© Mazda

4 апр 2013 20:30

Автопром 2146

Дизайнер Mazda рассказал, как тестирует подчиненных с помощью салфетки

АвтоВести побеседовали с главой европейского дизайн-офиса "Мазда" Питером Бертвислом. В эксклюзивном интервью дизайнер рассказал, какие машины никогда не купят в Японии, почему он не любит работать над спорткарами и какие разногласия могут возникнуть между европейскими и японскими дизайнерами.

АвтоВести побеседовали с главой европейского дизайн-офиса "Мазда" Питером Бертвистлом. В эксклюзивном интервью дизайнер рассказал, какие машины никогда не купят в Японии, почему он не любит работать над спорткарами и какие разногласия могут возникнуть между европейскими и японскими дизайнерами.

Питер Бертвисл присоединился к Mazda в качестве одного из дизайнеров в 1988 году, а главным дизайнером европейского подразделения стал в 2000 году. До прихода в Mazda Бертвистл работал над внешностью автомобилей Porsche, Audi и Vauxhall. За 20 лет работы в Mazda Питер приложил руку ко многим моделям бренда, включая купе 323F/Lantis, концепт Xedos, последние поколения 323 и 626, а также первое поколение Mazda6, первое и второе поколение Mazda3, третье поколение MX-5, Mazda6 MPS, Mazda5 и концепты Neo-Space, Сассу, Hakaze, и Kiyora и многие другие. Последняя совместная работа европейца с японцами - новое (третье) поколение серийной Mazda6.

АвтоВести: Можно ли сказать, что если не весь дизайн, то отдельные решения японских дизайнеров "непереводимы" и не будут поняты европейским покупателем? А с "обратным переводом" существуют проблемы?

П.Б.: Сейчас различий между японским дизайном и европейским уже меньше. Все-таки равняются все на Европу. Есть общепризнанные иконы - BMW и Audi. Вряд ли кто-то будет спорить, что у машин этих марок хороший дизайн, "вкусный". Значима разница не в дизайне, а в формате автомобиля. Например, японские компактные минивэны, которые европейцу кажутся какими-то коробками на колесах, никогда не будут хорошо продаваться в Европе, а универсалы С-сегмента не найдут покупателей в Японии.

АвтоВести: Можно ли сказать, что дизайнеры Mazda над какими-то проектами работают более, а над какими-то - менее охотно?

П.Б.: У нас очень маленькая команда. И главная задача руководящего дизайнера - понимать, кто из твоей команды лучше справится с тем или иным типом транспортного средства. Но каждый дизайнер в Mazda с нетерпением ждет любой работы. Я не помню такого, чтобы кто-то из дизайнерской группы когда-либо отказывался от проекта, который ему поручили. А если такое и случится - скорее всего, через некоторое время такого "капризного" сотрудника в группе уже не будет.

АвтоВести: Что вам лично интереснее создавать, какие машины?

П.Б.: Мой любимый класс автомобилей - седаны. Я люблю создавать седаны. Такие как Mazda6. По мне хороший дизайн - это прежде всего правильные пропорции. Mazda6 с этой точки зрения очень хороша. Кто-то скажет – ничего особенного, просто седан. Но визуально она очень хорошо сбалансирована, она выглядит "правильно", и вы чувствуете себя комфортно внутри. И она выделяется, она - не скучная.

Наверняка многие любят рисовать спорткары. Хотя это не так легко, как кажется. Надо найти что-то оригинальное. Но спорткаров в мире полно, и про многие из них можно сказать: "Вау, эта машина выглядит круто". А вот с седанами ситуация иная. Намного труднее - и интереснее - сделать седан, который вызовет столь же сильные эмоции.

АвтоВести: Творческие люди любят свободу - хватает ли ее в Mazda?

П.Б.: Для дизайнера важно, чтобы ему была предоставлена хорошая студия, большая и светлая. Это не всегда получается сделать, так как возможности компаний ограничены. Ситуацию уравновешивает дружественный коллектив и атмосфера. Кроме того, в Mazda нет такого серьезного давления на сотрудников, которое существует в более крупных автомобильных концернах. В Mazda больше свободы. Я хорошо общаюсь с молодыми дизайнерами. Да, мы не ходим вместе по клубам, но я понимаю, что им нужно, стараюсь создать приятную и дружественную атмосферу для всех членов команды.

Но зато у нас есть дедлайны, и это - одна из самых важных вещей. В компании Mazda все надо делать в сжатые сроки. Мы хотели бы чуть больше времени потратить на дизайн, но время сильно ограничено. В Mazda все быстро, развитие стремительное. Но в этом есть и плюсы. Мы отвечаем лишь за одну из стадий процесса. Мы рисуем скетчи, делаем 3D-модели и отправляем их в Японию, где и создаются машины. Мы должны оставить как можно больше времени тем, кто делает реальный автомобиль для конвейера. Поэтому в Mazda не расширяют студии для дизайнеров, а делают упор на производство. Здесь нужно понимать политику компании. Либо ты работаешь по правилам Mazda, либо ищешь другую работу.

АвтоВести: Но ведь нет гарантии, что в другой компании дизайнер получит именно то, что ему нужно...

П.Б.: Конечно, нет. Я думаю, что, например, в Mazda прекрасная атмосфера для работы. И есть шансы подняться по карьерной лестнице. Всегда лучше, когда есть возможность двигаться вперед.

АвтоВести: Дизайнеры – народ творческий. Когда в одной компании трудятся дизайнеры из Японии и Европы, бывают ли столкновения, ожесточенные споры? Ведь традиции и культура разные.

П.Б.: Нет серьезных споров с японцами. Нет поводов для споров. Нет таких вопросов, которые могли бы вызвать разногласия, о которых можно было бы спорить. Например, совсем недавно я был в Японии. Мне показали машину и спросили, что я думаю. Мне показалось, что есть некоторые недоработки - я так и сказал. Никто никогда не кричит: "Какой ужас, эта машина уродлива". Приводятся аргументы. Вот мы, например, побеседовали и японские коллеги со мной согласились. Думаю, что если бы был реальный спор, он бы не продлился долго.

Для японцев сложно демонстрировать эмоции. Это для них слишком личное. Своему человеку из группы я могу просто сказать просто: "Не волнуйся, это и это не так, надо переделать". А тут порой сложно определить, что думает человек, нравится ему то, что ты предлагаешь или говоришь, или нет.

АвтоВести: Что должен уметь дизайнер в наше время компьютерных технологий?

П.Б.: Главное для дизайнера - все еще умение рисовать, создавать образ на бумаге. Не только мышкой на компьютере. Линии и пропорции должны притягивать взгляд даже на простейшем рисунке, сделанном на салфетке. Дизайнер должен "чувствовать" форму. Человек может хорошо рисовать и быть отличным иллюстратором, но для автомобильного дизайна он не подойдет, потому что не чувствует форм. Это ключевые вещи. Конечно, у дизайнеров, как у творческих людей, большое эго. Но когда ты работаешь в компании, ты работаешь в команде. И иногда тебе нужно соглашаться с тем дизайном, который уже выбран, даже если что-то не нравится. Не так много дизайнеров могут сделать карьеру в компании – 5-10 %. И не потому что они плохие дизайнеры, нет. Есть своеобразное состязание, кто больше других готов к работе именно в компании. Если что-то не нравится, можно открывать свое дело и быть самому себе хозяином, как Филипп Старк. У него свой бизнес и он сам решает, как и что делать.

Lada Priora может подешеветь на прощание Долгожитель конвейера, седан Lada Priora, уже давно морально устарел и постепенно подбирается к завершению производственного цикла. При этом в СМИ появилась информация, согласно которой перед выходом на пенсию и без того доступная модель станет еще дешевле - правда, произойдет это не просто так.
Несуществующий судья из Дагестана взыскал с Hyundai 18 млн рублей Корейский автопроизводитель, сам того не зная, стал фигурантом весьма странного судебного процесса: в Дагестане третейский суд постановил взыскать с компании более 18 миллионов рублей. Нюанс в том, что в третейском суде этого дела не рассматривали, а вынесший решение арбитр в ТС не работает.
Компания Skoda ищет варианты для создания сверхбюджетного автомобиля В начале года чешский автопроизводитель объявил о партнерстве с индийской компанией Tata, чтобы совместными усилиями выпустить дешевый "народный" автомобиль для развивающихся рынков. Спустя пять месяцев стороны объявили о разрыве отношений, однако от изначальных целей чехи отказываться не намерены.