© BMW
Хит-парад

Хит-парад. Автомобили из необычных материалов

Современного человека сложно удивить автомобилем из железа и пластика. Десятилетиями концерны показывают нам модели из одних и тех же материалов. Однако есть в автомобильном мире и интересные исключения - необычные четырехколесные "создания" из ткани, фанеры, титана и даже кожи!

Современного человека сложно удивить автомобилем из железа и пластика. Десятилетиями концерны показывают нам модели из одних и тех же материалов. Однако есть в автомобильном мире и интересные исключения – необычные четырехколесные "создания" из ткани, фанеры, титана и даже кожи!

Как бы странно это не звучало, но находятся в мире автомобильные умельцы, считающие себя особенными. Такие люди и создают особенные вещи, о которых потом долго и упорно голосят по всему миру. Не всегда воплощение необычных идей оказывается удачным, но необычным - это точно.

1

Тканевый трансформер

BMW Gina Light Visionary

Так, например, над автомобилем из ткани поработала целая команда. И не просто команда, а концерн BMW. Уникальный концептуальный родстер BMW Gina Light был представлен летом 2008 года. Нажатием всего одной кнопки в салоне кузов и интерьер этого автомобиля могут менять свою форму. Потому что вместо металла в конструкции применена специальная гибкая и износостойкая ткань. Она находилась на особой сетке из небольших металлических тросов, которые приходят в движение с помощью электро-гидравлических механизмов. Благодаря передвижению таких тросов изменяется и положение ткани. Форму кузова автомобиля можно приспособить к конкретным ситуациям и настроить по желанию водителя. Производство серийной версии автомобиля из суперткани никогда не планировалось. В немецкой компании даже уточнили, что данный концепт был создан с целью показать, какими могут быть автомобили будущего, а также применить на практике новые технологии.

Тканевая BMW стала настоящей сенсацией. Возможно, в далеком будущем технологии баварцев все-таки воплотятся в реальные машины.

Автомобили из ткани – конечно, не самое практичное изобретение. Хотя немецкие специалисты создали суперматериал, который может заменить металлический каркас кузова, очевидно, что минусов у автомобиля оказалось бы больше, чем плюсов. Самый весомый из них – безопасность, на которую в автомобиле из ткани рассчитывать сложно. Однако, идею применения ткани для кузовов автомобилей недавно вновь подняла инжиниринговая компания Edag.

2

Мотопалатка

Velorex Oscar

Что интересно, стрейчевый родстер от BMW – не единственный и даже не первый автомобиль из материи. Еще в 1950 году чешские инженеры соорудили трехколесный автомобиль-тент под названием Velorex Oskar. Кузов машины решили делать из дермантина, так как алюминиевые листы после войны были в дефиците. Однако автомобиль из парусины не просто понравился людям, но и неплохо продавался в течение 20 лет.

Длина Velorex Oskar составляет 3100 мм, ширина - 1400 мм, а высота - 1240 мм. Максимальная скорость дермантинового трехколесника 85 км/час. Под капотом машинки -  двухтактный двухцилиндровый 250-кубовый бензиновый мотор Jawa, который более известен по мотоциклам.

Найти и даже купить Velorex Oscar можно до сих пор. Если бы не колеса, то конструкция кузова вполне напоминала бы палатку. 

3

Портмоне на колесах

1929 Standard Fulham fabric saloon 9 HP

Еще раньше, в самом начале 20 века, англичане и немцы предлагали использовать в экстерьере автомобиля кожу или материю, которыми обшивали каркас кузова. Самые популярные кожаные машины начала 20 века – британский 1929 Standard 9 HP, купе Duesenberg SJ 1932 года, а также модели немецкой компании DKW, которая позже стала частью концерна Audi. Тогда же на свет появился и необычный плетеный кабриолет Hanomag 2/10 PS 1925 года, напоминающий корзинку. 

Обтянутый кожей британский Standard 9 HP 1929 года несколько лет назад продали через Интернет-аукцион.

Но в 20 веке эксперименты с кожаным кузовом не закончились. Точнее, серийно производить кожаные машины после 40-х годов уже не решались, однако разовые образцы периодически появлялись – скорее, ради забавы, нежели как серьезное транспортное средство. На сегодняшний день кожаные машины можно увидеть разве что после обработки в тюнинг-ателье.

4

В кожаной кепке

Lancia Musa 5th Avenue

Последний раз заводской автомобиль с кузовом из кожи показали в 2010 году на автосалоне в Женеве. Итальянская компания Lancia привезла на выставку модель Musa 5th Avenue. Этот автомобиль был создан как символ сотрудничества с концерном Chrysler, который когда-то выпускал одноименную машину с частично -кожаной крышей. В этот раз итальянцы сделали кожаной не только крышу, но еще и передние и задние стойки, а также дверцу багажника.

Любимец итальянской публики - модный Lancia Musa с кожаной отделкой.

Автомобиль больше понравился ценителям моды, нежели автомобильным экспертам, потому что кроме кожаного кузова ничего более примечательного в нем не было. 1,3-литровый 95-сильный мотор и система "старт-стоп" уж точно никого не удивят. Поэтому сразу же после выставки в Европе автомобиль стал колесить по модным показам. В серию машина, конечно, не пошла. 

5

Российская экзотика

"Тойота Амулет"

Сделать машину из кожи – с этим справится почти каждое тюнинг-ателье. Вопрос только в том, зачем это клиенту. Ответить может, например, будущий владелец самого дорогого и полностью обшитого кожей автомобиля под названием "Амулет", который летом 2013 года выставили на продажу в России. Сверху – кожа канадского бизона, внутри – сибирская норка и баргузинский соболь. Ну, и конечно, не обошлось без страз. Объявление о продаже этого автомобиля вызвало целую бурю обсуждений. По словам очевидцев, внутри автомобиль напоминает, скорее, шубу, чем привычный салон. Платформа и двигатель ему достались от легендарной Toyota Crown. Все остальное сделано руками российских мастеров-частников по собственным технологиям. Цена автомобиля космическая – 88 млн рублей (2 млн евро). По слухам, эту машину заказывал в подарок английской королеве некий российский олигарх. Но неожиданно россиянин скончался в Великобритании, так и не вручив свой презент. Поэтому автомобиль выставили на продажу. Впрочем, по словам создателей, долго машина бесхозной не будет, среди россиян хватает богачей, способных купить себе кожаную игрушку. 

Уникальный и самый дорогой кожаный автомобиль сделали в России. Необычные материалы в этой машине "засветились" как снаружи, так и внутри.

Обтягивать машины кожей в наши дни могу не только в России. Американский рэпер сделал это со своей Ferrari F430. Латышские тюнеры и вовсе отличились, обтянув BMW 318i кожей крокодила. А в Украине, например, существует целая фирма, которая способна исполнить любой каприз за ваши деньги. Как сказано на сайте компании, отделать машину как внутри, так и снаружи специалисты могут драгоценными металлами и камнями, редкими мехами, а также кожей слонов, страусов, пони, китов, скатов и акул. Хорошо, что человека в этом списке пока нет!

6

Картонка "Траби"

Trabant

Вернемся к истории. Что касается более плотных, деревянных машин, то они были востребованы в начале 20 века. Различные автомобили из дерева до 1950-х годов выпускали компании Ford и General Motors. Кроме того, можно вспомнить когда-то популярный и уже тоже ставший легендой автомобиль из ГДР под названием Trabant (в переводе - "Спутник"), который появился в 1957 году.

Панели его кузова делали из дуропласта - материал из фенолформальдегидной смолы и отходов хлопкового производства. Неокрашенные дуропластовые панели придавали этим машинам весьма специфичный вид. Существовало три варианта автомобиля – двухдверный седан, универсал и открытый вариант без дверей под названием Trabant Tramp. Всего было выпущено более 3 млн "Трабантов".

Засветился этот нержавеющий картонный символ падения коммунизма и в кино – именно его в фильме Эмира Кустурицы "Черная кошка, белый кот" поедает свинья.

Решение строить автомобили из картона было продиктовано сложностями и дороговизной применения стали в конструкции - машины должны были быть максимально дешевыми для потребителя и минимально затратными при массовом производстве. По той же причине, как мы помним, был создан и дермантиновый трехколесник. Однако в отличие от последнего, "Трабант" не только стал символом стран соцлагеря, но и, несмотря на свою "съедобность", прославился во всей Европе. Машину узнают так же, как в России - "Запорожец".

Примечательно, что идеи делать автомобили из фанеры и дерева по-прежнему жива и недавно вновь была озвучена в Финляндии.

7

Осторожно, фарфор!

Bugatti Veyron Grand Sport L'Or Blanc

Еще одним экзотическим решением в автомобилестроении является использование фарфора. Именно этот хрупкий материал выбрали в компании Bugatti в 2011 году для оформления некоторых элементов суперкара Veyron. Знаменитое купе, конечно, было выполнено из фарфора лишь частично – элементы лючка бензобака, декоративные заглушки на колесных дисках и бокс между сидениями были сделаны берлинской Королевской мануфактурой фарфора.

Фарфоровая "Бугатти" - единственная в своем роде. Сейчас машина находится в одной из частных коллекций. Что собственно происходит со всеми штучными автомобилями бренда.

Автомобиль получил имя Bugatti Veyron Grand Sport L'Or Blanc ("Белое золото") и отличался уникальной темно-синей окраской кузова с белым фарфоровым орнаментом. Этот четырехколесный шедевр с фарфоровыми элементами был создан в единственном экземпляре и стоил 1,65 миллиона евро!

8

Почти самолет

1956 GM Firebird II

Но самый прочный автомобиль из нетипичного материала в 1956 году построили американцы. В честь открытия технического центра GM инженеры компании создали модель Firebird II, кузов которой был выполнен из титана и походил на боевую ракету. Согласно отчету конструкторов, автомобиль мог выдержать температуру до 920 градусов по Фаренгейту (493 градуса по Цельсию). Стоит ли говорить о том, что машина получилась затратной в производстве! Вместо сварки и полирования металла сотрудники научно-исследовательской лаборатории GM использовали эпоксидную смолу, которая помогла соединить детали из титана. Под капотом космической машины установили 225-сильный газотурбинный двигатель. Управлялся автомобиль с помощью штурвала, а максимальная скорость его была 160 км/ч. Кроме того, машина получила особый навигационный прибор, который, по задумке, должен был считывать информацию с установленных на дороге датчиков и заставлять машину передвигаться в режиме автопилота. Это автомобиль был создан как демонстрация возможностей компании, но жизнь его закончилась на стадии испытаний.

Когда-нибудь человечеству могут пригодиться автомобили из титана. Однако пока это не более, чем интересный экземпляр для космического музея.

Нестандартных материалов довольно много. Более того, использовать в автомобилестроении и отделке транспортного средства как внутри, так и снаружи можно практически все. Другое дело – практичность применяемых материалов и их совместимость с эксплуатацией автомобиля. Как оказалось, в мире существует целая плеяда необычных машин - из проволоки, пенопласта, сигаретных пачек, пластилина, в форме летающей тарелки, женской обуви и много другого. Причем, большая часть из них прекрасно передвигается по дорогам. Отдельного внимания также заслуживают машины из золота, платины и драгоценных камней. Об этих необыкновенных "существах" мы еще расскажем в следующих материалах.

Автор Екатерина Рзянина