© ИТАР-ТАСС

31 окт 2013 14:48

Дороги 2127

Усиление контроля за здоровьем водителей - лишать прав будут без суда

Минздрав подготовил законопроект с целью усиления контроля за здоровьем автомобилистов. Согласно документу, медики смогут "приостановить действие прав" при обнаружении заболевания, несовместимого с вождением. Суд в этом процессе участвовать уже не будет.

Минздрав подготовил законопроект с целью усиления контроля за здоровьем автомобилистов страны. Согласно документу, медики смогут "приостановить действие прав" при обнаружении заболевания, несовместимого с вождением. Суд в этом процессе участвовать уже не будет. Пока что все дела о лишении прав проходят именно через суд.

В октябре прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект, который должен изменить ситуацию с осмотром водителей. Доработанный проект поправок к закону "О безопасности дорожного движения" и КоАП РФ, подготовленная министерством здравоохранения, оказалась в распоряжении "Коммерсанта". По данным издания рассмотреть их планируется в середине ноября.

Еще в 2009 году Дмитрий Медведев поручил ужесточить правила освидетельствования водителей. Год профильные ведомства собирали статистику, согласно которой в стране десятки тысяч граждан, стоящих на учете в наркологических (и других) диспансерах, но сумевших получить водительские права. В последующие два года прокуратура лишила прав через суд 40 тысяч таких граждан. За эти три года Минздрав подготовил усовершенствованную версию освидетельствования автомобилистов.

В настоящее время водитель обязан предъявить медсправку при получении прав, их замене или возврате после лишения. То есть если автомобилист ездит по правилам и не совершает серьезных правонарушений, то свое здоровье, позволяющее управлять машиной, он подтверждает раз в 10 лет.


ГИБДД будет контролировать выдачу
медсправок для водителей...

Согласно обновленному законопроекту, водителей обяжут возить с собой медицинскую справку и предъявлять ее сотруднику ГИБДД. Как поясняет Минздрав в пояснительной записке, данная идея потребует внесения изменений в ПДД.

Если же во время медосмотра у водителя обнаружилось заболевание, при котором нельзя управлять машиной (список таких заболеваний утвержден правительством РФ), то действие прав будет "приостановлено" на время обследования и лечения. Если противопоказания к вождению подтвердятся, то права "аннулируются". В настоящее время права отбирает только суд в случае "ухудшения здоровья водителя", однако эта норма практически не применяется. Срок прохождения медосмотра не указывается – первоначально планировалось, что проходить его надо будет раз в 5 лет, но потом от этой нормы отказались.

Эксперты отнеслись к идее обязательного наличия медсправки весьма скептически. В ГИБДД заявили, что планируют создавать электронную базу медсправок: "возить с собой лишний документ не нужно". Первый зампред думского комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков заявил, что справки – это вообще атавизм. "По справкам - это глупость абсолютная. Никто никаких справок требовать не будет. Мы последовательно упрощаем автомобилистам их жизнь, убрали необходимость возить с собой талон техосмотра, убрали доверенность, убрали "времянку", а тут нам предлагают вернуться к справкам, которые предлагают с собой возить. Кто их будет проверять? Инспектор? На зуб?", - прокомментировал депутат РИА Новости.

Зато со вторым нововведением – лишением прав без суда при наличии оснований - Лысаков согласен. "Это имеется в виду прежде всего пристрастие к алкоголю и наркотикам. Если человек задержан за управление автомобилем в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, возможно, необходимо лечение, - констатировал политик. - У нас были лечебные профилактории, от них отказались, а это вопрос дискуссионный. Нам нужно подумать о том, что делать с людьми, задержанными (за рулем) в состоянии опьянения. Прошел срок лишения, а ему просто возвращают права. Мы сейчас обязаны проходить медкомиссию, если она увидит, что по клиническим признакам человек зависим, то как мы можем вернуть ему права, даже если срок наказания прошел. А если он не захочет лечиться, то нечего к рулю допускать", - прокомментировал парламентарий.

Эксперты от медицины, наоборот, уверены, что обязанность возить с собой справку – необходима. Другое дело, что при отсутствии наказаний за это нарушение, норма работать не будет, рассказал сопредседатель общественной организации "Медицина без границ" Ринат Аристов. В законопроекте пока не прописаны санкции за отсутствие такой справки. Кроме того, к законопроекту возникли вопросы у Федеральной антимонопольной службы. В документе прописано, что водители должны проходить обследование у психиатра-нарколога только в государственной клинике. ФАС уже направила письмо в Минтранс и Минздрав с указанием, что к осмотрам нужно допускать и частных врачей, чтобы не создавать "необоснованных ограничений хозяйствующих субъектов".

"Поправки работать не будут, если не будет решена проблема контроля деятельности организаций, выдающих справки", - обозначил Аристов еще одну "больную" тему. В настоящее время интернет пестрит объявлениями о медсправках для водителей за небольшую сумму. ""Мы неоднократно жаловались в департамент здравоохранения Москвы на организации, где справки выдает всего один врач (хотя заключение должны давать семь врачей). Таких нужно лишать лицензий, но власти не признают это грубым нарушением", - заявил Аристов.

 

Инспекторам ГИБДД запретили устраивать "засады" и изымать права на месте 20 октября вступает в силу новый административный регламент ГИБДД, который регулирует действия по надзору за соблюдением законодательства участниками дорожного движения. В нем содержится ряд важных требований к инспекторам: им, например, запрещено устраивать "засады" и изымать права на месте.
Гаишникам разрешили устраивать засады Уже 20 октября в действие вступает новый регламент МВД, который возвращает инспекторам право останавливать машины и мотоциклы в любом месте на дороге и проверять документы еще и у пассажиров. Но регламент разрешает не только это.
ГИБДД разработала новый вариант легализации переделок автомобилей Владельцам тюнингованных и переоборудованных на газовое топливо автомобилей до сих пор непросто легализовать свои переделки. Но с новым вариантом регламента этот процесс должен несколько упроститься.