© АвтоВести

19 сент 2013 21:01

Автоспорт 1657

DTM: большие гонки для сводных сестер

В августе в Подмосковье впервые прошел российский этап знаменитого чемпионата DTM. АвтоВести побывали на трассе Moscow Raceway, а потом закрепили впечатления на родине турнира, в Германии. Чтобы понять, чем крут DTM и стоит ли идти на трибуны через год - когда участники серии снова приедут в Россию.

В августе в Подмосковье впервые прошел российский этап знаменитого чемпионата DTM. АвтоВести побывали на трассе Moscow Raceway, а потом закрепили впечатления на родине турнира, в Германии. Чтобы понять, чем крут DTM и стоит ли идти на трибуны через год - когда участники серии снова приедут в Россию.

Чемпионат DTM родом из Германии, но со временем его география сильно расширилась. Сейчас из 10 этапов, которые проходят с мая по октябрь, 4 проводятся за пределами Германии: в Австрии, Великобритании, Нидерландах и даже в России. В прошлом турнир не раз приезжал в Китай, где один из этапов пройдет и в следующем году.

В соревнованиях участвуют три автопроизводителя – BMW, Audi и Mercedes-Benz. Все команды тут - заводские, даже если принадлежат частным лицам. Для некоторых болельщиков это прозвучит парадоксом, но все достаточно просто. Обычно частная команда сама ищет спонсора, чтобы на полученные у него деньги купить у производителя гоночный автомобиль, сама договаривается с гонщиками и т.д. В DTM все организовано по-другому: производитель бесплатно предоставляет "своим" коллективам машины плюс платит немалые деньги за их обслуживание. При этом в какой цвет будет выкрашена машина и кто будет сидеть за рулем - решает не владелец или руководитель команды, а все тот же производитель. Коллектив AMG - исключение с точки зрения структуры собственности, так как принадлежит компании Mercedes. Но это не превращает остальные выступающие на Mercedes коллективы в "команды второго сорта": все "конюшни" используют одинаковые автомобили, и никто не мешает пилотам частных команд обгонять "заводчан".

фото к тексту Что такое DTM
На фото можно заметить, насколько далеко от передней панели сидит пилот - сделано это, чтобы оптимизировать развесовку. Кстати, если пилот легче 85 килограммов, машину догружают балластом.

На каких автомобилях ездят в DTM

Машины, выступающие в чемпионате, - сводные сестры серийных Mercedes-Benz C-Class, BMW M3, Audi RS 5. Сводные - потому что из деталей "гражданских" машин на гоночных можно встретить разве что логотипы и шильдики. Все остальное, начиная с силовой структуры кузова - карбонового монокока - создано специально для гонок. Неудивительно, что боевые автомобили гораздо быстрее серийных. Обычная BMW M3 - мягко говоря, не медленный автомобиль, но на среднестатистической гоночной трассе ей понадобится на преодоление одного круга время, за которое боевая BMW M3 DTM сможет сделать три круга. Впрочем, за все приходится платить - в буквальном смысле слова. Один капот болида DTM стоит 30 тысяч евро, а себестоимость автомобиля в целом приближается к полутора миллионам!

Стараясь избежать "гонки бюджетов", организаторы приняли решение стандартизировать многие агрегаты и детали - от монокока до бензобака, от коробки передач до заднего антикрыла (всего таких узлов и деталей насчитывается 50). Некоторые из них все производители должны закупать у единого поставщика - к примеру, на всех автомобилях стоят одинаковые коробки передач компании Hewland, одинаковые тормоза AP Racing и одинаковые блоки управления двигателем Bosch (само собой, любые электронные помощники вроде системы контроля тяги запрещены). Не говоря уж об одинаковых шинах Hankook и одинаковом топливе Aral (используется бензин с октановым числом 102). Многие другие узлы и детали производитель может изготовить сам, но в соответствии с жесткими спецификациями, прописанными в регламенте - в результате характеристики этих узлов получаются примерно одинаковыми.

фото к тексту Что такое DTM
О том, что болиды DTM мало что общего имеют с серийными "сводными сестрами", можно судить по массе машин. Гоночный Audi RS 5 весит 1100 килограммов, в то время как серийный - больше 1 700.

Под капотом всех автомобилей – атмосферные V-образные "восьмерки" объемом 4 литра и мощностью до 500 л.с. Мощность мотора Audi составляет примерно 460 л.с, BMW – приблизительно 480 л.с., Mercedes - по слухам, 500 л.с. Разницу в мощности можно невооруженным взглядом увидеть на длинных прямых. При этом все моторы "придушены": воздух поступает в них через два впускных отверстия диаметром всего в 28 мм. Один мотор должен проработать весь сезон, в случае его замены пилот будет оштрафован потерей нескольких мест на старте гонки. Это не мешает расходу топлива достигать, по данным одной из команд Audi, 50 л на 100 км. При баке в 120 литров к финишу машина нередко приезжает чуть ли не на парах.

В последнее время опреденной проблемой для DTM стал дефицит борьбы на трассе. Пилоты потолкаются на первом круге, кто-то сойдет, кто-то останет, пробив покрышку или растеряв детали карбонового "оперения", и сформировавшееся после этого положение нередко сохраняется чуть ли не до финиша. Средства обострить интригу организаторы подсмотрели у "Формулы-1". Два года назад внедрили систему DRS - пилоты могут уменьшать угол атаки одной из плоскостей заднего антикрыла, что позволяет увеличить скорость на прямой. А с этого года гонщикам вместо одного типа покрышек доступны два: один позволяет быстрее ехать, но и изнашивается быстрее, другой - наоборот, дольше живет, но "цепляется" за асфальт хуже, и скорость прохождения поворотов с ним ниже.

фото к тексту Что такое DTM
Пневматические домкраты позволяют быстро проводить пит-стопы. Сейчас в среднем на замену колес уходит порядка 3 секунд. Дозаправка в DTM не предусмотрена.

Пит-стоп: как это происходит в DTM

Пит-стоп – как и в любом спорте такого уровня – отдельная история. Каждый пилот должен сделать за гонку два обязательных пит-стопа, во время которых должны быть заменены все четыре покрышки. Потеря каждой секунды может стоить победы. Поэтому в DTM пит-стопы проводятся за рекордно короткое время. Порой даже быстрее, чем в "Формуле-1". В среднем – за 3 секунды.

Добиться такой скорости удалось в том числе за счет пневматических домкратов – один из механиков подключает к машине шланг со сжатым воздухом и тем самым дает команду встроенным домкратам поднять автомобиль. А чтобы не уехать из боксов на трех колесах, пилот смотрит на четыре индикатора на руле - каждый из них загорается зеленым, когда соответствующее колесо установлено и закреплено.

В казалось бы отработанной процедуре пит-стопа, есть свои сложности, которые со стороны сразу и не заметишь. Максимальная скорость на пит-лейне ограничена значением в 80 км/ч. Кое-где, на особо узких пит-лейнах ограничение составляет 60 км/ч (например, трассы Норисринг, Зандфоорт или Брэндс-Хэтч). Тормозят в последний момент, целясь на специальную разметку, которая есть у каждого бокса – пилот должен остановить машину так, чтобы все четыре колеса оказались на соответствующих линиях. Механики в этом случае могут сразу приступить к работе, не тратя ценные доли секунды на то, чтобы подвинуться на метр влево или вправо.

фото к тексту Что такое DTM
С помощью расположенных на руле кнопок можно не только выйти на связь с командой (черная кнопка) или глотнуть воды (серая кнопка слева снизу), но и возмущенно поморгать фарами соперникам (голубая кнопка).

Сложность для обслуживающего персонала заключается не только в том, что на пит-стоп отведено всего несколько секунд. Тормоза машины раскаляются во время гонки до 1000 градусов, и неосторожное прикосновение может грозить ожогом. Да и само колесо весит 22 кг. Кроме того, надо максимально быстро отойти от машины, так как пилот не ждет особого приглашения стартовать. Как рассказал один из сотрудников команды Audi, по ходу гоночного уик-энда механики отрабатывают пит-стопы чуть ли не каждый день.

Физические нагрузки

Аэродинамика автомобиля DTM такова, что при скорости в 200 км/ч машина может ехать по потолку - так велика прижимная сила. Некоторое время назад решили провести эксперимент на предмет того, какие перегрузки испытывает пилот – в установленное в болид DTM пассажирское кресло посадили манекен и запустили машину по трассе в обычном для гонки темпе. На 12-м круге конструкция манекена не выдержала - "подопытный" лишился головы.

Кондиционера в машине, само собой, нет – а воздух, поступающий в салон, имеет высокую температуру, так как перед этим был подогрет раскаленным мотором. В результате температура в салоне достигает 70 градусов. Чтобы гонщики могли выдержать такую жару, порой они тренируются необычным образом: облачившись в гоночные комбинезоны, занимаются на тренажерах, установленных... в сауне. По ходу гонки спасаться от жары можно одним-единственным способом - пить воду через встроенную в шлем трубку. Кстати, эту не такую уж сложную систему в гонках DTM стали применять сравнительно недавно - до этого все ограничивалось банальной бутылкой, которая нередко вываливалась из своего крепления и летала по салону до самого финиша. Нередко оказываясь для пилота гораздо опаснее коварных поворотов гоночной трассы и неуступчивых соперников.

P.S. Можно ли прочувствовать весь масштаб и крутизну DTM во время российского этапа? Или для этого надо обязательно ехать в Германию - к примеру, на легендарный Нюрбургринг? АвтоВести расскажут об этом в "сравнительном репортаже" с двух немецких трасс, который будет опубликован вечером в пятницу.

 

Автор Мария Подорова
Компания Volkswagen выпустит спорткар, который нельзя купить Немецкий автогигант проектирует спортивный автомобиль, хотя в модельном ряду VW такая машина не появится. Речь идет о единичном гоночном прототипе, который поборется за рекорд скорости подъема на гору Пайкс Пик.
Российского гонщика отстранили от участия в "Формуле-1" В нынешнем сезоне Королевских гонок дела у российского пилота Даниила Квята идут, мягко говоря, не очень. Команда Toro Rosso осталась недовольна его выступлениями и временно отстранила спортсмена от участия в Гран При.
Porsche 911 установил новый рекорд Нюрбургринга На троне самого быстрого дорожного спорткара Нюрбургринга теперь новый король: в Porsche официально подтвердили, что новый 911 GT2 RS поставил новый рекорд круга на знаменитой трассе, "подвинув" на второе место Lamborghini Huracan Performante.