© Авто.Вести.Ru, Роман Тарасенко

17 июня 2011 18:38

Автоспорт 763

Культурный флэшбек вместе с историческими автомобилями Skoda

В мае этого года исполнилось 110 лет со дня дебюта компании Skoda в автогонках. В связи с этим событием российское представительство организовало увлекательный пресс-тур на родину бренда для знакомства с историческими автомобилями чешского производителя.

В мае этого года исполнилось 110 лет со дня дебюта компании Skoda в автогонках. В связи с этим событием российское представительство организовало увлекательный пресс-тур на родину бренда для знакомства с историческими автомобилями чешского производителя.

В аэропорту Праги нас встретило палящее солнце - в столице некогда социалистической республике было даже жарче, чем в Москве. Но очень скоро мы укрылись от зноя в прохладном салоне седана Superb, на котором предстояло преодолеть порядка 200 км до гостиницы. Причем, всем участникам журналистской группы достались разные машины, представлявшие почти весь модельный ряд Skoda - в условиях привычной нехватки рабочего времени дома можно было наверстать упущенное в поездке. Для полной обоймы не хватало разве что компактвэна Roomster, но, как говорится, не велика потеря.

За три часа путешествия по живописным загородным шоссе мне сначала удалось отметить вежливые манеры чешских водителей, а затем в очередной раз убедиться в комфорте задних сидений "Суперба". А во время одной из остановок на ланч я оценил буйный нрав 180-сильной Fabia RS - на момент моего пребывания в Европе этот горячий хэтчбек уже ждал меня возле редакции Авто.Вести.Ru для теста. 

Skoda 1000 MB
Skoda 1000 MB 1966 года выпуска. Из чуть более пятидесяти произведенных автомобилей сохранилось лишь 4-5. В Чехии 1000 MB стоит порядка 400 000 крон, что в переводе на российские деньги равняется 240 000 рублям.

Гвоздем мероприятия значились заезды на заднемоторных Skoda 60-80-х годов - 1000 MB, 130 RS и 130 LR. Несмотря на игрушечный вид и малый объем мотора, перечисленные модели - истинные болиды. А их владельцы постоянно участвуют в различных чемпионатах по ралли. Правда, акулам пера предложили лишь побыть штурманами.

Заданный маршрут не баловал продолжительностью и разнообразием, а в качестве покрытия был выбран обычный асфальт. Но и этого для получения незабываемых эмоций оказалось предостаточно. Автомобили как ошпаренные носились взад-вперед по извилистой дороге, ширина которой порой не превышала полторы полосы. Отбойники стояли только в редких, граничащих с кюветом поворотах. На других же участках любая ошибка могла привести к знакомству с деревом. Но, слава богу, обошлось. И, кстати, быстро стало ясно, почему нас не рискнули сажать за руль. Трек-дни на подмосковной трассе "Мячково" по сравнению с настоящим ралли – легкая прогулка. 

Skoda 130 RS
Skoda 130 RS 1977 года выпуска. До наших дней дожило всего 13 машин из 37 сошедших с конвейера. На фото - реплика, а оригинал, стоящий в закрытом парке, оценивается в 1 миллион чешских крон.

Первым "такси" для меня стала Skoda 1000 MB, выпускавшаяся серийно с 1964 по 1969 год. Разгон до 100 км/ч в сухих цифрах у аппарата, разменявшего пятый десяток лет, не впечатляет. Спортивная модификация A2 за счет мотора объемом 1 литр развивает 64 л.с. и разгоняется до 100 км/ч за 16 секунд. Максимальная скорость при этом достигает всего 150 км/ч. Однако маленькая мощность с лихвой компенсировалась не только облегченным 780-килограммовым кузовом, но и мастерством пилота, так и норовившего пустить задние колеса в управляемый занос. Впрочем, страшно, не было. Скорее, весело.

Вторая машина, Skoda 130 RS, является самой известной гоночной "Шкодой" за всю историю компании. При ее создании конструкторы сосредоточились на снижении массы и выполнили капот, крышу и внешние части дверей из алюминия. Для изготовления переднего спойлера, крышки двигателя, задних и передних крыльев использовалось тонкослойное стекловолокно, а заднее и боковые стекла делались из поликарбоната. Для достижения большей динамики была разработана пятиступенчатая трансмиссия.

Skoda 130 RL
Skoda 130 LB 1986 года выпуска (производилась всего 2 года). Прохождение крутых поворотов в этой машине сопровождается неслабыми перегрузками.

Официальную раллийную вариацию представили публике в 1976 году. В следующем сезоне трио из 130 RS приняло участие в ралли Монте-Карло, причем два пилота заняли первое место в категориях "до 1300 cм3" и "А2". В том же году норвежец Джон Хогланд победил в категории "до 1600 cм3"на ралли Великобритании. 1,3-литровый двигатель 130 RS выдавал в зависимости от версии до 140 л.с., позволяя разменивать "сотню" за 7,5 с.

Последним автомобилем, на котором меня прокатили по лесному серпантину, оказалась редкая Skoda 130 LR. Она увидела свет в 1985 году и, в отличие от коллег, вовсе не походила на музейный экспонат. В боевом камуфляже и с дополнительными противотуманными фарами 130 LR и сейчас не затерялась бы на соревнованиях. 

Skoda Чехия исторические автомобили
Skoda 130 RL, пилотируемая Яном Крейцой, выиграла историческую номинацию в рамках ралли "Cesky Krumlov".

Внутри у третьей машины мало что напоминало стандартный салон. Обшивка практически отсутствовала, заводские сидения выкинули в пользу профессиональных "ковшей", а забраться в кресло можно было, лишь перешагнув через трубу каркаса жесткости кузова. Огнетушитель, шлем, переговорное устройство и пятиточечный ремень безопасности - также неизменные атрибуты гонщика. По дорогам общего пользования на такой машине, кстати, передвигаться нельзя.

В действии 130 LR показала наилучшее ускорение среди всей троицы. На высоких оборотах от засасываемого в карбюратор воздуха стоял такой свист, что захватывало дух и закладывало уши. Складывалось впечатление будто у машины имеется две или даже три турбины. А ведь под капотом трудился скромный по нынешним меркам 1,3-литровый атмосферный мотор, пусть и неоднократно доработанный и обслуживаемый целой командой механиков. 

Skoda Чехия ралли Чески Крумлов
В 1999 году Skoda дебютировала в чемпионате мира WRC с седаном Octavia, а с 2009 года гоночное подразделение компании участвует в межконтинентальных соревнованиях IRC. И уже во втором своем сезоне Skoda Motorsport стала триумфатором с хэтчбеком Fabia S2000, прервав трехлетнее превосходство Peugeot. Роман Креста на синей Skoda Fabia S2000 (на фото) - чемпион европейского этапа ралли "Cesky Krumlov" в общем зачете.

К чести организаторов, на приобретении опыта штурмана увлекательная поездка не закончилась. После посещения охраняемого ЮНЕСКО государственного замка Чески Крумлов и пивоваренного завода Budweiser журналисты смогли лицезреть баталии в рамках 39-го ралли "Cesky Krumlov", объединившего сразу два события - этап европейского чемпионата и Международное Историческое ралли. Причем, в обоих случаях успех отпраздновали местные гонщики на Skoda. Среди раритетов на высшую ступень пьедестала взошел экипаж на 130 LR, а самым быстрым в современном классе стала Fabia S2000. Вот такое приятное получилось завершение выходных! Браво, Skoda!

Автор Текст и фото: Роман Тарасенко
Кен Блок выпустил новую "Джимхану", но уже на бездорожье Американский гонщик Кен Блок, популяризирующий автоспорт при помощи зажигательных видео, выпустил новую часть своего сериала. Только теперь это не "Джимхана", а "Терракана": Блок сменил асфальт на бездорожье. Получилось феерично и местами откровенно на грани падения в пропасть.
Электрокар Faraday Future установил мировой рекорд на "Гонке в облака" Самая известная гонка по подъему на холм – та, что проходит на американской горе Пайкс Пик – дала возможность калифорнийскому стартапу продемонстрировать серьезность своего подхода к делу. Кроссовер FF 91 улучшил достижение седана Tesla Model S почти на 23 секунды.
Игроки в компьютерные игры займутся улучшением "Формулы-1" Руководство "Королевских гонок" всерьез рассматривает идею привлечения к реорганизации чемпионата топовых игроков в компьютерные игры. Сложность и реалистичность нынешних симуляторов делают их вполне подходящими для использования в мире реальных гонок.