© Авто.Вести.Ru, Роман Тарасенко

29 сент 2010 15:14

Тест-драйвы 45971

Тестируем новые летние шины 2011 года Nokian Hakka Green

В середине сентября компания Nokian пригласила группу автомобильных журналистов в Финляндию для проверки готовящейся к выходу покрышки Hakka Green. На специальных дорогах летнего полигона мы протестировали новинку на разных автомобилях в самых сложных условиях.

В середине сентября компания Nokian пригласила группу автомобильных журналистов в Финляндию для проверки готовящейся к выходу покрышки Hakka Green. На специальных дорогах летнего полигона мы протестировали новинку на разных автомобилях в самых сложных условиях.

Слово "Green" в названии шины - не просто маркетинговый ход. Но и не чистая биология, а скорее физика. Помимо таких качеств, как долговечность и стабильность на влажном покрытии, финны одним из главных достоинств новинки называют лучшее по сравнению с конкурентами сопротивление качению. Преимущество строится на двух слонах - резиновой смеси шины собственной разработки, так называемой силике, и добавляемым в нее масле финской сосны.

Применение масла, по словам производителя, снижает температуру каучука за счет уменьшения трения, вызванного межмолекулярным движением. Для освежения в памяти содержимого учебника по физике одна из частей тест-драйва наглядно продемонстрировала то, что когда-то на доске рисовали учителя.

Впрочем, обо всем по порядку. Мы уже выяснили, что менее интенсивное нагревание каучука повышает коэффициент сопротивления качению. И уже это, в свою очередь, способствует снижению уровня расхода горючего и лучшей износостойкости.

Экономия денег и забота об окружающей среде - тренд нашего времени, пусть даже разница в цифрах, приводимых для сравнения, кажется небольшой. А если посчитать в годовом пробеге? А если посчитать статистику для всех машин в отдельно взятой стране? То-то же... Совсем другая арифметика!

Тест-драйв Nokian Hakka Green камера BMW 5-Series коллаж
Для повышения устойчивости к аквапланированию сотрудники Nokian используют собственный комплекс и занятную технологию. На широкой площадке в определенной части под землей находится бункер, в котором стоит высокоскоростная видеокамера, позволяющая снимать с частотой от 2000 до 30000 кадров в секунду (в зависимости от выбранного разрешения). Камера направлена вверх на прозрачную вставку в асфальт. По другую сторону асфальта на вставке уже налита жидкость-краситель. А затем по этому месту на определенной скорости проезжает автомобиль. В результате видеокамера фиксирует то, как жидкость взаимодействует с протектором шины. Исследователям остается лишь обработать полученные данные и оптимизировать рисунок в соответствии с поставленными задачами.

Nokian Hakka Green призвана заменить в линейке шины Hakka i3 и Hakka H. Последняя являлась одной из лучших по результатам тестов, однако Hakka Green превосходит ее по показателю сопротивления качения на 15% и потребляет на 3% меньше топлива. По словам Nokian, в сравнении с продукцией некоторых других производителей этот показатель может достигать 5-8 процентов. Важно, что шлифовка технологий производится с учетом интересов природы матушки. Так, деревья от рук компании в процессе получения масла не страдают, т.к. сырье специально покупается на предприятиях по изготовлению бумаги, как остаточное.

Тест-драйв Nokian Hakka Green Volvo V50 фишки
Классическое упражнение для подобных тестов - езда вокруг фишек. Hakka Green позволяет ехать в подобном режиме на довольно высокой скорости. Шины прекрасно держат дорогу, несмотря на подмокший асфальт.

Для тестирования заявленных показателей, а также уровня шума и устойчивости к аквапланированию, журналистов пригласили на летний тестовый полигон Nokian. Программа мероприятия состояла из трех частей. Одной из них стала небольшая прогулка на трассах общего пользования в районе полигона. В качестве "подопытных кроликов" на выбор предлагались самые обычные автомобили, преимущественно в кузове универсал, крайне популярном в Европе. На каждой модели стояло по комплекту новых Hakka Green.

Nokian базируется в городе Нокиа в Финляндии, 
где также находится и основной завод. Второй
завод расположен во Всеволожске (Россия). Выпуск
шин для автомобилей компания начала в 1932 году,
а до 1988 года она являлась частью концерна Nokia,
сейчас крупнейшего поставщика мобильных телефонов.

В ходе тест-драва можно было ощутить шумовые свойства шины на мокром и крупнозернистом асфальте, характерном и для России. При том, что такие условия по умолчанию не позволяют быть покрышкам бесшумными, шелест дорожного полотна был довольно приглушенным. А внутри машин уровня BMW 5-Series так вообще царила тишина. Хотя в этом случае, конечно, свою лепту внесла и более качественная шумоизоляция салона.

Новые покрышки не рассчитаны для спортивной езды. Их применение, прежде всего, предназначается для семейных машин, таких как универсалы, кроссоверы и, конечно же, седаны и хэтчбеки.

Об этом говорит и доступный типоразмер - Hakka Green будет выпускаться диаметром от 13 до 16 дюймов. Не слишком разнообразно, ведь сейчас много современных авто, не являющихся "заряженными", имеют колеса с диаметром 17" и выше. На них попробовать "зеленую" Hakka, к сожалению, не удастся. А вот у мощных кроссоверов и внедорожников с подходящим диаметром есть свой плюс - возможность быстрой езды, т.к. диапазон индекса скорости у Hakka Green широкий (соответствие значений T, H и V).

Тест-драйв Nokian Hakka Green Prius горка коллаж
Эффективность сопротивления качению в Nokian проверяли следующим способом. Два автомобиля обули в разные комплекты шин. В соперники Hakka Green были выбраны популярные покрышки Michelin Energy Saver. Обе машины с заглушенным мотором по очереди скатывали с горки с определенным углом наклона. Оппоненты имели по три попытки, чтобы нивелировать капризы ветра. Кто дальше проезжал, тот и побеждал. В результате дистанция у Prius с Nokian Hakka Green была в среднем на 20 метров длиннее.

Опыт из спорта

Во время перерыва на перекус я смог рассмотреть подробно фактуру шины. В первую очередь внимание на себя обратили полукруглые углубления на боковых поверхностях. В Nokian пояснили этот момент, приводя пример с заранее приготовленным мячом для гольфа, имеющим похожую поверхность. Оказывается, такой мяч летит дальше, чем гладкий. Покрышка, как и спортивный снаряд, обладает лучшими свойствами сопротивления воздуха благодаря упомянутыми углублениям.

Ямки на боковинах - не единственный технологический нюанс. Основная, контактируемая с дорогой поверхность покрышки имеет отполированные канавки, которые ускоряют отвод воды из пятна контакта с дорогой. Аналогичную функцию выполняют канавки, находящиеся во внутренней и внешней "плечевых" зонах и получившие название "вентурные". По данным Nokian способность бороться с аквапланированием у Hakka Green на 4% лучше, чем у летних экошин основных европейских аналогов.

Тест-драйв Nokian Hakka Green Golf VI GTI аквапланирование
Даже десяток подобных проездов с эффектными брызгами не осушат местный бассейн. Именно в нем проводятся проверка шин в условиях аквапланирования, и в него постоянно подается вода через маленькие фонтанчики. Тест проводился в двух режимах. На автомобиле с новыми покрышками допускаемая максимальная скорость составляла 85 км/ч. При ней протектор Hakka Green позволял не беспокоится о потере управляемости. Признаю, пару раз я прокатился по "луже" чуть быстрее, но и в этом случае машина вела себя уверенно. Во втором режиме на авто (например, Golf GTI, изображенный на фото) стояла изношенная резина, а скорость ограничивалась до 65 км/ч... Результат по показетелю стабильности был таким же.

Задел на будущее

В ближайшее время в странах Старого света в силу вступят новые экологические требования к шинной продукции. Их основными параметрами станет расход горючего, стабильность на влажной дороге и генерируемый уровень шума. Выбрать подходящий продукт будет несложно - с ноября 2012 года каждая производимая для Европы покрышка будет иметь соответствующий ярлык-наклейку, обозначающую класс, к которому она относится.

Всего планируется 7 классов, согласно буквам латинского алфавита - от "A" до "G". При этом, по заявлению Nokian, шин максимального класса на данный момент просто не существует - это привилегия будущего. А внутренние исследования компании привели к выводу, что Hakka Green находится на уровне между классами "B" и "C", что считается высоким результатом. Это обеспечивается не только удовлетворением ключевых параметров, но и сбалансированностью всех вместе взятых характеристик.

Немаловажен и тот факт, что тестирование Nokian Hakka Green проходило не только на испытательных полигонах Европы, но и на дорогах нашей страны. А у нас, как известно, ожидать можно чего угодно. Правда, сильнее, конечно, на отечественных дорогах страдают колесные диски. Здесь впору рассказать об интересной программе финнов, называющейся Хакка-Гарантия. В Nokian Tyres готовы заменить шину или осуществить ее бесплатный ремонт в случае непреднамеренного повреждения в течение первого года эксплуатации. Главное, чтобы подобная программа, как часто бывает, не споткнулась о российские реалии, когда пойти в магазин и купить что-либо за свой счет проще, чем доказывать, что старое повредилось само по себе.

Ключевыми рынками сбыта концерна Nokian Tyres являются страны Скандинавии, а также Россия, Казахстан, Беларусь и Украина. В продаже покрышки появятся весной 2011 года. По тем ощущениям, что удалось получить в Финляндии, можно сказать, что покрышки мне понравились. Редакция Авто.Вести.Ru обязательно проверит в действии Hakka Green в сравнении с главными конкурентами, как только эти шины будут доступны для заказа покупателям.

Автор Роман Тарасенко
Тест-драйв Land Rover Discovery V: внедорожник и без рамы?! Алюминиевый несущий кузов, тонны электроники... Неужели герой легендарного Camel Trophy завязал с приключениями и превратился в большой миролюбивый семейный кроссовер? Ведущий АвтоВестей Павел Блюденов устроил "Диско" суровую проверку на право носить легендарное имя.
Дневник Lada Xray: как мы первое ТО проходили Незаметно пролетел год как в нашем гараже появился Lada Xray - пришла, наконец, пора сделать первое ТО и посмотреть, не сказалась ли на здоровье нашего подопечного далеко не самая простая и, прямо скажем, весьма необычная эксплуатация.
Тест-драйв Audi TT RS: 3,7 секунды до 100 км/ч В России больше невозможно купить новые TT RS, даже если очень хочется - небольшую квоту машин разобрали, как горячие пирожки. Главред АвтоВестей Павел Блюденов поездил на немецкой "ракете" и выяснил, почему фанаты Audi без раздумий опустошали свои кошельки.