© АвтоВести, Александр Евдокимов

11 дек 2013 21:01

Тест-драйвы 51842

Недоконтакт. Тест UAZ Patriot с новой раздаткой

Внутри обновленного "Патриота" гораздо уютнее, чем на борту его предшественника. Вот только животных из сумок-перевозок здесь лучше не выпускать. У новой раздаточной коробки Hyundai Dymos есть важные достоинства, но оценить их можно только с помощью ритуалов, больше похожих на шаманские.

Внутри обновленного "Патриота" гораздо уютнее, чем на борту его предшественника. Вот только животных из сумок-перевозок здесь лучше не выпускать. У новой электронно-управляемой раздаточной коробки Hyundai Dymos вместо рычага теперь "шайба" и другие важные достоинства, но оценить их можно только с помощью ритуалов, больше похожих на шаманские.

- Да у тебя правый бак под завязку полный! - заправщик обескураженно смотрит на ручьем текущие из правого бака излишки бензина. Но заправщик не виноват. И я не растяпа. Да, на обновленном "Патриоте" все те же два стальных топливных бака по 36 л (по инструкции, чтобы жизнь медом не казалась, их каждые 30 000 км еще и промывать надо). И правый бак по-прежнему основной. Но сколько в нем топлива я посмотреть не могу, поскольку уже не работает электрический переключатель указателей уровня топлива в баках - объем топлива виден только в левом "танке". Похоже, тест-драйв будет веселенький. Потому что попутно в машине прикуриватель уже не хочет прикуривать, а подогрев передних сидений - подогревать что бы то ни было...

Расслабился я на этих иномарках, потерял патриотически-боевой настрой! Забыл, что садиться в отечественный автомобиль без пригоршни предохранителей - проявление наивности. В 2014 году проводку "Патриота" обещают заменить на новую, мультиплексную – может, тогда электрика наконец-то станет надежнее? Ну а пока лезу менять предохранители сам. Кстати, их схему расположения надо смотреть в инструкции, на съемной крышке распределительного щитка ее нет. 

UAZ Patriot
К 2014 модельному году обновленный Patriot получил новые цвета кузова, оригинальные легкосплавные колесные диски, расширенные комплектации, переделанный салон и "электрическую" раздатку. В 2014 календарном году его ждет еще и обширный рестайлинг с новой светотехникой и бамперами. Глядишь, и лючки бензобаков наконец-то начнут закрываться плотно, а не болтаться свободно на ходу?

Тестовый "Патриот" я забираю уже после заката. Над головой – все те же два подслеповатых "глазка" штурманских фонариков (и когда завод разродится на полноценные плафоны?), и по обновленному салону я шарю в основном на ощупь. Но помнят руки-то! Вот она, все та же регулировка подушки сиденья с помощью "крутилок" - чтобы с ними управиться, лучше всего оставить дверь открытой и вдобавок привстать на сиденье. Все так же туго работают подрулевые переключатели, а в алгоритме прерывистого режима передних дворников "без поллитры не разберешься".

А вот за новый руль немецкой фирмы Takata-Petri - спасибо. Он меньше, чем прежний, перекрывает приборы, и пластик обода хоть и жесткий, но более цепкий. Да и при вращении "баранка" уже не скребет по кожуху рулевой колонки, как бывало раньше. Увы, у настройки руля по высоте по-прежнему всего три положения, а фиксатор рулевой колонки по своей кондовости и тугости все так же похож на рычаг пушечного затвора – настоящий силовой тренажер! Кстати, никуда не делись и привычные сильные стуки в рулевом кардане на кочках. 

2014 UAZ Patriot
Новая панель приборов - совместная разработка американской Visteon и российского "Автоприбора", выпускают ее во Владимире. Под подушку безопасности пассажира (вместе с водительским эйр-бэгом она обещана к 2016 модельному году) с панели убраны верхний бардачок и поручень.

Зато новая панель приборов удалась! Лаконичная, ручки-кнопки под рукой, дизайн вполне современен, контрастная расцветка радует глаз, а приятный податливый пластик понравится любителям мягонького. Причем на кочках панель "молчит", как партизан - за счет уменьшенного на 30% количества деталей, трубы-усилителя внутри и переделанных воздуховодов. И наконец-то теплый воздух в ноги водителя и переднего пассажира равномерно дует сверху, а не сбоку, как раньше, когда зимой одна нога мерзла, а вторая поджаривалась. Основная климатическая установка тоже полностью новая, от немецкого филиала японской фирмы Sanden (заднюю печку делает французское отделение Eberspacher). Кондиционер теперь автоматически поддерживает заданную температуру, а у заслонок регуляторов температуры и распределения потоков уже не механические, а электрические приводы.

Но эйфория от перемен длится недолго, пока не начнешь вникать в детали. Например, при включении первой передачи рукой нередко достаешь до "крутилок" климатической установки. А при попытке залезть в высокий Patriot руки теперь хватают пустоту: поручень над водителем зачем-то убрали. Ладно я, парень рослый и длинноногий: залезая в салон, через высокий и широкий порог могу прямо-таки перешагнуть, растянувшись в полушпагате. Но не всем же так с ростом и гибкостью повезло! Хоть бы ручку на стойку лобового стекла прикрутили…

Попутно с новой торпедо исчезли прежние пепельницы и постоянно клинивший выдвижной подстаканник. Основной бардачок теперь вмещает бумаги А4, но места под мелочевку, увы, стало меньше: мобильник можно приткнуть разве что в подстаканник. До сих пор нет встроенного маршрутного компьютера и его опять придется покупать отдельно и вставлять вместо воздушного дефлектора на панели приборов. Очень не хватает круиз-контроля, так как из-за высокой педали газа в дальней дороге затекает правая нога. На ходу все так же трясутся боковые подпружиненные зеркала, смазывая "картинку", а вот внутрисалонное зеркало больше не дрожит - его теперь клеят на лобовое стекло.

Зато в Ульяновске расщедрились, например, на новую тканевую обивку для дверей. На новый подлокотник водительской двери перенесли кнопки стеклоподъемников и джойстик регулировки зеркал. Поставили изнутри на двери новые кнопки блокировки замков, из которых уже не вываливаются окантовки. Да что там кнопки – впервые в истории завода разорились даже на полезнейший в наших условиях электроподогрев лобового стекла, о котором раньше уазоводы даже не мечтали! 

2014 UAZ Patriot
Центральная консоль с "шайбой" управления раздаткой и угловатым 2-этажным бардачком тоже полностью новая. Кроме того, "Патриот" с новой раздаткой Hyundai Dymos - первый в истории завода внедорожник с тросовым "ручником", блокирующим задние колеса (раньше блокировался задний кардан на выходе из раздатки). Правда, новый "ручник" оказался не менее тугим, чем прежний.    

Но и тут опять не все гладко. Из-за "кривых" реле подогрева лобового стекла, которые приводили к разрядке аккумулятора, завод уже объявил отзывную кампанию. Нажать и вытянуть обратно тугие кнопки блокировки замков, запирающихся все с тем же характерным стуком, смогут только сильные мужские руки - и то пока на улице тепло (а что будет зимой?). Отдельная клавиша для центрального замка? Нет, не слышали! Тогда еще подсказка: если на жесткий пластик подлокотника прилепить "островок" мягкой ткани, то класть туда локоть будет комфортно. И когда водитель может управлять стеклоподъемниками всех дверей, а не только передних – это тоже есть хорошо.

Но блок стеклоподъемников с четырьмя кнопками появится только заодно с новой проводкой. А пока приходится в прямом смысле слова изворачиваться. Так вышло, что на фотосъемку со мной затесалась собака. Забралась на задний диван и стала привычно пялиться в окно, встав на подлокотник двери передними лапами. И благополучно наступила на клавишу, опустив стекло на ходу в разгар штурма очередной лужи! Поднять стекло с водительского места нельзя - пришлось на ходу тянуться рукой назад. И так – раз пять подряд, потому что непоседливая псина упрямо топтала кнопку, а клавиши блокировки стеклоподъемников тоже нет. К тому же, стекла можно опустить даже при вынутом ключе зажигания и включенной сигнализации. То есть на стоянке оставленные в салоне собака или кошка могут легко открыть окно и сбежать. А если в машине любопытный ребенок, которому только дай кнопки потыкать? 

2014 UAZ Patriot
Передние и задние сиденья - фактически прежние, но с новой тканевой обивкой. Между сиденьями и трансмиссионным тоннелем настоятельно не рекомендуется ничего ронять - замучаешься доставать! В распоряжении задних пассажиров теперь есть подогрев дивана и новый блок управления задней "печкой" (опция) с 2-скоростным вентилятором и двумя дефлекторами, дующими в ноги. В 2014 году обещаны крепления Isofix для детских кресел, а к 2016 модельному году - преднатяжители передних ремней безопасности.

И это еще не весь список замечаний. Двери все так же скрипят ограничителями, и дверные ручки все такие же тугие. Кстати, открывая дверь снаружи, старайтесь тянуть ручку строго горизонтально, иначе пластиковая конструкция так и норовит расслоиться на составляющие. Еще Patriot очень "музыкален": скрипят педаль сцепления и катушка водительского ремня, клацают релюшки, гудят моторчики дворников (причем машут щетками они вразнобой) и стеклоподъемников, а аккомпанирует им подвывающий насос омывателя. Основной вентилятор "климата" на удивление тихий, но в режиме отопления, когда отключен кондиционер, включается дополнительный электронасос "печки" – его надоедливое гудение особенно слышно в пробках и на малых скоростях (в будущем УАЗ планирует от этого насоса отказаться). Российско-китайская магнитола "Урал"? Симпатична и хорошо вписана в вписана в панель приборов, но звучит плоско, годится, разве что, для радио, да и от запрятанного в бардачок USB-кабеля не получилось зарядить планшет. А от сдавленного сипения клаксона и вовсе неловко, с виду-то - такой солидный внедорожник!

Но окончательно добили меня подложенные под скобы дверных замков куски наждачной бумаги. Как, опять?! Помнится, после теста UAZ Patriot с дизелем Iveco, я написал на завод запрос по этому поводу - и получили ответ, что наждачка "предотвращает непроизвольное перемещение скоб в процессе эксплуатации". Дело было в 2009 году. Сейчас на календаре год 2013-й. Вроде бы мелочь. Но там мелочь, здесь мелочь - и разве не такие вот "мелочи" формируют мнение о любом продукте? 

2014 UAZ Patriot
Кроме базового бензинового 2,7-литрового мотора ЗМЗ (на фото), для обновленого Patriot предлагается и модернизированный 2,2-литровый турбодизель ЗМЗ-514 (113 л.с. и 270 Нм). Доплатить за него надо 90 000 рублей – ровно столько же раньше просили за дизель Iveco! На увесистый капот с мая 2013 год больше не ставят газовые упоры. Экономия или новый тренажер для истинных уазоводов?

Может, с новой раздаточной коробкой получилось без наждачных шершавостей? Для начала, вместо прежнего рычага здесь теперь стоит пластиковая "шайба"! Сама раздатка с электроприводом включения переднего моста и пониженного ряда несет на себе клеймо Hyundai Dymos, выпускается в Китае (там дешевле) и отчасти аналогична агрегату от первого поколения внедорожника Kia Sorento. Но главное - выросло передаточное число "понижайки": со скромных 1,94 (даже у старушки "Нивы" больше – 2,14) до 2,54. В мостах остались прежние главные пары (4,11 у бензинового мотора и 4,62 у дизеля), так что, с новой раздаткой Patriot теперь должен ломиться по бездорожью еще увереннее. Проверим!

Но сначала надо добраться до "полигона". Ключ на старт – и под капотом привычно зарокотал, задрожал на холостых оборотах хорошо знакомый уазоводам бензиновый 2,7-литровый мотор ЗМЗ, развивающий все те же 128 "лошадей". Звучит мотор приятно и басовито, этого не отнять. Но динамика двухтонного внедорожника во всех режимах вся такая же невнятная (о времени разгона до сотни завод до сих пор умалчивает), зато расход бензина – внятнее некуда: 11,5 л/100 км по трассе и до 20 л/100 вместе с проселками и бездорожьем. Трассовый расход, кстати, не удивляет: из-за "тяговых" передаточных чисел трансмиссии на трассе мотор развивает повышеные обороты, на 80 км/час выдавая 2000 об/мин, а на 120 км/час – уже 3000 оборотов, отчетливо требуя шестую ступень в КПП. Раскочегарился я и до максимальных 150 км/час (у дизеля только - 135 км/час). Patriot идет ровно, но выдает такие шумы и вибрации, словно вот-вот взлетит, хотя в целом машина все же стала тише, чем было раньше.

Не удивили тяжелая педаль немецкого сцепления LuK вместе с тугим длинноходным рычагом корейской "пятиступки" Dymos (передачи нередко приходится буквально вбивать), дребезжание выпускной системы, "рычание" трансмиссии на разгоне и клацания на переключениях – все это я не раз проходил, и каких-то радикальных перемен в обновленном "Патриоте" не увидел. АБС Bosch все так же скрежещет, особенно на "ползучих" скоростях, но есть надежда, что новая, девятая версия этого девайса, обещанная к 2014 году, будет тише. Педаль тормоза надо давить все так же решительно, поскольку уверенно "схватывать" тормозные механизмы (диски спереди, барабаны сзади) начинают примерно с середины длинного хода привода. 

UAZ Patriot
Если уазовская раздатка стальная, то корпус нового агрегата Hyundai Dymos уже алюминиевый. Раздатка и ее проводка подняты довольна высоко (клиренс под картером – 32 см), но для тяжелого офф-роуда защита ей и ее электромотору уже не помешает. Вместе с новой раздаткой Patriot получил и другие карданные валы (задний - уже без промежуточной опоры, передний - усиленный). Можно ли самому заменить новую раздаточную коробку на старую? Уазовцы отвечают, что можно, но возни – море: вместе с раздаткой попутно придется менять кожух трансмиссионного тоннеля, поперечину рамы под КПП, карданные валы, привод "ручника" с рычагом, тормозные щиты задних мостов в сборе, топливопроводы и жгуты проводки. 

Управляемость? Оставьте эти буржуйские замашки! Руль в УАЗе не для оценки нюансов поворачиваемости. Он для того, чтобы за него держаться и задавать вектор движения: прямо, направо, налево. При этом люфтящая и лишенная обратной связи "баранка", требующая постоянных подруливаний, быстро учит пресекать блуждания "Патриота" одним отработанным движения твердой руки. А "поблудить" высокий Patriot любит, особенно при перестроениях и активных торможениях с крейсерских скоростей, когда внедорожник периодически начинает "крестить" - и едешь уже не прямо, а зигзагами. При этом системы стабилизации до сих пор нет и непонятно, когда она появится. В общем, все та же машина для крепких мужиков с не менее крепкими нервами.

Оставив чуждый для "Патрика" асфальт позади, с облегчением спрыгиваю на разбитые грейдеры и раскисшие проселки: теперь Patriot дома! То, как он едет по плохим дорогам, можно описать одним коротким и емким словом: пофигизм. Глубокие ямы, кочки, поперечные промоины, торчащая из покрытия щебенка? Плевать! Потряхивает, конечно, но на руль почти не проходят толчки, а тычки при проезде мелких и средних неровностейи "тонут" где-то в недрах подвески и в боковинах высокопрофильных шин. Скорость, с которой можно "вваливать" по грунтовкам, регулируется только градусом жалости к машине и пассажирам второго ряда – из-за рессорной задней подвески при таких "гарцеваниях" им жестковато.

С выносливостью и всеядностью подвески "Патриота" я был знаком и раньше. Равно как и с его общеизвестными внедорожными талантами, которые в доказательствах не нуждаются. Но сюрприз пришел, откуда не ждали – его подкинула новая раздатка. Выяснилось, что от вибрации при проезде дорожных неровностей или даже легкого прикосновения к селектору выбора режимов трансмиссии… самопроизвольно подключается передний мост! Весь тест раздатка фактически жила своей жизнью, подключая и отключая передок, когда ей вздумается. Вдобавок принудительно отключить его получалось через раз! Причина явно крылась в разболтанной "шайбе" переключателя раздатки (пробег тестовой машины – 4000 км), внутри которой происходил банальный "недоконтакт". На УАЗе об этой проблеме знают, уверяют, что ее уже "вылечили" и проблемный переключатель можно будет поменять по гарантии. 

UAZ Patriot
Такие буераки и под таким углом на "Патриоте" надо проходить только ходом, чтобы за счет инерции и больших ходов подвески проскочить момент диагонального вывешивания - иначе внедорожник просто остановится, беспомощно вращая "разгрузившимися" колесами. Увы, жестких блокировок межколесных дифференциалов завод не предлагает - и нет ясности, предложит ли вообще. Об электронной имитация блокировок речи пока также нет.

А этот алгоритм включения пониженного ряда! На оснащенных такими же "электрифицированными" раздатками внедорожниках-одноклассниках вроде Great Wall Hover, SsangYong Kyron или нового Chevrolet Trailblazer включить и передний мост, и понижайку можно без проблем, интуитивно. У "Патриота" же этот процесс похож на магический ритуал. Подключить передний мост можно и на ходу, просто переведя селектор из положения 2Н в 4Н. Но для включения пониженной передачи останавливаемся, ставим КПП в нейтраль и отпускаем сцепление. Затем из положения 4Н (верхний ряд) крутим шайбу до упора вправо, держим 3-5 секунд, отпускаем селектор (под действием пружины он сам вернется в положение 4L), затем  в течение двух секунд выжимаем сцепление – и ждем волнующего момента, когда на "приборке" загорится символ 4L. Переход обратно на повышенный ряд аналогичен: переводим "шайбу" из положения 4L в 4Н на нейтрали в коробке, и затем в течение 2 секунд выжимаем сцепление. Не алгоритм, а какие-то шаманские обряды, право слово! 

Но если духи соблаговолят и все получится, то в награду вас ждет радикально увеличившаяся тяговитость. На пониженной передаче обновленный Patriot лезет вперед с еще большим напором и упрямством, пока под колесами есть "зацеп", а под мостами – просвет. Соответственно, если вместо штатных поставить более крупные внедорожные покрышки, то мотору их теперь будет легче крутить на тяжелом бездорожье - любители внедорожного тюнинга явно это оценят. Кроме того, новая раздатка с многозвенной цепью Морзе практически бесшумна на фоне прежней уазовской раздаточной коробки с завывающими шестернями. И никакого зуда от рычага раздатки! Но если вдруг заглох, раздатка самовольно переходит с пониженного ряда на повышенный. Опять какие-то чудеса! Правда, в Ульяновске все же обещают изменить алгоритм управления раздаткой: его внедрят с 1 марта 2014 года, а инструкцию по эксплуатации снабдят дополнительным вкладышем.

2014 UAZ Patriot
Подобное бездорожье для Patriot не преграда, а так, семечки... Причем эту скользкую грязь "Патрик" вполне уверенно месил универсальными китайскими покрышками Maxxis AT-771 Bravo размерностью 245/70 R16 - даже не потребовалось их приспускать. Да и внедорожный арсенал не изменился: под картерами мостов – 21 см клиренса, углы въезда/съезда/рамы - соперникам на зависть. Для частого внедорожного "хардкора" УАЗ и сторонние тюнинг-фирмы также предлагают дополнительную защиту поперечных рулевых тяг. Глубина преодолеваемого брода - 500 мм. 

И все же, и все же... Смысла появления новой раздаточной коробки я до конца, признаться, так и не понял - вопросов осталось больше, чем ответов. Этакий логический "недоконтакт". Зачем этот электронный девайс, на который потенциальный покупатель будет смотреть настороженно – и, как видим, не без оснований? К чему эти заигрывания в кроссовер, если даже с несложным узлом возникают такие "заморочки"? На Mitsubishi Pajero Sport, Jeep Wrangler и Land Rover Defender раздатки управляются рычагами - и никто не возмущается. Не проще ли (и дешевле) доработать прежнюю уазовскую раздатку и поставить в нее шестерни с увеличенным передаточным числом - как это уже давно делают в тюнинг-мастерских? Ведь уровень звука при работе трансмиссии для покупателей "Патриота" явно не на первом месте, особенно если сравнивать с дешевизной, простотой и ремонтопригодностью. И разве, кроме раздатки, в Patriot мало других проблемных мест? Машину еще доводить и доводить до ума, чтобы этим традиционно не занимался покупатель.

Кстати, в ответ на последний вопрос в Ульяновске обещают очередные улучшения. Так, в ближайшие год-два "Патриот" переживет серьезный рестайлинг, получит модернизированную проводку, новый 2-литровый бензиновый турбомотор ЗМЗ (примерно в 150 "сил" и 330 Нм) и даже коробку-автомат. Управляемость обещают подтянуть, а кузова - оцинковать. Но неизбежно вырастет и цена, еще дальше выбивая "Патриота" из освоенной им в отсутствие конкурентов ниши и вплотную приближая его по цене к главному сопернику - китайскому Great Wall Hover, который сегодня стоит от 699 000 рублей. А там уже маячит и SsangYong Kyron (стартовая цена - 829 000 рублей). Самый же дешевый "Патриот" сейчас оценен в 529 000 рублей (комплектация Classic). Прежняя механическая раздатка пока доступна лишь в этой версии, а из "благ цивилизации" – только передние и задние электрические стеклоподъемники, подогрев зеркал с сервоприводом, атермальные стекла, иммобилайзер, центральный замок и заслонки отопителя с электроприводом.

Во всех остальных комплектациях – пока только "электрическая" раздатка. Кондиционер доступен, начиная с версии Comfort (629 000 рублей), АБС – с исполнения Limited (669 000 рублей). В 25-29 тыс рублей в комплектациях Classic и Comfort обойдется зимний пакет с подогревом лобового стекла и обоих рядов сидений, аккумулятором повышенной емкости и второй "печкой". В 670 000 рублей обойдется спецверсия Trophy, а новое "зимнее" исполнение Arctic, куда входят и зимний пакет, и жидкостной предпусковой подогреватель Eberspacher, тянет уже на 725 000 рублей – новый рекорд цены "Патриота"! То ли еще будет? 

 Технические характеристики (данные производителя):

Название автомобиля UAZ Patriot 2,7i UAZ Patriot 2,2D
Габаритные размеры
Длина, ширина, высота, мм 4700х1955х2000 4700х1955х2000
Колесная база, мм 2760 2760
Дорожный просвет, мм 210 210
Колея передняя, мм 1600 1600
Колея задняя, мм 1600 1600
Радиус поворота по шинам, м н/д н/д
Объем багажника, л н/д н/д
Двигатель
Тип двигателя 4-цилиндровый, бензиновый 4-цилиндровый, дизельный
Максимальная мощность, л.с. 128 при 4600 об/мин 113 при 3500 об/мин
Максимальный крутящий момент, Нм 209 при 2500 об/мин 270 при 1800-2800 об/мин
Объем двигателя, см3 2693 2235
Степень сжатия 9,1 19,1
Диаметр цилиндра, мм н/д н/д
Ход поршня, мм н/д н/д
Масса
Снаряженная масса MT/AMT, кг 2125 2165
Грузоподъемность MT/AMT, кг 525 525
Трансмиссия
Тип привода Подключаемый полный Подключаемый полный
КПП 5-МКПП 5-МКПП
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 150 135
Разгон 0-100 км/ч, с н/д н/д
Потребление топлива
Городской цикл, л/100км н/д н/д
Загородный цикл, л/100км 11,5 (при 90 км/час), 15,6 при 120 км/час 9,5 (при 90 км/час)
Смешанный цикл, л/100км н/д н/д
Тип топлива Бензин, АИ-92 Дизельное топливо
Объем топливного бака, л 2х36 2х36

 

Автор Александр Евдокимов, фото автора
Тест-драйв Land Rover Discovery V: внедорожник и без рамы?! Алюминиевый несущий кузов, тонны электроники... Неужели герой легендарного Camel Trophy завязал с приключениями и превратился в большой миролюбивый семейный кроссовер? Ведущий АвтоВестей Павел Блюденов устроил "Диско" суровую проверку на право носить легендарное имя.
Дневник Lada Xray: как мы первое ТО проходили Незаметно пролетел год как в нашем гараже появился Lada Xray - пришла, наконец, пора сделать первое ТО и посмотреть, не сказалась ли на здоровье нашего подопечного далеко не самая простая и, прямо скажем, весьма необычная эксплуатация.
Тест-драйв Audi TT RS: 3,7 секунды до 100 км/ч В России больше невозможно купить новые TT RS, даже если очень хочется - небольшую квоту машин разобрали, как горячие пирожки. Главред АвтоВестей Павел Блюденов поездил на немецкой "ракете" и выяснил, почему фанаты Audi без раздумий опустошали свои кошельки.