© АвтоВести

1 мая 2013 15:31

Тест-драйвы 26393

Suzuki Grand Vitara: часть 3 (6 150 км)

В заключительной части длительного теста проверяем японский внедорожник ездой "на дальняк". Мы выбрали привычную для москвичей цель - Санкт-Петербург, но отправились туда нестандартным маршрутом, в объезд пользующейся недоброй славой среди водителей трассы М10.

В третьей и последней части длительного теста проверяем японский внедорожник ездой "на дальняк". Мы выбрали привычную для москвичей цель - Санкт-Петербург, но отправились туда нестандартным маршрутом, в объезд пользующейся недоброй славой среди водителей трассы М10.

Все знают, что такое огород, но далеко не все хотят быть огородниками. Так и с большинством водителей, которым надо доехать от Москвы до Питера: вроде бы прекрасно знают, что есть возможность пробраться "огородами", но предпочитают раз за разом "жрать кактусы" на трассе М10. Сбрасывать скорость в многочисленных населенных пунктах, стоять на имеющихся в большом количестве светофорах, каждый раз заново удивляться огромному количеству фур и проблемам с их обгоном.

Для тех, кто не в курсе: достаточно большие отрезки М10 представляют собой трехполосную дорогу, где средняя полоса отводится для обгона то тем, кто едет в сторону Питера, то движущимся в противоположном направлении. Езда по таким "реверсивным" участкам выходит рваной: то плетешься чуть ли не на 40 км/ч за хлебовозкой, обслуживающей Крестецкий район Новгородской области, то включив все возможные кик-дауны и нитросы, на ушах пытаешься обогнать как можно больше фур за отведенные под это очередные шестьсот метров. Чтобы в конце обгонного участка упереться в очередной автовоз или фуру с контейнером "на горбу", задние фонари которой обречен созерцать следующие пару километров. А обгонять по встречке - даже если она почему-то вдруг "вымерла" - на М10 нельзя: в левое окно все время видишь сплошную полосу разметки.

Chevrolet Cobalt
Закон подлости гласит, что чем больше возьмешь с собой домкратов и насосов, тем меньше рискуешь попасть по дороге в неприятности. Но в компактный багажник Grand Vitara можно уложить не так уж много вещей. А чтобы разместить полноразмерную лопату, пришлось и вовсе сложить заднее сиденье.

Интерес к езде "огородами" подхлестнули огромные заторы, которые возникли на трассе в конце ноября после сильных снегопадов. У страха глаза велики – и рассказы о том "великом стоянии" заставляли все чаще искать на карте Ржев, Осташков и неоднократно упоминающееся в летописях, но мало кому интересное сейчас село Молвотицы – ключевые точки альтернативного маршрута. А также искать подходящий для такой поездки автомобиль: границу Тверской и Новгородской областей придется пересекать по третьестепенной, не на всех картах отмеченной грунтовке: насколько она проходима и сколько раз ее чистили нынешней щедрой на снег зимой, понять можно лишь на собственном опыте.

Suzuki Grand Vitara – то что надо. С одной стороны, в прошлой серии длительного теста наш главный грязевед и джиполюб Саня Евдокимов утверждает, что к езде по легкому бездорожью японка подготовлена неплохо. С другой, это сравнительно недорогой "повседневный" автомобиль (базовая цена 5-дверной машины со 169-сильным мотором и 4-ступенчатым "автоматом" - 1 169 000 рублей) - а не уникальный вездеход, который проедет где угодно, но машиной на каждый день не сможет стать по определению.

Chevrolet Cobalt
К эргономике водительского места - никаких претензий. Особенно радуют крупные ручки на центральной консоли, с которыми легко управляешься вслепую уже после первых 50 километров поездки, и передние сиденья - выйти из машины, чтобы размяться, захотелось лишь после восьми часов в пути. 

Пробираясь по столичным улицам к выезду на Новорижское шоссе (по нему предстоит проехать чуть больше 200 километров до поворота на Ржев) и встречая в потоке другие Grand Vitara, удивляешься каждой сжимающей руль наманикюренной ручке и каждой мелькнувшей в окне кудряшке. Ведь японский внедорожник как будто не в курсе, что после Адама бог создал еще кое-кого. Толчок при переключении в режим "драйв", неожиданно тяжелый на парковочных скоростях руль и сглаженные, но все же ощутимые "тычки" при попадании в одинокую яму на неплохой дороге – казалось бы, портрет машины для "нормального мужика". Не боящегося испачкаться и надорваться, считающего главными ценностями практичность и надежность, а простоту всегда предпочитающего изысканности.

Опять же, приличного объема (2,4 литра) атмосферный двигатель и 4-ступенчатый "автомат" - комбинация явно не для утонченных особ: те вовсю осваивают турбомоторы объемом с бутылку лимонада и роботизированные коробки с количеством передач, стремящихся к бесконечности. В то время как ценители простоты, попав на Новорижское шоссе, недобрым словом вспомнят многие продвинутые агрегаты. Точнее, их готовность "перебдеть" и переключиться вниз, когда мотор вполне тянет и на высшей передаче – к примеру, если водитель мягко сбросил ход (перед случайной неровностью или резко замедлившейся впереди машиной) и тут же хочет снова выйти на крейсерскую скорость. "Автомат" на Grand Vitara без достойного повода не "проснется" и с "печки" четвертой передачи не слезет – поэтому при всей своей архаичности хорош в езде на длинные дистанции, ненужная суета во время которой раздражает особенно сильно.

Chevrolet Cobalt
Длительная езда в одиночку - отличная проверка для мелких емкостей: слишком много всего хочется иметь под рукой. Мы явно расходимся с инженерами Suzuki в понимании того, где что должно лежать: бутылки с водой - в подлокотнике, в подстаканниках - "закуска" и мобильник, а в нише под мобильник - диски с музыкой. 

Впрочем, суета – это скорее про М10. Это там водители всех возрастов и категорий толкаются сначала на выезде из столицы, потом "у обелиска" при повороте на Зеленоград, а затем в Солнечногорске, а после этого еще и на светофорах в Клину – и все это в пределах Московской области, то есть на участке длиной менее чем в сто километров. На Новорижском шоссе все по-другому: до Волоколамска (те же сто километров) позитивные эмоции обеспечиваются наличием двух полос в каждую сторону, после – низкой плотностью населенных пунктов (некоторые из них вдобавок обозначены не требующими снижать скорость знаками на синем фоне) и небольшим количеством фур.

Chevrolet Cobalt
Во врезке - типовой "лоток": такие в конце зимы-начале весны в большом количестве присутствовали на трассе М9 на подступах к городу Зубцов. Сейчас многие из них уже залатаны дорожными рабочими.

Но поскольку за Волоколамском обгонять приходится уже по встречке, трогать педали надо чаще и аккуратнее – и в этот момент Grand Vitara заставляет водителя в недоумении поднять бровь. Что газом, что тормозом приходится работать на ощупь, долго выбирая приличный свободный ход и каждый раз заново отлавливая границу, за которой тормозные колодки входят в соприкосновение с дисками, а мотор – начинает наращивать обороты. Освоить новый алгоритм (решительно продавливать педали, не пытаясь прочувствовать обратную связь) несложно – особенно после того, как хвост притормозившей фуры пару раз надвинулся на тебя неожиданно быстро.

Но такая привычка держится в голове исключительно усилием воли: следующим утром ты опять безуспешно пытаешься нащупать что-то в подпедальной "вате", и процесс торможения опять получается менее осмысленным, чем хотелось бы. Все одно к одному: "нормальные мужики" ведь часто обходятся без полутонов – свой/чужой, красавица/уродина, пиво/водка… И выбор между "нажал" и "отпустил" без каких-либо промежуточных положений неплохо встраивается в этот смысловой ряд.

Chevrolet Cobalt
Во врезке - примерно так выглядит асфальт на многих участках дороги Р87, связывающей города Ржев и Осташков. Grand Vitara по такому покрытию мчит как по только что построенному безлимитному немецкому автобану.

Про Новую Ригу (официально называющуюся М9 "Балтия") рассказывают много страшилок. Но участки, которыми пугают начинающих водителей, находятся гораздо дальше поворота на Ржев, где по пути в Питер трассу надо покинуть. До Ржева самыми "страшными" препятствиями являются "лотки" - правильной формы углубления в тех местах, где дорожные рабочие перед "латанием" дорожного покрытия срезали часть асфальта.

После попадания в первый такой "лоток" предпочитаешь объезжать следующие: пробиваться подвеска не пробивается, но отрабатывает неровность с достаточно жестким ударом и угрожающим звуком. Нечто похожее происходит и в других похожих случаях – к примеру, когда среди ровного асфальта колесо наезжает на трамвайный рельс или металлический стык на мосту. Подвеска внедорожника должна глотать все это, не поперхнувшись, и она действительно глотает – только с такими акустическими эффектами, что водитель недовольно морщится.

Chevrolet Cobalt
На заснеженной грунтовке, пересекающей границу Тверской и Новгородской областей, надо держать ухо востро. Расчищенная дорога и отсутствие движения на ней провоцируют ехать в хорошем темпе, но если держать здесь ту же скорость, что и на асфальте (особенно на обутой в нешипованную резину машине), быстро окажешься в снежном бруствере.

Впрочем, за Ржевом выясняется, что количество неровностей вполне может перейти в качество подвески. На пути в Осташков, полноценные ямы попадаются редко, но и ровный асфальт встречается нечасто – ехать главным образом приходится по "расползающейся" дороге. Верхний слой покрытия в одних местах истирается, в других – покрывается сеткой трещин и выкрашивается, обнажая второй (также отнюдь не гомогенный) слой, поверху кладутся заплатки, они в свою очередь начинают истираться и выкрашиваться, образовавшиеся в разных слоях трещины сливаются и переплетаются… Складывается впечатление, что несколько видов асфальта "провернули" через одну огромную мясорубку, а потом не уложили на подготовленную поверхность, а скорее размазали по ней.

И вот по этому окаменевшему фаршу Grand Vitara прет не просто уверенно – а так, как будто японские инженеры в процессе проектирования подвески держали в уме именно эту, прочерченную вдоль Волги (правда, знаменитая река тут не слишком полноводна и все время прячется за лесами) дорогу с типовым именем Р87. И хотя режим работы подвески на этой дороге лучше всего описывается не имеющим отношения к дорожному строительству термином "молотьба", внедорожник не становится костотрясом, четко держит курс под газом – да и на торможениях не теряется, хотя на многих участках левыми колесами едешь по чистому и даже сухому асфальту, а правыми – по чистой и оттого только более скользкой наледи. Сложно подтвердить или опровергнуть расхожее мнение "выше скорость – меньше ям", но при езде по "фаршу" разрешенный правилами темп в 90 км/ч для японки ближе скорее к нижней границе возможностей. А крайне низкая активность экипажей ДПС на 145 километрах между Ржевом и Осташковом (по пути туда не встретилось ни одного, по пути обратно единственный экипаж был замечен на месте ДТП) провоцирует подобраться к верхней границе.

Chevrolet Cobalt
Штатная навигация Grand Vitara в "приграничной" местности не теряется, и связывающую две области грунтовку знает и видит. А вот находящийся ниже маленький дисплей в ясную погоду "слепнет" - и считать с него данные о работе однозонного климат-контроля очень сложно.

Гаишные "засады" и фиксирующие нарушения камеры, населенные пункты и светофоры, фуры и просто попутные машины – всего этого на объездном маршруте меньше в разы, а то и на порядки. Отсутствие возможности объехать Ржев или необходимость пересчитать ухабы на улицах Осташкова не способны отбить охоту к езде "огородами" - ведь на М10 в одном только недоброй памяти Вышнем Волочке (где светофор в центре города создает такую пробку, что водители нередко встают в нее, не успев въехать в сам город) можно потерять в три-четыре раза больше времени, чем в двух упомянутых выше населенных пунктах вместе взятых.

Правда, ощутимо реже на альтернативном маршруте встречаются и заправки - и путешественникам на Grand Vitara всегда стоит держать это в голове. Если верить бортовому компьютеру, на большинстве участков при средней скорости в 90 км/ч расход топлива составлял 11 л/100 км или чуть больше - а на отрезке Новорижского шоссе от Москвы до Волоколамска (там скорость движения "прыгает" в связи с масштабными работами по реконструкции дороги) зашкалил за 13 л/100 км. На практике это означает, что беспечный водитель, залив полный бак на выезде из столицы и проскочив потом Осташков, рискует "обсохнуть" в не самой богатой заправками местности на подъезде к Демянску.

Chevrolet Cobalt
Указатель на въезде в Яжелбицы по трассе М10 выглядит как новый, а тот, что стоит со стороны Демянска (на фото), не обновлялся, похоже, с советских времен - как и абсолютное большинство знаков на проложенной по южной части Новгородской области дороге Р48.

Самый колоритный участок маршрута - безусловно, "смычка", пересекающая границу Тверской и Новгородской областей грунтовка длиной около 15 километров. Во-первых, приятно увидеть на совесть расчищенную дорогу, после того как подсознательно ждал от этого участка неприятного сюрприза. Во-вторых, после городских и пригородных грязей вдвойне приятно ехать по белому снегу, на который не ступало колесо дорожной машины, разбрасывающей песок и соль. В-третьих, это на федеральных трассах граница двух областей выглядит условной отметкой - а на "смычке" чувствуешь себя то ли шпионом, то ли контрабандистом, нашедшим брешь в государственной границе и пробирающимся к цели тайной, одному ему известной тропой. А внушительных размеров щиты с названиями областей (на двух языках!) заставляют вспомнить легендарный "чекпойнт Чарли" на границе Западного и Восточного Берлина: Tverskaya Oblast выглядит не менее внушительно, чем знаменитое "Вы выезжаете из американского сектора".

Chevrolet Cobalt
Фары и зеркала заднего вида на Grand Vitara более чем достойно делают свою работу. Пространство за машиной неплохо просматривается в том числе через внутрисалонное зеркало: кожух запасного колеса размещен на задней двери достаточно низко и обзор не перекрывает.

При возвращении на асфальт в селе Молвотицы есть два варианта. Можно уйти налево и продолжить езду "огородами" - чтобы через Старую Руссу выбраться на трассу Е95 (она начинается в Одессе и до Питера добирается через Киев, восточные области Белоруссии и Псков). А можно повернуть направо - чтобы в селе Яжелбицы выехать на М10. В нашем случае логичным был второй вариант, позволявший сразу прочувствовать разницу между основным и объездным маршрутами. И "главная трасса страны" на первых же километрах напоминает, от чего именно мы вместе с Grand Vitara искали спасения в тверской и новгородской глуши.

На первых километрах после Яжелбиц нас придерживает фура сети супермаркетов "Магнит" - эти белые и хронически чистые грузовики радуют глаз, но никак не спидометр. Чуть позже, не доезжая Ярыньи, садимся на хвост к идущему порожняком автовозу, но тот при первой же возможности сам идет в атаку на менее шустрый грузовик - и убивает на свой неспешный маневр весь очередной обгонный участок, в конце которого весь движущийся в сторону Питера поток опять выстраивается в единую колонну. Редкие возможности выйти на оперативный простор пресекаются знаком, отмечающим начало населенного пункта: мы еще не проехали по М10 и пятидесяти километров, а от всех этих Кузнецовок, Новых Болотниц и Долгих Мостов уже подмывает завыть. И преимущества объездного маршрута проявляются со всей очевидностью: по нему водитель может двигаться с той скоростью, которую выбрал сам - а не с той, которую ему навязывают поток дальнобойщиков или города, села и поселки, нанизанные на магистраль как куски мяса и помидоров на шампур.

Chevrolet Cobalt
Показания приборов считываются хорошо, но скорость перемещения стрелок по шкалам устраивает не всегда. Очень хочется, чтобы стрелка спидометра двигалась побыстрее при обгонах фур, а стрелке указателя топлива, наоборот, хочется пожелать особо не торопиться к нулю, который здесь заменяет буква Е.

Езда по М10 не приносит особого удовольствия еще и потому, что Grand Vitara - не лучшее средство "охоты" на фур в их естественной среде обитания. Резко ускориться с 70 до 120 км/ч не помогает даже кик-даун. Получается, что в первой фазе обгона еще "не проснувшийся" внедорожник достаточно долго едет бок о бок с грузовиком, а когда наконец раскочегарится - самое время возвращаться на свою полосу и едва "проклюнувшаяся" динамика водителю уже без надобности.

Опережать фуры ходом, заранее разогнавшись до нужной скорости по своей полосе? Во-первых, такие маневры позволительны на полупустой Новой Риге, но никак не на перегруженной М10, где приходится ехать за грузовиками вплотную (попытки "отпустить" фуру едущие следом водители тут же примут за приглашение перестроиться в образовавшийся зазор). Во-вторых, в этом случае при выходе на обгон надо сделать два достаточно резких и при этом разнонаправленных движения рулем - а Grand Vitara подобных "вольностей" не любит и реагирует на них неопасной, но и не особо приятной раскачкой. Как и на попытку подкорректировать траекторию в повороте, в какой-то момент уменьшив угол поворота руля. Здесь тоже все по-мужски: маневр пройдет как надо, если он выполнен размеренно и четко, в полном соответствии с заранее простроенным в голове алгоритмом. Засуетился, сделал слишком резкое или вовсе лишнее движение - не обессудь, что и машина слегка "занервничала". Опять же - станет ли "нормальный мужик" напрягаться из-за легкой раскачки?

Chevrolet Cobalt
Лишь высокая скорость затвора современных фотоаппаратов позволяет сделать на трассе М10 фотографию, не поймав в кадр ни одной фуры.

От московского МКАДа до питерского КАДа одометр Grand Vitara насчитал 820 километров - это примерно на 130 километров больше, чем при движении по М10. Время прохождения обоих маршрутов примерно одинаковое - а если попытаться его без особого фанатизма уменьшить, то обходной вариант выглядит более перспективным из-за незначительного интереса инспекторов ГИБДД к огромному куску между Ржевом и Яжелбицами. Поэтому в следующий раз в Питер мы наверняка поедем "огородами". Выберем ли в попутчики Suzuki Grand Vitara? Весь вопрос в том, найдутся ли среди нас "нормальные мужики" - и готовы ли они будут смириться с зафиксированным по пути в Питер средним расходом в 12 л/100 км. 

Материалы по теме:
- длительный тест Suzuki Grand Vitara - часть I: проверка городом
- длительный тест Suzuki Grand Vitara - часть II: проверка бездорожьем

Технические характеристики (данные производителя):

Название автомобиля Suzuki Grand Vitara 2.4 АТ
Габаритные размеры
Длина, ширина, высота, мм 4500 x 1810 x 1695
Колесная база, мм 2640 (5-дверная версия)
Дорожный просвет, мм 200
Колея передняя, мм 1540
Колея задняя, мм 1570
Радиус поворота по шинам, м 5,1
Объем багажника, л 398
Двигатель
Тип двигателя 4-цилиндровый, рядный
Максимальная мощность, л.с. 169 при 6000 об/мин
Максимальный крутящий момент, Нм 227 при 3800 об/мин
Объем двигателя, см3 2393
Степень сжатия 17,0
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 90
Масса
Снаряженная масса, кг 1670
Грузоподъемность, кг н/д
Трансмиссия
Тип привода полный (постоянный)
КПП автоматическая, 4-ступенчатая
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 175
Разгон 0-100 км/ч, с 12,0
Потребление топлива
Городской цикл, л/100км 12,5
Загородный цикл, л/100км 8,1
Смешанный цикл, л/100км 9,7
Тип топлива Аи-95
Объем топливного бака, л 66

 

Тест-драйв Land Rover Discovery V: внедорожник и без рамы?! Алюминиевый несущий кузов, тонны электроники... Неужели герой легендарного Camel Trophy завязал с приключениями и превратился в большой миролюбивый семейный кроссовер? Ведущий АвтоВестей Павел Блюденов устроил "Диско" суровую проверку на право носить легендарное имя.
Дневник Lada Xray: как мы первое ТО проходили Незаметно пролетел год как в нашем гараже появился Lada Xray - пришла, наконец, пора сделать первое ТО и посмотреть, не сказалась ли на здоровье нашего подопечного далеко не самая простая и, прямо скажем, весьма необычная эксплуатация.
Тест-драйв Audi TT RS: 3,7 секунды до 100 км/ч В России больше невозможно купить новые TT RS, даже если очень хочется - небольшую квоту машин разобрали, как горячие пирожки. Главред АвтоВестей Павел Блюденов поездил на немецкой "ракете" и выяснил, почему фанаты Audi без раздумий опустошали свои кошельки.