© Роман Тарасенко

29 сент 2011 15:39

Дороги 2242

Глава ФАС: 15 лет нефтяники врали о модернизации

Нефтяная отрасль в России – одна из крупнейших для страны, а потому отличается пристальным внимание не только со стороны высшего руководства, но и большинства автовладельцев, так как непосредственным образом влияет на их, автовладельцев, благосостояние.

Нефтяная отрасль в России – одна из крупнейших для страны, а потому отличается пристальным внимание не только со стороны высшего руководства, но и большинства автовладельцев, так как непосредственным образом влияет на их, автовладельцев, благосостояние.

Не менее пристальное внимание уделяет нефтяным компаниям Федеральная антимонопольная службы России. Топливный кризис, наблюдавшийся в стране весной текущего года, стал катализатором новой волны дел против нефтяников. После расследования ФАС все крупнейшие НК признались в завышении цен на автомобильное топливо, выразив готовность снизить цены.


Пока чиновники спорят о регулировании
цен на бензин, последние продолжают
уверенно расти...

Высшие чины страны во главе с премьер-министром России Владимиром Путиным называли несколько причин топливного кризиса, основной из которых стал картельный сговор. Нефтяники, в свою очередь, оправдывались, что все средства уходят на модернизацию заводов, которая требуется для выпуска более качественного бензина. Технический регламент для моторного топлива никто не отменял, впрочем, сроки ввода новых стандартов все же передвинули.

Кульминацией критики нефтяных компаний стало выступление главы ФАС Игоря Артемьева на "правительственном часе", на котором были затронуты настолько важные вопросы, что сенаторы решили отказаться от обеда, увеличив время заседания в полтора раза.

Артемьев выступал с докладом об антимонопольном регулировании цен на нефтепродукты, сообщает "Российская газета". Несмотря на предыдущие заявления Минэнерго, ситуация, по мнению чиновника, остается напряженной. "Причины по-прежнему всем известны - монополизм крупнейших компаний, высокие цены на нефтепродукты, плюс недостатки регулирования после кризиса", - цитирует издание руководителя службы.

В результате предпринятых мер в виде повышения экспортных пошлин, принятия двух пакетов антимонопольного регулирования и новых дел против НК (в 2011 году расследуется уже 79 дел), нефтяники пошли на снижение цен, для конечных потребителей бензина пока малозаметное. Впрочем, по словам Артемьева, даже многомиллиардные штрафы не сильно скажутся на состоянии НК. "Если сравнивать с прибылью и получаемыми дивидендами, это скорее жалящий укус", - комментирует руководитель службы.

Артемьев высказался и по поводу жалоб нефтяников на трудности модернизации. "Мы столкнулись с масштабной мистификацией - 15 лет нефтяные компании писали отчеты о модернизации - все это оказалось пустым звуком. Лишь "Газпром нефть" и "Лукойл" построили небольшие заводы", - сообщил Игорь Артемьев.

Правительство на уже предпринятых шагах останавливаться не собирается. Глава ФАС рассказал, что в настоящее время готовится ряд проектов, которые должны сделать ценообразование на топливо более прозрачным. "Внесли в правительство законопроект об обороте нефтепродуктов, который закрепляет обратный отсчет от мировых цен и вводит механизм обязательных биржевых контрактов с принципами и критериями признания справедливой цены... Еще один законопроект по ценообразованию - ограничения в рознице. 5 лет говорим о том, что одна компания не должна иметь больше трети заправок в регионах", - пояснил Артемьев.

На логичный вопрос присутствовавших сенаторов о том, что мешает начать биржевую торговлю нефтепродуктами, Артемьев пояснил, что "это препятствует им уклоняться от налогов, потому что реальные цены сразу будут транслироваться в налоговую политику государства".

Новый спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко подвела итог дискуссии: "Необходим комплекс мер, который бы жестко регулировал этот вопрос и не допускал никакого - ни сезонного, ни иного - повышения цен". Бывший губернатор Петербурга ранее высказала мнение о том, что России необходимо государственное регулирование цен на бензин.

 

В следующем году бензин подорожает на 10-15% Одна из крупнейших нефтяных компаний России – "Лукойл" - прогнозирует повышение розничных цен на бензин в России в 2014 году на уровне 10-15%. Причиной этому станет "налоговый маневр" - одновременное снижение экспортных пошлин и рост налога на добычу полезных ископаемых.
Цены на бензин в России растут быстрее инфляции По данным Федеральной антимонопольной службы РФ, цены на автомобильное топливо в России опережают инфляцию. В среднем с начала года бензин подорожал на 6%, дизельное топливо – на 3%. Несмотря на рост цен, оснований для возбуждения дел против нефтяников нет.
ФАС: дефицита бензина в России не ожидается Федеральная антимонопольная служба РФ считает, что внутренний топливный рынок вполне насыщен, так что дефицита топлива, как это было в осенний период в недавнем прошлом, ожидать не приходится.