© Роман Тарасенко

14 июля 2011 19:01

Дороги 10555

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

С начала года в РФ наблюдается постоянный рост стоимости автомобильного топлива. Цены на бензин волнуют многих наравне с качеством продукта, предлагаемого на АЗС. Чтобы выяснить, как из "черного золота" получается "92-ой" и "95-ый", мы отправились на Московский нефтеперерабатывающий завод.

С начала года в РФ наблюдается постоянный рост стоимости автомобильного топлива. Цены на бензин волнуют многих наравне с качеством продукта, предлагаемого на АЗС. Чтобы выяснить, как из "черного золота" получается "92-ой" и "95-ый", мы отправились на Московский нефтеперерабатывающий завод. 

Изначально завод планировали создать для получения бензина из бакинской нефти, это было еще в довоенные годы. В войну МНПЗ было закрытым стратегическим предприятием. После началась реконструкция и установка нового оборудования. Практически все конструкции завода 64-го года выпуска, максимум 80-го. Сотрудники не скрывают, что давно настало время ремонта и замены многих установок. И последние три года правительство разрабатывает инвестиционные программы по оснащению завода новым дорогостоящим оборудованием. Производственная мощность завода на данный момент - 12 млн тонн нефти в год. План производства формируется примерно за год вперед.

Встретили нас на предприятии строго, как и полагается на режимном объекте. Спецодежда в виде курток и каски, закрытая обувь и длинные брюки – обязательные составляющие всех, кто передвигается по территории Московского нефтеперерабатывающего завода. Для новичков - лекция по технике безопасности. Смысл ее довольно прост – никуда без команды не ходить, каску не снимать, рабочим не мешать. 

МНПЗ трубы территория
По всей территории завода, которая занимает 350 гектаров, растянута сеть труб. По ним от установки к установке идут нефть, вода и другие компоненты. Еще более широкая "трубная паутина" находится под землей МНПЗ.

Честно говоря, пока мы с фотографом добирались до места, в моей голове постоянно возникали интересные картинки предстоящей экскурсии. Например, как потоки черной жижи переливаются из чана в чан, вокруг стоит пар, чувствуется запах бензина. Происходить все это действо, исходя из моих фантазий, должно было внутри какого-то огромного цеха без окон и дверей с неисчисляемым количеством труб и конвейерных установок. Но на деле все оказалось куда менее эффектно. Как только мы погрузились в автобус, который возил нас по территории завода, то сразу поняли, что самих процессов переработки не увидим, вокруг возвышались огромные установки и резервуары, вход в которые для нас, как и для многих работников МНПЗ, был закрыт.

схема нефть нпз
Вся нефть завода проходит атмосферно-вакуумную перегонку. После этого сырье распределяется на процессы. Часть сразу преобразовывается в прямогонный бензин для экспорта (голубая линия). Другая часть после гидроочистки превращается в топливо для реактивных двигателей и дизель класса "Евро-3" (серые линии). А производство бензина разделяется на два проходящих одновременно процесса - каталитический крекинг (красная цепочка) и реформин (оранжевая цепочка). После этого автобензин смешивается и разделяется на виды.

"Очистка и переработка нефти происходит в специальных установках, по факту она скрыта от человеческих глаз, да это и не нужно. То есть, все процессы проходят за железными трубами и отображаются на компьютерных мониторах операторов, которые следят за происходящим в специальных комнатах. Правда, каждые два часа оператор встает с места и идет проверять вверенную ему часть техники и приборов. Датчики давления могут сработать, но на мониторе это может и не отразиться", - объяснила заместитель начальника технического отдела МНПЗ Людмила Трубицина.

Первым местом остановки нашего автобуса стал резервуарный парк, который включает в себя четыре основных сырьевых нефтяных хранилища и четыре резервных чуть поменьше. Остальные резервуары – это товарная продукция и полукомпоненты, например, мазут. 

МНПЗ резервуар нефть сырье
В таких резервуарах хранится нефть, которая поступает на завод по двум нефтепроводам. В этих железных чанах она смешивается и отстаивается.

Нефть приходит на МНПЗ уже в минимальной обработке. В резервуарах она усредняется, смешивается и немного отстаивается. Потом "черное золото" поступает на установку первичной подготовки нефти, которая начинает работу с обессоливания и обезвоживания. "Когда нефть добывают, в нее иногда вкачивают какие-то реагенты, и еще она содержит определенные соли и воду, которые без обработки вызывают коррозию и износ оборудования. Во время обессоливания и обезвоживания в нефть добавляют воду и воздействуют электричеством, ненужные соли оседают, нефть как бы промывается", - объяснила наша провожатая.

Далее нефть поступает на блок атмосферно-вакуумной перегонки. При атмосферном давлении ее подогревают и в специальных колоннах разделяют на фракции (виды). "Проще говоря, эта установка работает как самогонный аппарат. При определенной температуре выделяются разные виды продукта, от газов до бензина и дизельного топлива. Но это только первичный отбор, появление первых компонентов. Единственное, что после этого уже можно выделить – прямогонный бензин. Он идет на экспорт. Остальное сырье отправляется на более глубокую переработку. А остатки от перегонки идут в вакуумный блок", - сообщила технолог. Стоит отметить, что на таком виде сырья автомобиль еще не поедет.

МНПЗ установка первичной обработки нефти
Установка первичной переработки нефти состоит из множества ячеек с узкими трубами, по которым идет нефть. После термической и вакуумной обработки отсюда выходит уже не нефть, а разные фракции - газы, бензин, дизель и другие компоненты.

Все кипящие компоненты вакуумного блока снова подвергаются воздействию температур, в результате чего выделяются светлые нефтепродукты, пригодные для дизельного топлива. "Все светлые виды имеют стоимость и заводу выгодно отобрать все до последней капли, поэтому остатки первичной переработки еще раз обрабатываются на предмет выделений бензина, керосина и дизельного топлива", - пояснила сотрудница МНПЗ.

После этого все выделенные от первичной переработки фракции отправляются на установку каталитического риформинга. Первое, что делает эта установка – снова чистит будущий бензин на предварительном блоке. "Это делается для того, чтобы подогнать состав под катализатор, чтобы он не загрязнился и дольше прослужил. Катализатор занимается превращениями углеводородов, которые находятся в нефти, меняет ее химический состав на предмет октанового числа. Именно после установки каталитического риформинга выходят бензиновые фракции с именами "92-ой" и "95-ый". Но и это еще не все", - рассказала Людмила Трубицына. 

МНПЗ установка каталитического реформинга
Установка каталитического риформинга присваивает бензиновым фракциям октановые числа. После того, как продукт побывал в этих трубах, он выходит уже с ярлыками "92" и "95".

После первичной переработки нефти не вся ее часть отправляется на вторичную перегонку и каталитический риформинг. Весомая доля продукта сразу же после атмосферно-вакуумной обработки идет в установку каталитического крекинга. Этот процесс подразумевает, что тяжелую нефть (вяжущая жидкость зеленовато-мутного цвета) расщепляют. Из этого получаются дополнительно газовые фракции бензина и дизельного топлива.

Проще говоря, в одно и то же время в двух разных установках завода на нефть воздействуют химические процессы вторичной переработки. И в том и в другом случае выделаются газы, бензин и дизель. Но риформинг наделяет продукт октановым числом, а крекинг расщепляет молекулы и чистит нефть от серы, "облагораживая" ее. После этого выделенные установками виды бензина и несколько ее компонентов по специальным расчетам смешиваются между собой и превращаются в конечный продукт. На все про все уходит примерно шесть часов, но с учетом всех перепроверок МНПЗ тратит на производство нефть-бензин рабочие сутки. 

МНПЗ оператор компьютер установка первичной обработки нефти
Все процессы переработки нефти скрыты от человеческих глаз. Операторы наблюдают за ходом работ на мониторах компьютера.

Из одной тонны нефти только 72% превращаются в то, что можно продать, остальное классифицируется как мазут. При этом из того, что можно назвать продуктом 11% - авиационное топливо, 7-8% - газ, 30% - дизель и, наконец, 23-24% приходится на бензин.

Есть на территории завода и своя лаборатория. Специалисты МНПЗ проверяют как приходящую нефть, так и продукт каждого этапа производства. "Если вдруг кто-то говорит, что я залил на заправке топливо Московского нефтезавода и оно плохое, это неправда. У нас в лаборатории есть склад хранения всех опечатанных образцов и проб, которые мы можем предъявить для независимых экспертов по первому требованию. Мы отправляем качественное топливо, а что с ним делают потом, неизвестно", - пояснила технолог МНПЗ. 

МНПЗ нефть перемешка проверка исследование
Специалисты МНПЗ делают пробы не только каждой стадии производства бензина и дизеля, но и проверяют на пригодность нефть, поступающую на завод в качестве сырья. Всего она классифицируется по классу, типу, группе и виду согласно ГОСТу Р 51858-2002 от 01.01.2006.

Лабораторные исследования нас очень заинтересовали тем, что нам, наконец, показали, что же варится в этих огромных железных махинах. На столе в одного из шести отделений лаборатории нас встретили колбочки с "92-м" бензином, образцом дизельного топлива и настоящей не переработанной нефтью. Анализ бензина на паспорт занимает три часа, остальные пробы проходят быстрее. На запах все три компонента оказались очень похожи, а вот цвет был разный. Как нам объяснили химики МНПЗ, определить хороший ли бензин на глаз, невозможно. Единственное, что на что стоит обратить внимание - отсутствие воды и примесей. Бензин должен быть чистый и прозрачный. Дизельное топливо имеет слегка кислотно-желтоватый цвет, но конечный окрас для дизеля варьируется, поэтому определить его качество без лабораторного анализа тоже не получится. 

МНПЗ лаборатория колбы проверка
Узнать что-либо о качестве бензина или дизельного топлива просто на глаз и запах невозможно. Позади образцов стоят специальные аппараты, которые за несколько минут определяют состав пробы.

Но несмотря на постоянные проверки бензинового и дизельного топлива, самый строгий контроль ведется за керосином. Более того, при отборе керосиновых проб на МНПЗ приезжает военный представитель. "Это очень важный вид топлива, как для военной техники, так и для авиаиндустрии. Производство керосина никогда не останавливается и не снижается", - объяснила технолог Людмила Трубицына.

Интересно, что в производственном ассортименте МНПЗ нет бензина Аи-98. По словам представителей завода, они отгружают компаниям только "92-ой" и "95-ый", а те уже в свою очередь, на специальных частных мелких НПЗ или нелегально повышают его октановое число до "98-го". За этим МНПЗ, естественно, не следит, поэтому качество бензина, который попадает в двигатели автомобилей полностью на совести АЗС. Именно частники разбавляют топливо химическими компонентами, зачастую очень вредными для человека и атмосферы (например, свинец).

Экологичность производимого дизеля МНПЗ уже соответствует нормам "Евро-4". С января 2012 года то же самое ждет и весь бензин предприятия. А вот всероссийский переход на "Евро-5", по словам представителей, завода займет ни один год и станет возможным только к 2015 году. Сделать этого раньше не сможет не только МНПЗ, но и любой другой нефтеперерабатывающий завод России, так как оборудование для перехода потребует многомиллиардных инвестиций.

 

Автор Текст: Екатерина Рзянина; Фото: Роман Тарасенко
Водительские удостоверения в России могут быть кардинально обновлены Власти всерьез изучают возможность внедрения электронных чипов в российские паспорта и водительские удостоверения. Такие чипы могут содержать биометрические данные и электронную подпись владельца, а это, в свою очередь, позволит даже расширить сферу применения водительских прав.
В России снизилось количество аварий на дорогах Госавтоинспекция опубликовала свежую статистику аварийности на российских дорогах. В 2017 году зафиксировано уменьшение количества ДТП, а самое главное - значительное снижение смертности на дорогах.
На Кавказе будут бороться с "беспредельными" свадебными кортежами Социальные сети наполнены резонансными видео, на которых автомобили из свадебных кортежей на Северном Кавказе специально врезаются друг в друга. Власти Ингушетии хотят положить конец опасной и проблемной традиции.