© Авто.Вести.Ru, Мария Подорова

2 июля 2013 10:22

Новинки 9050

Ё-неделя на АвтоВестях: девять машин на букву Ё

С конвейера пока не сошло ни одного "Ё-мобиля", но от разных версий российского гибрида уже рябит в глазах. Купе-кроссовер и развозной фургон, прикидывающийся насекомым концепт-кар и боевая машина для гонок по пустыне… В эту семью приняты даже кроссовер Suzuki и джип Mitsubishi с мотором BMW!

С конвейера пока не сошло ни одного "Ё-мобиля", но от разных версий российского гибрида рябит в глазах. Купе-кроссовер и развозной фургон, прикидывающийся насекомым концепт-кар и боевая машина для гонок по пустыне… В эту семью приняты даже кроссовер Suzuki и джип Mitsubishi с мотором BMW!

АвтоВести подсчитали, что за два с половиной года на публике появилось девять разных "Ё-мобилей". Порой совершенно разных: один за отсутствием двигателя не смог бы тронуться с места, а другой ехал так шустро, что не спасовал на гоночной трассе, одного в глаза называли уродцем, на другого засматривались. Введенное АвтоВестями деление на поколения весьма условно и отражает прежде всего большие временные паузы между появлением разных машин на публике.

паланкин носилки рисунок Турция 19 век
"Ё-мобиль" (включая это "кросс-купе") изначально задумывался как последовательный гибрид, где двигатель внутреннего сгорания вырабатывает энергию для электромотора, от которого крутящий момент и передается на колеса. Аналогичные машины - Chevrolet Volt или Opel Ampera - уже выпускаются серийно и продаются.

Первое поколение. Трое из ларца

В декабре 2010 года росссияне увидели сразу три "Ё-мобиля": пятидверный "микровэн" (на деле выглядевший обычным компактным хэтчбеком вроде Nissan Note), трехдверное "кросс-купе" (приставку "кросс" оправдывали дорожный просвет в 200 мм и предполагавшийся полный привод) и фургон (здесь даже кавычки не понадобились). Первый позитивный момент – внешний вид автомобилей, изготовлением которых по заказу "Ё-авто" занимались два московских автомобильных ателье, у общественности отторжения не вызвал. Второй – изготовлены были не "скорлупы" с наглухо затонированными стеклами (показывать которые на автосалонах не брезгуют и западные автопроизводители), а ходовые прототипы с пусть и не безупречными, но законченными, без бросающихся в глаза дыр и пустот салонами.

паланкин носилки рисунок Турция 19 век
Роторно-лопастной мотор обещал высокий КПД, суперконденсаторы вместо аккумуляторов - высокую скорость зарядки, меньший вес и устойчивость к низким температурам. 

Но имело место и очевидное противоречие. В распространенных на презентации материалах сердцем "Ё-мобиля" объявили роторно-лопастной мотор. Эта экзотическая разновидность двигателя внутреннего сгорания была придумана почти сто лет назад и все это время в теории обещает похоронить все привычные типы ДВС в одной могиле: КПД и ресурс – выше, масса и расход топлива – ниже. Проблема в том, что на момент первого показа "Ё-мобилей" в мире не существовало ни одного рабочего экземпляра такого двигателя. Нет и сегодня – по крайней мере, миру пока никто такой двигатель не показал. Включая представителей "Ё-авто" - хотя бывший генеральный директор компании Андрей Бирюков обещал еще летом 2011 года завершить ресурсные испытания силового агрегата. А во время московского показа под капотами всех трех "Ё-мобилей" стояли 2-цилиндровые поршневые двигатели немецкой фирмы Weber, которые можно встретить на снегоходах и гидроциклах.

паланкин носилки рисунок Турция 19 век
При массе машины в 650-700 кг первые "Ё-мобили" (включая этот "микровэн") должны были разгоняться до 100 км/ч за 7-8 секунд. 

Точно так же дело обстояло с кузовом. Создатели "Ё-мобиля" объявили, что берут курс на создание несущего кузова целиком из пластика. Тот же Бирюков не уставал перечислять достоинства такого решения: вдвое легче металла (снаряженная масса разных версий машины должна была составить от 650 до 700 килограммов) и при этом вдвое дешевле, не нужны ни антикоррозионная обработка, ни покраска, ни шумоизоляция!.. Но все это предполагалось осуществить в недалеком будущем, а пока кузова и агрегаты трех концепт-каров были смонтированы на не слишком изысканно выглядящих стальных рамах. Одним словом, концепция "Ё-мобиля" выглядела действительно инновационной, только эта не ушедшая дальше рекламных буклетов концепция была сама по себе, а три представленных в российской столице машины - сами по себе.

паланкин носилки рисунок Турция 19 век
В списке опций для первых "Ё-мобилей" фигурировали навигационная система, мультимедийная система с сенсорным экраном и поддержкой стандарта Bluetooth, а также точка доступа в Интернет.

Второе поколение. Для красоты

Через полгода после московской презентации состоялся дебют "Ё-мобиля" на международном уровне: российская марка выставилась на престижном автосалоне во Франкфурте. Главным героем стал концепт-кар, нарисованный - как и три первых машины - белорусским дизайнером Андреем Трофимчуком. Двери автомобиля не открывались, не поднимались и не откидывались, а съезжали назад и вверх, чтобы сложиться на "спине" как крылья диковинного насекомого. Запоминающаяся деталь, но концепт явно был построен ради рекламы, и с разработкой серийной машины его создание никак не увязывалось.

паланкин носилки рисунок Турция 19 век
Для первых "Ё-мобилей" (в т.ч. и для этого фургона) были заявлены расход топлива в 3,5 л/100 км и запас хода в 1100 км при наличии на борту двух 20-литровых баков (для бензина и газа).

К этому моменту стало ясно, что о параллельной разработке трех автомобилей речи не идет: руководство "Ё-авто" приняло решение сконцентрироваться на кроссовере. Кроссовер также привезли во Франкфурт, и особых восторгов он не вызвал. Во-первых, дизайн новинки выглядел проработанным хуже, чем у представленных в Москве машин. Во-вторых, кроссовер представлял собой полноразмерный макет без агрегатов и без интерьера.

паланкин носилки рисунок Турция 19 век
Выставленный во Франкфурте концепт-кар, говорят, произвел впечатление даже на такого авторитета в области дизайна как Крис Бэнгл (американец в девяностых так перетряхнул дизайн машин BMW, что одна половина фанатов баварской марки считает его гением, а другая - ненавидит). 

Боковая ветвь. Японка с немецким сердцем (а то и двумя)

Зимой 2012 года все слабее верилось, что ранее озвученные руководством "Ё-авто" планы (запуск производства во второй половине года) воплотятся в жизнь, но шумиха вокруг марки не утихала. Вслед за концептуальным "Ё-мобилем" появился "Ё-мобиль" гоночный. Одним из подразделений белорусской компании "Яровит", которая собственно и занималась разработкой автомобиля, к тому моменту уже не первый год была гоночная команда. Она участвовала в ралли-рейдах, добивалась в них определенных успехов - так почему бы теперь не использовать этот опыт и эти возможности для "проверки боем" тех или иных агрегатов?

паланкин носилки рисунок Турция 19 век
Франкфуртский концепт на какое-то время отвлек внимание публики от того факта, что заданный изначально (весьма оптимистичный) график запуска производства и вывода на рынок серийных "Ё-мобилей" трещал по швам.

Автоспорт позволил "Ё-мобилю" породниться с несколькими всемирно известными марками. За основу взяли гоночный автомобиль Mitsubishi, который лет десять назад в составе заводской команды показывал отличные результаты, а потом пошел по рукам. Подуставший мотор заменили на новый турбодизель BMW. Но не стоит думать, что рейдовый "Ё-мобиль" был всего лишь быстроходным рекламным стендом: на выступавших в 2012 году машинах уже стояли суперконденсаторы, запасавшие электроэнергию и способные при необходимости подать на колеса полторы сотни далеко не лишних лошадиных сил. А машина второго поколения, построенная к сезону 2013 года, и вовсе является полноценным последовательным гибридом: два мотоциклетных двигателя BMW уже не имеют механической связи с колесами, а вырабатывают электричество для четырех электромоторов.

паланкин носилки рисунок Турция 19 век
Макет кроссовера "второго поколения", представленный во Франкфурте, даже отдаленно не напоминал три первых "Ё-мобиля", показанных в Москве.

По слухам, еще в конце прошлого года пути "конструкторов" и "спортсменов" разошлись: в частности, гоночную команду выселили из помещений, где ведутся работы над серийной машиной. Но из стартовых (и финишных) протоколов "Ё-кроссовер" не пропал: к примеру, в апреле экипаж на одной из таких машин занял третье место на проводившемся в окрестностях Астрахани ралли-рейде "Золото Кагана".

паланкин носилки рисунок Турция 19 век
Главной целью гоночной программы было участие в "Дакаре" - самом трудном и самом престижном ралли-марафоне, который проводится в Южной Америке. Пока "Ё-кроссоверам" отметиться в этой знаменитой гонке не удалось.

Третье поколение. Мул в сузучьей шкуре

Осенью прошлого года журналистов пустили за руль т.н. "мула": ключевые агрегаты были смонтированы в кузове Suzuki SX4 - машины, которая считается наиболее близкой "по массе и компоновке" к будущему серийному "Ё-мобилю". Как нетрудно догадаться, о роторно-лопастных чудесах уже не было речи и о моторах от снегоходов тоже: под капотом стоял более привычный 4-цилиндровый двигатель "известного автопроизводителя" объемом 1,4 литра и мощностью около 80 л.с. "Цельнопластиковый" кузов также остался в прошлом: теперь речь идет о более привычном стальном, но упрощенном каркасно-панельном - пластиковыми будут внешние панели (в том числе днище и двери, включая заднюю).

паланкин носилки рисунок Турция 19 век
В то время как раллийный "Ё-мобиль" первого поколения показывал неплохие результаты с самого начала карьеры, машина второго поколения пока надежностью не отличается: этой зимой она была заявлена в ралли-марафон по Африке, но не продержалась в гонке и одного дня.

С другой стороны, "Ё-мобиль" - это по-прежнему последовательный гибрид без механической связи между двигателем внутреннего сгорания и колесами. Как и было запланировано два с половиной года назад, крутящий момент для каждой оси генерируется своим электромотором. Как и предполагалось ранее, электроэнергия (включая ту, которая генерируется - точнее, рекуперируется при торможении) запасается в суперконденсаторах, а не в привычных по другим гибридам аккумуляторах. Силовые электрические модули закупаются у авторитетной британской компании GKN, суперконденсаторы - у одной из корейских фирм (хотя пока нет уверенности, что продукция именно этого производителя будет использована при сборке серийных машин).

паланкин носилки рисунок Турция 19 век
Дисплей, установленный на передней панели "мула" на базе Suzuki SX-4. Теперь разгон до 100 км/ч занимает около 10 с (при очень резвом разгоне до 60 км/ч), новый ориентир по массе - 1350 кг, по расходу топлива - 6 л на 100 км. Запас хода при наличии двух баков - по-прежнему около 1000 км.

Четвертое поколение. Черно-белая дыра

О том автомобиле, который недавно проехал по улицам Петербурга во время экономичекого форума, известно крайне мало. Многие заподозрили, что это - очередной "мул", но сличение сделанных в северной столице снимков с фотографиями одноклассников привело к противоположному выводу: речь идет об оригинальном кузове. По слухам, это предсерийный прототип - то есть машина построенная по технологиям, которые будут использоваться при массовом производстве. Во внешний вид и отделку салона еще могут быть внесены и наверняка будут внесены изменения, настройки силовой установки или подвески наверняка еще далеки от окончательных, но первое впечатление составить наверняка можно. Корреспондент АвтоВестей сделает это уже послезавтра: в четверг, 4 июля первый тест-драйв новинки состоится на Дмитровском полигоне. В ожидании этого события не забывайте читать на нашем сайте материалы об амбициозном проекте. А если имеются вопросы, задавайте их в комментариях.

паланкин носилки рисунок Турция 19 век
Одной из главных особенностей "Ё-мобиля" обещает стать крайне низкая по нынешним временам максималка в 130 км/ч. Сделать последовательный гибрид более быстрым можно, но это требует немалых затрат (что приведет к удорожанию машины) и не позволит удержать расход топлива в прежних рамках. 

 Другие материалы Ё-недели:
- краткая история "Ё-мобиля" - от первых слухов до предсерийного прототипа

Завод "Ё-мобиля" в Петербурге хотят занять китайцы К властям Санкт-Петербурга обратились представители китайской компании с просьбой о поддержке проекта создания производства на площадке завода "Ё-авто" в индустриальном парке "Марьино". Об этом сообщил председатель городского комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин.
НАМИ не будет продолжать разработку "Ё-мобиля" Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) не планирует заниматься проектом "Ё-мобиля". Все наработки по нему, которые были переданы институту на безвозмездной основе, будут использованы в других проектах.
"Ё-мобиль" примет участие в проекте "Кортеж" Генеральный директор НАМИ Максим Нагайцев заявил, что компания "Ё-инжиниринг", оставшаяся после закрытого ныне проекта "Ё-мобиль", будет участвовать в разработке автомобилей проекта "Кортеж". Напомним, институт является основным исполнителем правительственного проекта.