© BMW

7 нояб 2013 20:45

Простые вопросы 13631

Зачем производители "мухлюют" с индексами моделей?

Не зря говорят, что раньше трава была зеленее, солнце ярче, а деревья выше. Обозначения моделей тоже были ясными и понятными. По цифрам на крышке багажника даже школьник мог определить какой двигатель стоит в BMW или Mercedes. Сейчас все по-другому, и шильдики на автомобиле уже ничего не значат.

Не зря говорят, что раньше трава была зеленее, солнце ярче, а деревья выше. Обозначения моделей тоже были ясными и понятными. По цифрам на крышке багажника даже школьник мог определить какой двигатель стоит в BMW или Mercedes. Сейчас все по-другому, и шильдики на автомобиле уже ничего не значат.

Хотя долгое время все было иначе. У баварцев знакомые нам цифровые обозначения серий появились вместе с "трешкой" E21 в 1975 году, а у Mercedes-Benz аналогичная система окончательно сформировалась в 90-х. Формулы были простыми. К примеру, первая цифра у BMW означала принадлежность к той или другой модели, две последующих – объем мотора. 16 – 1,6 л, 20 – 2,0 л, 25 – 2,5 л и т.д. Соответственно, BMW 520 – это двухлитровая "пятерка", BMW 740 – четырехлитровая "семерка" и т.д. Были, конечно, исключения, типа M5 или Z8 – но в целом система сохранялась. У "Мерседеса" схема похожая. Первая буква выдает модель, а сразу после нее – трехзначный индекс, который, опять же, обозначает объем двигателя. Mercedes-Benz C200 – "цешка" с мотором 2 литра, E350 – "ешка" с двигателем 3,5 л.

Mercedes-Benz E-klasse E-class в движении
Времена, когда определить объем двигателя можно было по шильдику, безвозвратно прошли. Совпадения могут быть, но теперь это скорее исключение из правил.

Общеcтво потребления

Впрочем, это было давно. Начиная с 1995 года производители пустились "во все тяжкие". Цифровые индексы остались, только расшифровать их стало уже не так просто.

Дело в том, что автомобильные фирмы, как и все остальные производители, таким нехитрым образом адаптируются к современному обществу потребления. Бурный рост экономики, доходов населения Земли и развития научно-технического прогресса привел к тому, что потенциальный покупатель любого продукта подсознательно ждет постоянного улучшения характеристик этого продукта.

Причем улучшения могут быть достаточно условными, главное - чтобы какой-то параметр постоянно увеличивался, показывая тем самым преимущество нового устройства перед старым. Так было с микропроцессорами (вспомните гонку гигагерц у Intel и AMD), так было с фотоаппаратами (разрешение матрицы в мегапикселях), похожая история была даже с NiMH-аккумуляторами формата АА (так называемые "пальчики"), где какое-то время назад производители могли наращивать емкость батарей – 1800, 2000, 2500, 2700 мА/ч и т.д. Единственная проблема в такой логике, - рано или поздно она перестает работать. Процессоры уперлись в физические ограничения по тактовой частоте, огромные матрицы любительских фотоаппаратов не давали хорошего качества из-за слабой оптики, а производители батареек достигли предела в улучшении никель-металлогидридной технологии.

И если электронике такую потребность с переменным успехом удается решать, переключаясь на другие параметры (ядра в процессорах, светочувствительность ISO в фотоаппаратах, химический состав), то в более консервативных областях типа автомобилестроения такой фокус не проходит. Как 40 лет назад, так и сейчас массовые автомобили выпускаются с моторами примерно одного объема (взять тот же 1,6), и хотя их многие показатели (к примеру, энергоэффективность) радикально улучшились, смысл от этого не меняется. Тем более, что безостановочно наращивать мощность тоже невозможно – поэтому в придачу к "зависшему" объему, количество лошадиных сил последние лет 10 тоже топчется на месте. Если же добавить все более жесткие требования к экономичности и количеству вредных выбросов, то автомобильным производителям не позавидуешь.

Вот тут и начинаются чудеса – покупатели-то ждут улучшений!

Во всем виноваты маркетологи

Так и случилось в далеком 1995 году, когда у нового поколения BMW пятой серии (заводской индекс E39) версия с мотором объемом 2,5 литра из-за новых экологических стандартов оказалась менее мощной чем у предыдущего Е34 (170 л.с. вместо 190 л.с.). Присвоить машине привычное обозначение 525i не решились - ведь тогда публика могла бы сказать, что "год от года 525i становится все менее мощной". 

В дело тут же включились маркетологи, которые решили сломать старую традицию, сделав индексы на крышке багажника более условными. Дефорсированную "пятерку" обозвали 523i. Вроде как именно такими могли бы быть характеристики модели с мотором 2,3 литра, если бы такая версия присутствовала в "пятом" семействе. То есть теперь цифры обозначали не объем мотора, а "крутизну" разных версий модели относительно друг друга. Позже в семействе все-таки появилась модификация, под капотом которой стоял мотор все того же объема 2,5 литра, но развивавщий уже 190 л.с. - и ей дали прежнее имя 525i.

BMW 520 530 523 E39
Вот она - виновница смуты в шильдиках! "Пятерка" BMW в кузове E39 с мотором 2,5 литра оказалась слабее и медленнее своей предшественницы, поэтому маркетологи вопреки старым правилам назвали ее не 525i, а 523i.

Хитрое решение полностью развязало руки инженерам. Особенно это заметно сейчас, в эпоху турбомоторов, когда идеологически совсем разные, к примеру, версии 320i и 328i на деле имеют моторы одинакового рабочего объема - 2 литра. Трехлитровый дизель стоит под капотом и на X5 xDrive 30d, и на X5 xDrive M50d. Высокие цифры позволяют подчеркнуть мощность и статус автомобиля – X5 xDrive50i имеет на самом деле мотор объемом 4,4 литра, а вовсе не 5. Главное – довольны покупатели, которые платят деньги за более мощную версию автомобиля.

Но вернемся в девяностые. Сложившейся ситуацией сразу же воспользовались конкуренты, также отказавшиеся от жесткой привязки индексов к рабочему объему мотора. В начале двухтысячных Mercedes-Benz C-класса получил как "правдивую" версию С180 К, так и "фейковые" C200 K и С230 K - под капотом у всех трех были отличающиеся по мощности версии одного и того же компрессорного мотора KE18ML (также известного как М271) объемом 1,8 литра. За компактным седаном потянулись и все остальные модели.

бейдж бейджик обозначение модели E200 Mercedes-Benz
Конкуренты с радостью подхватили возможность "мухлевать" - цифровые обозначения Mercedes-Benz тоже не имеют жесткой привязки к объему двигателя. Особенно забавно это выглядит на версиях 63 AMG, когда под капотом в большинстве случаев уже не легендарный атмосферный мотор объемом 6,2 литра, а битурбированный агрегат объемом 5,5 литра...

Третий премиальный немецкий бренд - Audi - никогда не использовал привязку объема двигателя к названиям моделей, по старинке приклеивая на крышку багажника шильдик с точными цифрами рабочего объема. Но сейчас и "четыре кольца" порой предпочитают не афишировать всей правды. В 2011 году турбированные модели получили универсальные обозначения TFSI или вообще не получили никаких. Понять немцев можно - сложно объяснить потенциальному покупателю, почему гибридный флагман Audi A8 за 4 миллиона рублей имеет мотор рабочим объемом всего 2 литра…

Новая рубрика АвтоВестей ищет ответы на вопросы, над которыми не раз задумывался почти каждый неравнодушный к автомобилям человек - задумывался, но не находил нужным тратить время на поиски ответов. Ведь ответы эти скорее удовлетворяют любопытство, чем приносят практическую пользу. Но ведь порой любопытство оказывается не менее сильным инстинктом, чем забота о собственном благополучии и комфорте. Поэтому на этой неделе АвтоВести ежедневно публикуют ответ на один из таких вопросов. Кстати, это будет далеко не первая "неделя простых вопросов": мы собираемся искать ответы и дальше - в том числе ответы на вопросы, которые вы зададите в комментариях.

Другие материалы недели простых вопросов
Как преодолеть брод?
Почему переднюю панель называют "торпедо"?

Ответы на простые вопросы из архива АвтоВестей
Откуда взялось слово "седан"?
Почему врет спидометр?
Почему сверловка колес у всех автомобилей разная?
Почему АБС скрежещет и бьет по педали?
Как выбирают место для лючка бензобака?

Автор Павел Блюденов
Простые вопросы: как устроено зеркало заднего вида с автозатемнением Самозатемняющиеся зеркала заднего вида умеют в нужный момент темнеть и проясняться, избавляя водителя от риска ослепления позади идущими автомобилями. Что за сложные процессы происходят внутри такого простого, на первый взгляд, механизма?
Из какого количества деталей состоит автомобиль? Автомобиль - пожалуй, самый сложный предмет, которым можем владеть среднестатистический, не являющийся миллионером человек. Ведь даже квартира с конструктивной точки зрения состоит из сравнительно небольшого количества элементов. А вот если начать считать детали, из которых состоит машина, остановиться получится ой как нескоро...
Задние барабанные тормоза - прошлый век или логичное решение? Красивые фотографии, на которых изображены мощные тормоза спорткаров, - диски огромного диаметра и мощные суппорты - заставили многих из нас вообще забыть о существовании другого типа тормозов - барабанных. Однако это решение до сих пор в ходу у автопроизводителей. Что же ими движет - жадность или забота о клиенте?