© ВГТРК

21 июля 2010 15:30

Автопром 772

Во втором полугодии российский авторынок выйдет на 1,6 млн проданных машин

Итоги развития российского автопрома за первые шесть месяцев года показали, что экономическая ситуация в отрасли улучшается с каждым месяцем. По прогнозам аналитической компании PriceWaterhouseCoopers, такая тенденция вместе с ростом спроса и производства сохранится и на вторую часть года.

Итоги развития российского автопрома за первые шесть месяцев года показали, что экономическая ситуация в отрасли улучшается с каждым месяцем. По прогнозам аналитической компании PriceWaterhouseCoopers, такая тенденция вместе с ростом спроса и производства сохранится и на вторую часть года.

По словам руководителя практики по оказанию услуг автомобильным компаниям PWC Стенли Рута, в первом полугодии 2010 года рынок легковых автомобилей в РФ вырос на 3% в количественном выражении и на 9% - в денежном. При этом, огромную роль в оздоровлении автопрома сыграла программа утилизации, продление которой стало отправным пунктом к долгосрочным прогнозам на оптимистичное будущее автомобильной отрасли страны. Однако, несмотря на это, несколько ключевых вопросов все же повисли в воздухе.


Накануне Минпромторг объявил, что
кроме стимулирование спроса на
автомобили, программа утилизации
неплохо пополнила казну. С каждого
потраченного рубля государству вернулось
минимум 1,5 рубля...

Рост авторынка, безусловно, хороший показатель, но данные первого полугодия текущего года сравниваются с кризисным периодом 2009 года. "Рост 3 и 9% - это уже кое-что. В кризис автопром упал и мы должны понимать, что рост идет от сравнения с этим временем, а тогда выходит, что это очень мало", - считает Стенли Рут. При этом, эксперт отмечает, что подъем произошел в сегментах дорогих и бюджетных машин, тогда как самый важный и чаще всего анализируемый с экономической точки зрения "средний класс" авто почти не претерпел изменений. 

Вспомогательная пошлина

Конкретизируя направления, господин Рут сообщил, что небольшой рост произошел в сегменте иностранных автомобилей российского производства, и сильно выросли продажи традиционных российских брендов. Такой поворот событий вполне себе предсказуем в связи с сохранением в РФ заградительных таможенных пошлин на иномарки. "Анализировать экономическую ситуацию по влиянию на нее таможенных пошлин и решать, что лучше, должно государство. Я считаю, что пока такие ставки будут помогать автопрому, государство будет их сохранять", - заявил Рут. 

Но заградительные пошлины касаются не только новых иномарок. На машины от трех до пяти лет ставка выросла с 25 до 35%, но не меньше 1,2-2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя, а на машины старше пяти лет – ставка 35%, но не меньше 2,5-5,8 евро. По данным Минэкономразвития, такие меры привели к полному обвалу рынка импорта подержанных легковушек. "За время действия пошлин этот рынок рухнул в 30 раз, а доля таких машин в I квартале 2010 года составила всего 2,4%", - сообщает ведомство. По мнению чиновников Минэкономразвития, России необходимо отказаться от заградительных пошлин, так как это вредит рыночной экономике, а именно конкуренции между импортными и российскими машинами, а также качеству отечественной сборки.

Стимулируй и утилизируй

Кроме того, эксперт PriceWaterhouseCoopers отметил, что положительная динамика роста российского авторынка во многом обязана стимулирующим программам, а именно – автокредитованию и эксперименту по утилизации. "Автомобильные кредиты стали более дешевыми и доступными. Ставки снизилась с 20 до 14%. Многие автопроизводители запустили собственные программы, в том числе и дополнительные скидки по программе утилизации, это тоже подстегнуло спрос", - рассказывает Рут. 

В июне продажи новых
автомобилей
в РФ выросли на
45%

Сейчас, по данным PWC, на 1000 человек в России приходится 235 машин. Примечательно, что иностранные эксперты сравнивают российский автопром с рынками США и Германии, где данный показатель составляет 750 и 350 автомобилей на 1000 человек соответственно. "Никто не может сказать точно, что будет через пять лет. Но, по прогнозам большинства специалистов, российский автомобильный рынок станет одним из самых крупных и конкурентоспособных, особенно учитывая огромный выбор автомобилей, представленных для покупки. Многих машин, продающихся здесь, в других странах нет. Не стоит забывать и о заинтересованности автокомпаний в создании специальных авто для России, как например Volkswagen Polo Sedan", - объясняет эксперт.  

При этом многие забывают, что одной из главных задач той же программы утилизации было обновление российского автопарка. Как недавно заявлял премьер России Владимир Путин, этот пункт попадает под большое сомнение, так как самыми популярными машинами, покупающимися в рамках эксперимента, являются классические модели Lada, которые, по меркам автопрома, уже давно устарели. Комментируя этот нюанс, Стенли Рут отметил, что устаревшая новая машина все же лучше 20-летней. "В России существует особый подход к автомобилям. Если машина ездит, ее будут эксплуатировать вечно, пока ездит, даже если она уже грязная и непригодная. Когда ездить перестанет, ее кинут на улице. В этом плане программа утилизации повлияла очень хорошо. По крайней мере, 400 тысяч старых автомобилей будут уничтожены", - считает Рут.

Рост спроса на автомобили и автокредиты
прогнозируют и многие специалисты. По
мнению компании TNS, самыми популярными
в 2010 году станут японские машины...

Подводя итоги анализа российского автопрома за минувшие полгода, специалист PriceWaterhouseCoopers отметил, что говорить об однозначном восстановлении рынка пока рано. "На рынке есть позитивные тенденции, но их пока еще нельзя считать доказательством коренного изменения. Мы ожидаем, что благодаря реализации программ стимулирования отрасли, по итогам 2010 года объем рынка будет близок к нашему оптимистическому прогнозу и составит около 1,6 млн проданных автомобилей", - резюмировал Стенли Рут.

Автор Екатерина Рзянина
Lada Priora может подешеветь на прощание Долгожитель конвейера, седан Lada Priora, уже давно морально устарел и постепенно подбирается к завершению производственного цикла. При этом в СМИ появилась информация, согласно которой перед выходом на пенсию и без того доступная модель станет еще дешевле - правда, произойдет это не просто так.
Несуществующий судья из Дагестана взыскал с Hyundai 18 млн рублей Корейский автопроизводитель, сам того не зная, стал фигурантом весьма странного судебного процесса: в Дагестане третейский суд постановил взыскать с компании более 18 миллионов рублей. Нюанс в том, что в третейском суде этого дела не рассматривали, а вынесший решение арбитр в ТС не работает.
Компания Skoda ищет варианты для создания сверхбюджетного автомобиля В начале года чешский автопроизводитель объявил о партнерстве с индийской компанией Tata, чтобы совместными усилиями выпустить дешевый "народный" автомобиль для развивающихся рынков. Спустя пять месяцев стороны объявили о разрыве отношений, однако от изначальных целей чехи отказываться не намерены.