© EPA

7 дек 2009 14:01

Дороги 186

Российский бензин хотят привязать к стоимости барреля нефти

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вновь обращает внимание на завышенные розничные цены топлива. И если раньше антимонопольщики накладывали на нефтяных гигантов бесконечные штрафы, то сейчас они предлагают совершенно другую радикальную меру.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вновь обращает внимание на завышенные розничные цены топлива. И если раньше антимонопольщики накладывали на нефтяных гигантов бесконечные штрафы, то сейчас они предлагают совершенно другую радикальную меру.

Впрочем, российским нефтяникам сегодня предстоит доказать ФАС, что цены на бензоколонках экономически обоснованы. Крупнейшие игроки на розничном рынке топлива обсудят с представителями Федеральной антимонопольной службы ценообразование, а также порядок изменения стоимости бензина в соответствии с мировой динамикой цен на нефть.

Осенью 2008 года Федеральная антимонопольная служба признала "Роснефть", "Газпром нефть", "ЛУКойл" и "ТНК-ВР" нарушителями антимонопольного законодательства. Обвинила в картельном сговоре и высоких ценах на бензин. И наложила штрафы до полутора миллиардов рублей. Компании попытались оспорить обвинение. Арбитражный суд Москвы рассмотрел дело "ЛУКойла" и встал на сторону антимонопольной службы. Тогда "ЛУКойл" начал повторное разбирательство. Компания "Газпром нефть" добилась отмены штрафа в суде Санкт-Петербурга. Тем временем ФАС выдвинула повторные обвинения.

С ноября 2008 года по июнь 2009 года бензин дешевел. Нефть за это время опустилась до 40 долларов, а затем поднялась до 70 долларов. Весь год цены на нефть менялись разнонаправлено. Стоимость же топлива росла без остановки четыре с половиной месяца подряд. Повторные штрафы ФАС увеличились впятеро. Теперь с "Газпром нефти" требуют более четырех с половиной миллиардов рублей. "ТНК-ВР" наказана на 4 миллиарда 200 миллионов, "ЛУКойл" – на 6 с половиной миллиардов, "Роснефть" – почти на 5 миллиардов 300 миллионов рублей.

Ограничить рост бензиновых цен пытались административными методами. В сентябре 2005 года, когда литр прибавил 20% за 9 месяцев, правительство ввело мораторий на изменение стоимости топлива. До января 2006 года цены замерли. Мораторий 2007 года – он тоже был введен в начале осени – компании нарушили. Бензин к январю 2008-го прибавил в цене около 2%.

Теперь Федеральная антимонопольная служба предлагает нефтяникам свою систему расчетов. Привязать стоимость литра топлива к цене барреля нефти на внешних рынках. Минус таможенная пошлина – в среднем в этом году она составила 271 доллар за тонну, и транспортные расходы. "Газпром нефть" и "ЛУКойл" поддержали инициативу и направили в ФАС встречные предложения с уточнениями и дополнениями. Спорным моментом оказался временной лаг – реакция российского рынка на изменения мирового. ФАС считает, что нефтяники должны менять цены на бензоколонках вслед за котировками на биржах. В компаниях говорят, что технически это невозможно.
 

В следующем году бензин подорожает на 10-15% Одна из крупнейших нефтяных компаний России – "Лукойл" - прогнозирует повышение розничных цен на бензин в России в 2014 году на уровне 10-15%. Причиной этому станет "налоговый маневр" - одновременное снижение экспортных пошлин и рост налога на добычу полезных ископаемых.
Цены на бензин в России растут быстрее инфляции По данным Федеральной антимонопольной службы РФ, цены на автомобильное топливо в России опережают инфляцию. В среднем с начала года бензин подорожал на 6%, дизельное топливо – на 3%. Несмотря на рост цен, оснований для возбуждения дел против нефтяников нет.
ФАС: дефицита бензина в России не ожидается Федеральная антимонопольная служба РФ считает, что внутренний топливный рынок вполне насыщен, так что дефицита топлива, как это было в осенний период в недавнем прошлом, ожидать не приходится.