© Павел Блюденов

2 янв 2011 09:00

Дороги 19422

Самые важные изменения в ПДД и КоАП, принятые в 2010 году

2010 год, безусловно, запомнится российским автолюбителям множеством новинок, программой утилизации и рекордными продажами Lada. Но самыми важными новостями стали различные поправки в КоАП и правила дорожного движения. Чего стоит один только запрет алкоголя за рулем!

2010 год, безусловно, запомнится российским автолюбителям множеством новинок, программой утилизации и рекордными продажами Lada. Но самыми важными новостями стали различные поправки в КоАП и Правила дорожного движения. Чего стоит один только запрет алкоголя за рулем!

Слухи о том, что в России полностью запретят пить за рулем и отменят допустимый уровень алкоголя в крови, стали ходить в начале 2010 года, после заявления президента РФ Дмитрий Медведев на центральном телевидении. Подводя итоги 2009-го года, глава государства пообещал, что инициирует изменения в законодательстве, которые позволят лишать прав водителей, в чьей крови будет найдена хоть капля алкоголя.

Для реализации "президентских поправок" потребовалось чуть более полугода. Медведев подписал новые правила в конце июля, а официально запрет алкоголя за рулем вступил в силу 6 августа 2010 года. Отныне лишение прав грозит всем водителям, в крови или в выдыхаемом воздухе которых будет обнаружено содержание этанола отличное от нуля.

Но не только антиалкогольная кампания всколыхнула общественность в начале года. Много шумихи было связано с предполагаемым запретом ксеноновых ламп. В первых числах весны ГИБДД опубликовала на своем сайте документ, согласно которому гаишникам давалось разрешение лишать водителей прав за "паленый" ксенон. Но на практике оказалось, что юридических документов, подтверждающих позицию ГИБДД - нет и лишение прав в такой ситуации является незаконным. Но переубедить ГАИ оказалось непросто. Со временем история стала затихать, пока Минпромторг не внес в Техрегламент, который вступил в силу в сентябре этого года, кое-какие исправления. А именно, установка газоразрядных ламп в галогеновые фары осталась вполне законной (использование неправильного типа лампы карается штрафом в 100 рублей, а не лишением прав). Единственное требование - наличие омывателя и автокорректора. Но автомобилистам стоит быть бдительными, ведь ГИБДД не отступила и до сих пор пытается лишать водителей прав за ксеноновые фары, хоть это и противоречит законодательству.

Интересное нововведение, затронувшее работу инспекторов ДПС, было принято в феврале. МВД запретило сотрудникам ГИБДД прятаться от водителей на дороге. Согласно новым правилам, сотрудники ГАИ и их служебная машина должны находиться в поле зрения всех участников движения. Таким образом, попытки спрятать служебный автомобиль и скрыться с глаз водителей для гаишников теперь стали нарушениями регламента, которые влекут за собой неприятные последствия, например, выговор с занесением в личное дело. 

Кроме того, в 2010 году депутаты серьезно ужесточили наказания за нарушения правил дорожного движения. Так, серия новых штрафов вступила в силу летом. Нечитаемые или установленные не по ГОСТу регистрационные номера теперь обойдутся автомобилисту в 500 рублей (часть 2 статьи 12.2 КоАП), тогда как раньше это нарушение каралось штрафом в 100 рублей. Попытка скрыть номерные знаки с помощью специальных сеток и пленок теперь карается штрафом в 5000 рублей или лишением прав. Изъятие водительского удостоверения ждет и тех, кто установил номера на "не предусмотренные для этого" места. А штрафы за нарушения, зафиксированные камерами видеонаблюдения, теперь рассылаются в полностью автоматическом режиме. 

В пять раз выросло денежное наказание за чрезмерно тонированные стекла автомобиля. За нарушение уровня светопропускания стекол (КоАП, статья 12.5 ч. 3.1) с сентября взимается штраф в 500 рублей. То же касается стекол, покрытых пленкой. Измерит степень тонировки стекол автомобиля специальным прибором "Блик" вправе любой инспектор ДПС. По неофициальным данным, больше половины иномарок в Москве затонированны с нарушениями технического регламента. При этом беглый взгляд на сегодняшние дороги, дает все основания утверждать, что москвичи не торопятся приводить свои машины в соответствие закону.

Новые поправки в ПДД также увеличили штраф за управление автомобилем без техосмотра. Теперь он составляет 500-800 рублей, тогда как ранее это была сумма в 200 рублей. А за просроченные транзитные номера придется выложить от 300 до 800 рублей (было 100 рублей). 

Многие изменения в КоАП РФ, которые вступили в силу в этом году, касаются выезда на полосу встречного движения. Выезд на трамвайные пути встречного направления теперь приравнен к обычному выезду на "встречку" (ч.4 статьи 12.15 КоАП). Если раньше штраф за это нарушение составлял от 1 до 1,5 тысяч рублей, то теперь – это лишение прав на 4-6 месяцев. Но за выезд на встречную полосу под прицелом дорожных камер видеофиксации теперь введена и альтернативная санкция - штраф 5 000 рублей. Такую же сумму водитель может заплатить и в случае движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением, в том числе с выездом "под кирпич". Но тут решение будет зависеть от суда. А вот выезд на встречку, сопряженный с поворотом налево или разворотом, включен в новой редакции в часть 2 статьи 12.16 кодекса. Теперь это "поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги". Санкция при этом осталась прежней - штраф 1-1,5 тысячи рублей. В остальных случаях несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками и разметкой, выльется в штраф в 300 рублей.

Важные нововведения вступили в силу вместе с упомянутым выше Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств. Любителям "кенгурятников" пришлось распрощаться с оными, а также с всевозможными защитами фар и капотов, так как документ содержит прямой запрет на использование любых защитных устройств из металла или аналогичных материалов, вес которых превышает 0,5 кг. Исключения составляют лишь заводские системы защиты передней части автомобиля. Кроме того, Техрегламент предусматривает обязательный перевод интерфейса автомобиля на русский язык. 

Последняя порция изменений вступила в силу в ноябре 2010 года. Она коснулась взаимоотношений пешеходов и водителей. Сейчас водитель обязан снизить скорость или остановиться перед нерегулируемым переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих дорогу или только вступивших на нее для этого. Наказание для тех, кто не пропустит пешехода, осталось прежним - штраф от 800-1000 рублей. (ст. 12.18 КоАП РФ). 

Много путаницы возникло и с изменениями правил проезда по кругу. Согласно новой редакции правил, если перед въездом на перекресток установлены знаки "Круговое движение" в сочетании с "Уступи дорогу" или "Движение без остановки запрещено", преимущество в движении имеет тот, кто уже находится на круге. Таким образом, приоритет установлен не по умолчанию, а только при наличии этих знаков. А вот если знаков нет, приоритет останется за выезжающим на перекресток, так как он будет помехой справа. 

Отныне водителей также обязали постоянно включать ближний свет или дневные ходовые огни. Это касается и населенных пунктов и дневного времени суток. Наказание за нарушение этого правила - штраф 100 руб. (ст. 12.20 КоАП РФ).

Новое уточнение коснулось и определения обгона. Если раньше обгоном считалось опережение машин с выездом из своей полосы, то теперь – это только с выезд на встречную полосу. Все остальное будет именоваться "опережением". Таким образом, даже при наличии знака "Обгон запрещен" можно опережать транспортные средства, выехав на другую полосу попутного направления. А еще теперь при наличии данного знака автомобилисты могут обгонять тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски. Но при наличии сплошной разделительной полосы такой маневр будет расценен как выезд на полосу встречного движения. 

Важно также запомнить, что дорожные знаки теперь находятся в приоритете над разметкой, а все водители и пассажиры должны быть пристегнутыми. Это правило касается даже оперативных служб, сотрудников ГИБДД и инструкторов по вождению, которые раньше могли пренебрегать им. 

Напоследок хотелось бы обрадовать водителей. Во-первых, запрет на производство 92-го бензина, который должен был вступить в силу с 1 января 2011 года, был отменен. Также как и ограничение на ввоз в Россию праворульных иномарок. В ближайшее время в этих вопросах все останется по-прежнему.

Автор Екатерина Рзянина
Водительские удостоверения в России могут быть кардинально обновлены Власти всерьез изучают возможность внедрения электронных чипов в российские паспорта и водительские удостоверения. Такие чипы могут содержать биометрические данные и электронную подпись владельца, а это, в свою очередь, позволит даже расширить сферу применения водительских прав.
В России снизилось количество аварий на дорогах Госавтоинспекция опубликовала свежую статистику аварийности на российских дорогах. В 2017 году зафиксировано уменьшение количества ДТП, а самое главное - значительное снижение смертности на дорогах.
На Кавказе будут бороться с "беспредельными" свадебными кортежами Социальные сети наполнены резонансными видео, на которых автомобили из свадебных кортежей на Северном Кавказе специально врезаются друг в друга. Власти Ингушетии хотят положить конец опасной и проблемной традиции.