© Renault

4 июня 2013 20:25

Тест-драйвы 6249

Ищем польских гномов за рулем Renault Megane с вариатором

Не слишком мощный (114 л.с.) мотор и не особо популярный среди покупателей вариатор - эта комбинация помогла АвтоВестям за одни выходные узнать много нового и интересного о Южной Польше. А насколько хорошо она подойдет для повседневной езды по российским дорогам?

Не слишком мощный (114 л.с.) мотор и не особо популярный среди покупателей вариатор - эта комбинация помогла АвтоВестям за одни выходные узнать много нового и интересного о Южной Польше. А насколько хорошо она подойдет для повседневной езды по российским дорогам?

Средневековые города будят восторг в душах пешеходов, вооруженных тягой к прекрасному, - и легкий ужас в сердцах водителей. Запутанная планировка, узкие улочки (даже по тем, которые пешеходными не являются, люди ходят как хотят), вместо асфальта – брусчатка с "рифами" трамвайных рельсов… Впрочем, сегодня одним поводом для ужаса меньше. В польском Кракове хватает и брусчатки, и трамваев, но не воспринимать это как трагедию позволяет подвеска Renault Megane.

Французский автомобиль на рынке не первый год – и все это время выглядит среди одноклассников эталоном по плавности хода. На высоте автомобиль и с точки зрения акустики: навязчивые шумы (как и жесткий удар при проезде очередной неровности) свидетельствуют скорее о том, что водитель быстро привык к хорошему и помчался по неровной дороге уж слишком резво. С этой точки зрения семейство Megane неплохо подходит и для поездок по югу Польши (где плавность хода потребуется как на булыжных мостовых в городах, так и на целом ряде второстепенных дорог в провинции), и для передвижения по России. Но такой вывод смело можно было сделать и до тест-драйва. А вот насколько хороша новая комбинация ключевых агрегатов - вопрос открытый.

Рабочий объем нового мотора (которым уже комплектуется модель Fluence) - 1,6 литра. Но не стоит думать, что это - слегка "пришпоренная" версия старого двигателя такого же литража мощностью 106 л.с. (им по-прежнему комплектуются Megane с механической КПП и автоматом). Оба силовых агрегата относятся к одному семейству, но у нового и алюминиевый блок вместо чугунного (выигрыш в 24 килограмма), и регулируемые фазы газораспредления на впуске и выпуске, и по две форсунки на цилиндр. Пусть прибавка по мощности и моменту не слишком высока - 8 л.с. и 10 Нм соответственно, - зато время разгона до сотни сократилось разом на две секунды. Хоть оно при этом осталось далеким от рекордного (11,9 секунды вместо 13,9), столь явный прогресс должен свидетельствовать о серьезно улучшившейся эластичности. 

Renault Megane Польша
Кроме отличного асфальта польская трасса А4 запоминается раскрашенными в яркие цвета пешеходными мостами, связывающими расположенные на двух сторонах дороги заправки. Цена топлива - от 5,5 до 6 злотых (т.е. от 55 до 60 рублей) за литр.

Краков - один из немногих городов, которые, не являясь столицами, остаются самым популярным среди туристов местом в своей стране. Местные жители ничего странного в этом не увидят: ведь Краков и древнее Варшавы, и столицей Польши был не один век – да и после потери этого статуса именно в расположенном в центре города замке Вавель польских королей торжественно возводили на престол и хоронили (позже эту привилегию распространили на заслуженных поляков - последними из которых стал погибший в авиакатастрофе президент Лех Качинский с супругой). Жители Кракова и сегодня считают свой город культурной столицей, а перевод столицы в Варшаву объясняют тем, что "врачи посоветовали королю пожить в деревне". Варшавяне не остаются в долгу: по их мнению, "вся культура в Кракове заканчивается, когда уходит последний поезд на Варшаву".

Достойных внимания достопримечательностей немало как в самом Кракове, так и на пути в соседний крупный город Вроцлав, до которого около 300 километров. Поездки по Польше в последние годы можно рассматривать как отдельный туристический аттракцион - настолько хороши местные "федеральные" трассы, большинство которых несколько лет назад прошли масштабную реконструкцию и превращены в платные.

Две-три полосы в каждую сторону с широким газоном между ними, идеальное покрытие (на связывающей Краков и Вроцлав магистрали А4 не найдешь ни шва, ни трещинки, ни оставленной выкрошившимся асфальтом оспинки), отсутствие населенных пунктов и ограничение скорости в 140 км/ч - местные водители уже успели привыкнуть, а многим россиянам на фоне родных дорог польские трассы покажутся раем земным. Кое в чем они даже лучше немецких автобанов. Те постоянно "прячутся" то в лесах, то за высокими шумозащитными стенами - поэтому открывающиеся из-за руля виды не слишком живописны. А взгляд того, кто мчится по А4, притягивают то колокольни церквей, то башни расположенных поблизости шахт (в Силезии в больших количествах добывают каменный уголь), то просто радующие глаз пейзажи. 

Renault Megane Польша
Езда по платным участкам трассы А4 обходится примерно в 1 злотый за 10 километров. Таким образом, по пути из Кракова во Вроцлав "за проезд" придется заплатить около 30 злотых или около 100 рублей.

Megane – не та машина, где сразу чувствуешь себя как дома. К французу надо попривыкнуть. "Утонуть" в сиденьях, рассчитанных на водителей самой разной комплекции, не получается: при жесткой спинке, в которую упираешься позвоночником, и широко расставленных боковых валиках худого человека в крутых поворотах качает сильнее чем хотелось бы. Передний пассажир ерзает и на прямой: согнет ноги в коленях – упирается коленями в край передней панели, решит вытянуть – трется голенями о низко расположенный бардачок. А при попытке сделать музыку погромче или потише то и дело сбивает настройку – в магнитоле за громкость отвечает не самая большая, расположенная по центру ручка (к которой тянешься на автомате), а другая, размером поменьше и находящаяся в левом верхнем углу. 

Renault Megane Польша
Казалось бы, пора привыкнуть, но внутри Megane по-прежнему оттягивает на себя внимание непривычный цифровой спидометр. Однако на ходу показания считываются легко и непринужденно.

Впрочем, тянуть пальцы надо, как выясняется, не к ручкам, а к цветному экрану на передней панели. Ведь появление в продаже версии с мотором мощностью 114 л.с. и вариатором совпало с дебютом на Megane новейшей мультимедийной системы R-Link. Одним из достоинств которой представители французской марки называют сенсорный экран. Мол, нет никакого смысла городить на центральной консоли лишние джойстики, если нужные данные можно ввести самым простым способом – ткнув пальцем в нужную букву или нужный пункт меню.

Однако пара дней общения с R-Link подводят к мысли, что отсутствие джойстика является как раз слабым местом: чем каждый раз тянуться пальцем к довольно далеко установленному экрану – лучше было бы воспользоваться находящейся под рукой "крутилкой". В остальном к системе нет претензий: здесь есть все наиболее востребованные функции и элементы – от возможности подключить телефон по Bluetooth до USB-порта – и в меню ты не "копаешься", а ориентируешься вполне легко и свободно. При этом можно самому сконфигурировать своего рода "рабочий стол" системы, чтобы иметь быстрый доступ к самым важным элементам (как целым приложениям, так и, к примеру, конкретным точкам на карте). Пока машина не начала движение - на экране можно просматривать фотографии и видео.

Renault Megane R-Link мультимедия навигация экран
Интерфейс системы R-Link не вызывает нареканий, но тянуться к сенсорному экрану лишний раз не хочется - далековато (во врезке водитель протягивает руку, не меняя позы, в которой сидит за рулем).

Как уже стало понятно из предыдущего абзаца, R-Link – это еще и навигационная система на базе компонентов и карт TomTom. Пока в российских условиях это не самый лучший вариант (детально проработанные карты есть лишь для десятка крупных городов), но представители Renault обещают, что в ближайшем будущем ситуация должна измениться к лучшему. Что касается польской провинции, то в ней R-Link ориентируется на ура. И есть ради чего: среди дворянских усадеб попадаются дворцы под стать королевским. И каждый со своей особенной историей.

К примеру, в одном после окончания второй мировой войны устроили общежитие для сельской молодежи. Когда через несколько десятков лет было принято решение восстановить исторические интерьеры, помещения выглядели так, что реставраторы пришли в ужас. Зато в восторге были микологи (специалисты по грибам) – далекий от аристократического образ жизни провинциальной молодежи привел к тому, что под деревянными панелями расплодились очень редкие виды грибов, которые даже эксперту могут ни разу не попасться на глаза за всю его жизнь. Очевидцы тех событий говорят, что у многих ученых от волнения тряслись руки, когда они укладывали драгоценные находки в пробирки. Кстати, в лабораториях вся эта драгоценная плесень тут же погибла – и микологи были бы не против снова устроить из дворца общежитие, но сделать им этого, естественно, не позволили… 

Картинки Польша путешествие с Renault Megane
Если останавливаться рядом с каждым достойным внимания замком, то на преодоление 300 километров между Краковом и Вроцлавом уйдет добрая неделя.

Осваиваясь на второстепенных провинциальных дорогах, неспешно катясь через силезские деревни, съезжая с близкого к идеалу асфальта на неровный и даже "украшенный" средней глубины ямами, ловишь себя на мысли, что Megane больше всего позитива дарит как раз в таких провинциальных декорациях. Въезжаем в деревню Пожновице - вон в том скромном двухэтажном домике наверняка может жить школьный учитель или мастер по ремонту сельскохозяйственных машин. Которому и на работу, и за недельным запасом продуктов, и к врачу наверняка приходится ездить километров за пятнадцать в соседний городок Крапковице. Дороги в любое время дня и года свободны, как тебе удобно - так и едешь (причем быстрой ездой времени особо не сэкономишь - из-за коротких "концов" и необходимости регулярно снижать скорость в населенных пунктах). А если вдруг затор - от шустрой машины все равно толка нет: ряд на всех один - вот и будешь в нем стоять на общих основаниях. Представители Renault с такими рассуждениями не соглашаются: по их мысли, комбинация из 114-сильного мотора и вариатора идеальна для города. По нашим же наблюдениям, в городе она не вызовет вопросов в двух полярных случаях: если ездить по пустым ночным улицам – или если весь маршрут представляет собой одну большую пробку.

Эта комбинация позволяет наслаждаться ездой, пока катишь по пустой дороге, пока разгоняешься неспешно, а разогнавшись – движешься монотонно. Сбрасывая ход из-за никуда не спешащего дедушки на стареньком Fiat Polski (близком родственнике тольяттинской "классике"), негатива также не испытываешь: свободный ход педали выбираешь быстро, тормоза "схватывают" сразу даже при мягком, ненавязчивом нажатии, усилие дозируется естественно. Но когда возникает возможность обойти "тихохода" - гармония рушится: рева рубля на три, а разгона порой на ту самую копейку. Однажды на пологом подъеме случился полный конфуз: вышел "в атаку" по встречке, мотор взревел – а машина вообще не ускорилась, вынудив с позором ретироваться в свой ряд. Возьмешься переключать передачи сам – в ситуации, когда по твоим прикидкам нужную динамику обеспечит вторая, электроника не даст переключиться ниже третьей. Выжмешь газ до упора – и по нехорошей вариаторной традиции обороты будут колотиться в отсечку, пока ты не догадаешься приподнять ногу на педали и тем самым заставить коробку переключиться вверх. Одним словом, много шума (мотор ревет, коробка подпевает), много лишних движений, много междометий – и мало толка. 

Renault Megane Польша
Ксеноновых фар недорогим версиям Megane не положено, но и менее "престижные" лампы светят достойно.

На критику можно возразить: те, кто покупает недорогие семейные автомобили, вовсе не планируют при каждом ускорении жать на газ со всей дури и загонять обороты в красную зону. Но разве уверенный разгон пользуется устойчивым спросом только среди уличных гонщиков? "Аккуратно, но сильно" ускориться и занять в нужном ряду пространство, которое словно специально для тебя освободилось чуть впереди - а не ждать милости от соседей по потоку. Ошибившись рядом, иметь возможность оперативно перестроиться в нужный - а не поворачивать направо по стрелке "за компанию", чтобы не блокировать проезд тем, кто сзади. Прямо сейчас обогнать на двухполосной дороге грузовик - а не катить за ним еще два километра до очередного знака "Обгон разрешен". Все это хотят и регулярно пытаются осуществить на дороге миллионы самых обычных водителей.

На той же трассе А4 весьма приятно ехать в левом ряду в самом комфортном и тихом для Megane режиме (130 км/ч и около 3 000 об/мин), но кто даст? Сзади накатят более быстрые машины, придется брать правее, но и там мало счастья катить на 70 км/ч за фурой, а для возврата в более быстрый ряд надо разогнаться, и разогнаться шустро… Впрочем, не слишком шустро, ибо дорожные знаки уже сообщают, что мы вот-вот въедем во Вроцлав. 

Renault Megane Польша
Город Ченстохова - религиозный центр Польши. В монастыре на Ясной Горе хранится главная реликвия страны - икона "Черной мадонны". В советское время из-за этого сюда направляли на работу самых идейных коммунистов. И город до сих пор считается самым "красным" в весьма набожной Польше. Выражение "Ты что, из Ченстоховы?" многие используют вместо "Ты что, чокнутый?"

Вроцлав и Краков расположены по соседству, но в разных исторических областях: Краков - в т.н. Малой Польше, а Вроцлав - в Силезии, которая окончательно вошла в состав Польши сравнительно недавно. На протяжении многих веков этот регион был немецким - и стал польским буквально за год. Если быть точным - за 1945 год: одни жители добровольно уехали в страхе перед наступавшей Красной армией, а другим "предложили" покинуть родину и переехать в Германию несколькими месяцами позже, когда страны-победительницы приняли решение передать регион Польше.

На их место в большом количестве приехали поляки из Львова, которым точно так же "предложили" собирать вещи и отправляться в дорогу в связи с передачей города Советскому Союзу. В результате о Львове среднестатистический вроцлавец в разговоре упоминает гораздо чаще, чем о каком-либо другом городе: у многих там остались родственники, а у кого не осталось - родом из Львова обязательно будет бабушка и дедушка. Мало того: в числе "понаехавших" во Вроцлав оказалось несколько памятников, которые поляки не захотели оставлять в руках не особо ими любимых украинцев. А один из львовян правдами и неправдами умудрился перевезти на новое место жительства всю обстановку собственного ресторана - и заново открытое заведение до сих пор работает на главной площади Вроцлава. 

Renault Megane Польша
В окрестностях Кракова попадаются хорошо знакомые названия - или это "даже не однофамилец"? А в Силезии названия населенных пунктов нередко дублируются на немецком языке (врезка).

Впрочем, жители Силезии до сих пор по привычкам и складу характера сильно отличаются от своих соседей из Малой Польши. Те, кто во время переписей называют себя не поляками, а "силезцами", а то и "силезскими немцами" - люди работящие, деловые, с очень практичным складом ума. Это к малополяку можно заявиться в гости без спроса, а тот будет только рад устроить импровизированный "пир на весь мир", даже если продлится этот пир всего четверть часа. У силезца же на счету каждая минута и каждый злотый. И каждый градус поворота руля, которым вновь надо крутить активно: ведь Вроцлав – город не менее средневековый, чем Краков.

Активно - и уверенно: руль то наливается тяжестью, то "пустеет" по не очень понятному алгоритму, поэтому ключ к комфортному маневрированию - крутить и не думать, оставив реактивное усилие за скобками. Впрочем, куда более актуально, что рулевое управление само помогает "оставить за скобками" дорожные неровности - в том смысле, что ямки, кочки и швы не конвертируются в вибрации или подергивания баранки. И уж тем более не сбивают Megane с выбранного водителем курса. Руль тут не самый понятный, зато "чистый" и надежный. 

Renault Megane Польша
В конце последней войны Вроцлав (тогда еще носивший немецкое имя Бреслау) был окружен советскими войсками в феврале, а капитулировал даже позже Берлина - 6 мая. Павшие в боях за город похоронены на двух мемориальных кладбищах - причем заметно, что цветы сюда приносят отнюдь не только официальные делегации.

По последним данным, во Вроцлаве проживает около 650 000 жителей и около 200 гномов. Маленькие бронзовые гномы постоянно попадаются на глаза в историческом центре и за последнее десятилетие стали главным городским символом. Настолько важным, что теперь нельзя "самовольно" установить нового гнома, к примеру, у входа в свой ресторан - надо получить разрешение специальной комиссии, организованной местными властями.

Примечательно, что столь популярными гномы стали недавно - лишь в конце восьмидесятых годов. Местная милиция закрашивала появлявшиеся в разных частях города антисоветские надписи - а местные активисты рисовали на этом месте гнома, который очень быстро стал ассоциироваться с антикоммунистическим движением. Дошло до того, что самого аполитичного горожанина милиция могла "на всякий случай" задержать, если он по какой-то причине оказался на улице в костюме гнома. Первые статуэтки на улицах появились в память об этих временах, а потом горожане, что называется, вошли во вкус. Теперь туристы могут записаться на экскурсию "по гномьим местам" или купить брошюры, где отмечены все до единого бронзовые статуэтки. 

Картинки Польша путешествие с Renault Megane
1. Один из двухсот вроцлавских гномов. 2. Центральная площадь Вроцлава. 3. В подвале ратуши еще трактир работает уже больше 700 лет: поэтому наряду со святыми и историческим персонажами фасад здания украшают фигуры пьяного мужа и готовой к "расправе" жены. 4. Герб Вроцлава так сложен, что даже канализационные люки превращает в произведения искусства.

Впечатление от путешествия по Южной Польше остается более чем позитивное. По старой памяти многие россияне еще привыкли считать эту страну чем-то чуть лучше Белоруссии и не ждать от нее особых красот. С одной стороны, эта беда - от явного незнания. С другой - такая предубежденность делает эмоции от пребывания в Кракове и Вроцлаве особенно яркими. И такую поездку смело рекомендовать даже опытным путешественникам, изъездившим всю Западную Европу, - не пожалеют. А как быть с новой версией Renault Megane?

Преждевременно "хоронить" комбинацию из нового мотора и вариатора глупо: ведь одна и та же машина может у кого-то вызвать вопросы, а у кого-то - восторг. Мы никому не посоветуем вычеркивать Megane 1.6 CVT из списка претендентов, но и от "слепой" покупки (кстати, базовая цена - 609 тысяч рублей) предостережем. Эту машину больше чем многие другие надо прежде всего опробовать на тест-драйве. А во время этого тест-драйва уже полностью сосредоточиться на своих ощущениях от автомобиля. На время выкинув из головы все графики путешествий и списки достопримечательностей. 

 Технические характеристики (данные производителя): 

Название автомобиля
Renault Megane 1,6 CVT
Габаритные размеры
Длина, ширина, высота, мм 4295 x 1808 x 1479
Колесная база, мм 2642
Дорожный просвет, мм 120
Колея передняя, мм 1546
Колея задняя, мм 1547
Радиус поворота по шинам, м 11,1
Объем багажника, л 386
Двигатель
Тип двигателя 4-цилиндровый, рядный
Максимальная мощность, л.с. 116
Максимальный крутящий момент, Нм 155
Объем двигателя, см3 1,6
Степень сжатия 9,8
Диаметр цилиндра, мм 79
Ход поршня, мм 80
Масса
Снаряженная масса MT/AMT, кг 1353
Грузоподъемность MT/AMT, кг 502
Трансмиссия
Тип привода передний
КПП вариатор (CVT X-tronic)
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 175
Разгон 0-100 км/ч, с 11,9
Потребление топлива
Городской цикл, л/100км 8,9
Загородный цикл, л/100км 5,2
Смешанный цикл, л/100км 6,6
Тип топлива 95
Объем топливного бака, л 60

 

Автор Кирилл Качнов
Тест-драйв Land Rover Discovery V: внедорожник и без рамы?! Алюминиевый несущий кузов, тонны электроники... Неужели герой легендарного Camel Trophy завязал с приключениями и превратился в большой миролюбивый семейный кроссовер? Ведущий АвтоВестей Павел Блюденов устроил "Диско" суровую проверку на право носить легендарное имя.
Дневник Lada Xray: как мы первое ТО проходили Незаметно пролетел год как в нашем гараже появился Lada Xray - пришла, наконец, пора сделать первое ТО и посмотреть, не сказалась ли на здоровье нашего подопечного далеко не самая простая и, прямо скажем, весьма необычная эксплуатация.
Тест-драйв Audi TT RS: 3,7 секунды до 100 км/ч В России больше невозможно купить новые TT RS, даже если очень хочется - небольшую квоту машин разобрали, как горячие пирожки. Главред АвтоВестей Павел Блюденов поездил на немецкой "ракете" и выяснил, почему фанаты Audi без раздумий опустошали свои кошельки.