Последний развивает 82 л.с., дефорсированный бензиновый двигатель при объеме 2 литра выдает 99 л.с., а в сумме получается... 136! Куда же пропали добрых полсотни "лошадей"? Оказывается, силовая установка настроена так, что два силовых агрегата никогда не развивают максимальную мощность одновременно. Стоит заработать бензиновому двигателю - электромотор снижает напор и на пик крутящего момента уже не выходит. Поэтому и теоретически возможные 179 л.с. на первичный вал вариатора никогда поданы не будут.

Mazda3 Hybrid
Гибридные седаны и хэтчбеки Mazda3 уже вовсю ездят по Японии, хотя на улице их встретить не так-то просто.

Источником энергии для электромотора является никель-металлгидридный аккумулятор. За основу взята уже существующая конструкция, но для использования в автомобиле она основательно доработана. Такой аккумулятор считается более безопасным, экологичным и устойчивым к морозам, чем другие батареи - никель-кадмиевые или литий-ионные, - но срок службы у него меньше.

Как и многие другие гибриды, машина трогается с места без помощи двигателя внутреннего сгорания, и до скорости 40 км/ч пользуется исключительно "услугами" электромотора. Впрочем, инженеры не рассчитывают, что владельцы гибридной "трешки" будут совершать далекие поездки, не тратя на них ни капли бензина. "Солирующий" электромотор - это исключение. Его главная функция - не быть за главного, а помогать бензиновому двигателю, снижая расход топлива. Производитель заявляет, что даже в городе расход составит 3,2 л/100 км. Мы знаем, что в реальности эта цифра будет больше - и даже знаем, почему так происходит с каждым автомобилем, - но экономия в любом случае будет ощутимой. Именно тяга жителей Японии к экономии и сподвигла компанию на создание гибрида, который руководство Mazda вроде бы считает не слишком перспективным.

Mazda3 Hybrid
На первый взгляд, подкапотное пространство гибридной "трешки" выглядит абсолютно так же, как и у обычной машины, которая обходится без тягового элекромотора.

На дороге отличить гибридную "трешку" от обычной можно только по трем большим буквам HEV на заднем шильдике. Впрочем, на подозрение может навести и поведение машины на дороге - подозрительно спокойное, лишенное знакомой по российским водителям "матрешек" неуемности. Дело в том, что энергия и драйв вроде бы в машине присутствуют, но очень быстро кончаются. С места машина трогается весьма резво, но стоит включиться бензиновому мотору, как автомобиль становится каким-то подторможенным. На нажатие педали газа мотор откликается с задержкой, как будто берет пару секунд на размышление. Как отбивающий в бейсболе, который после удара не может сразу же двигаться к цели, а должен сперва пробежать по всем точкам-базам.

Та же задумчивость проявляется и на торможении, когда при плавном нажатии на педаль включается система рекуперации кинетической энергии и машина замедляется гораздо менее охотно чем ожидает неопытный водитель. Так что, излишней нежности при работе с педалью лучше избегать - нажимать на тормоз надо решительно.

Mazda3 Hybrid
В не знакомом большинству водителей режиме В система рекуперации работает агрессивно, стараясь запасти максимум энергии. Благодаря этому машина тормозит двигателем так сильно, что до левой педали можно дотрагиваться только в виде исключения.

Сейчас гибридная Mazda3 продается только у себя на родине. Базовая цена машины - 2 373 000 йен - в пересчете на более привычные валюты составит 24 150 долларов или около 789 000 рублей. Это на 40% дороже "обычного" седана с полуторалитровым мотором коробкой-автоматом. Однако в успехе своего гибрида Mazda не сомневается. Да и нам ни к чему: японцы обожают такие автомобили, а проверенные опытом технологии Toyota в сочетании с продвинутыми бензиновыми моторами и ярким дизайном Mazda – сочетание более чем привлекательное. Пока японцы уверяют, что гибридная "трешка" не уедет дальше Японии. Но, сдается нам, что через год-полтора эта версия автомобиля может встретиться и на дорогах Европы. А там авось и до нас доберется... 

Mazda 3 Hybrid
Обычный японец может и не понять, что такое "Мазда-три" - ведь в Японии все модели марки имеют свои имена. К примеру, "шестерка" называется Atenza, "трешка" - Axela. А гибридная "трешка" - соответственно, Axela Hybrid.

Опробовали параллельный гибрид - оцените гибрид последовательный. Вторым сюрпризом от Mazda стала маленькая поездка в гибриде, построенном на базе Demio (мы эту машину знаем как Mazda2). Впервые эта разработка появилась на публике достаточно давно, но сроки начала серийного производства все откладывались и откладывались - теперь, когда они вроде бы зафиксированы окончательно, компания решила напомнить об этом высокотехнологичном автомобиле. 

Создан этот Mazda Demio Range Extender по схеме, аналогичной проекту BMW i3. Сначала был электромобиль - серийная машина с расположенным под капотом мотором мощностью 100 л.с. Такую Demio EV на японском рынке можно было взять в лизинг. Запас хода составил 200 километров, чего японцам показалось мало - и они разместили под полом багажника 33-сильный роторный двигатель. С его помощью запас хода вырос до 400 километров.

Mazda2 EV
Два года назад этот гибрид показали группе избранных журналистов, но после этого новостей о Range Extender долго ничего не было слышно.

Эта машина порезвее трешки: педаль газа на удивление отзывчивая, хотя тронуться плавно также ничто не мешает. Правда, весь "заезд" состоял из разгона по прямой длиной в 500 метров, разворота и возвращения в исходную точку. Создатели автомобиля утверждают, что одно из отличий машины - минимальный уровень шума не только на низких скоростях, но и на высоких, когда роторный мотор работает вовсю.

Серийный последовательный гибрид в соответствии с первоначальными планами должен был появиться на дорогах еще в 2012 годах. Появится ли и если появится, то когда - представители Mazda не говорят. Но с другой стороны, журналистам такие любопытные машины просто так не показывают...

 

Автор Екатерина Рзянина
Новый суперседан от BMW представлен официально После целой серии тизеров, шпионских фотографий и информационных утечек новое поколение суперседана BMW M5, наконец, открылось публике официально. Это первая "эм пятая" с полным приводом, к тому же - самая мощная и быстрая в истории модели.
В России начали продавать Renault Kaptur в новой версии Новая версия носит название и дилеры уже начали принимать на нее заказы. "Экстремальный" Extreme имеет ряд отличий в дизайне, отделке салона и оснащении.
Jaguar обновил седан XE Jaguar XE 2018 модельного года получил целый ряд усовершенствований, включая новые двигатели Ingenium и электронные системы.