© Павел Блюденов

30 нояб 2009 20:51

Аналитика 307

Заплатить бензином за дороги. Реплика Александра Привалова

Для финансирования дорожного строительства есть всего один разумный путь, принятый практически во всём мире: специальный акциз на автомобильное топливо, считает Александр Привалов.

Что-то косяком пошли новости одной и той же направленности - о том, как и сколько денег казна намерена собирать с граждан, позволивших себе самовольно усесться в автомобили. Сначала была странная история с транспортным налогом. Напомню, что поначалу правительство внесло в Думу законопроект, повышавший базовую ставку налога на транспортное средство вдвое, причём регионам давалось право повысить её ещё в пять раз. Мотивировалось это просто: в региональных бюджетах - сильная нехватка денег, а транспортный налог перечисляется именно туда.

Публика такой заботы о регионах не одобрила (налогов не любит никто), и в конце октября во многих городах прошли акции протеста против увеличения транспортного налога. Власть поначалу держалась твёрдо, и через Думу законопроект, хоть и не без приключений, но 13 ноября прошёл. Однако потом наверху передумали. По поручению президента Совет Федерации завернул проект назад в Думу, и после работы согласительной комиссии закон оказался принят, так сказать, в компромиссном варианте: базовые ставки транспортного налога остаются прежними, но регионам даётся право увеличивать их не вдвое, как было до сих пор, а прямо вдесятеро. Дескать, повышайте свои налоги сами, дорогие регионы, а мы, федеральная власть, на глазах у всего населения умыли руки.

На мой взгляд, таким хитромудрым трюком не решена ни одна проблема. Регионам деньги нужны позарез, и повышения транспортного налога им очень хочется. Но в той форме, в которую законодатель облёк возможность этого повышения, когда именно региональная власть оказывается в роли "жадного обидчика" автомобилистов, решиться на такой шаг стало очень трудно.

Результат уже виден. В Красноярском крае вроде бы собирались увеличить ставки на 25-50%, но теперь депутаты краевого собрания сняли вопрос с голосования. В Нижнем Новгороде вроде бы закладывали в бюджет 10-процентное повышение ставок, но теперь тоже раздумали. И подобных новостей много. Стало быть, закрывать дыры в региональных бюджетах центру легче не станет - зря только злили этими разговорами автомобилистов.

И потом, не в одних же автомобилистах дело. Даже если бы и удалось заметно поднять транспортный налог, казне едва ли стало бы легче: она, скорее, потеряла бы больше, чем приобрела. Вот, скажем, в автоперевозочном бизнесе доля транспортного налога в затратах не очень высока - несколько процентов. Но в нынешних условиях, когда объём перевозок заметно упал, и конкуренция между транспортными компаниями идёт не за процветание, а за выживание, заметное увеличение ставки может стать тем самым пёрышком, которое ломает спину верблюда. Компании стали бы резко сокращаться (и получай, регион, дополнительную нагрузку от пособий по безработице), а то и вообще перерегистрироваться в страну, где налоговый климат получше - в Польшу или в Словакию (и прощайся, регион, с целым куском своей налоговой базы).

Теперь на этот, не забытый ещё, грустный сюжет накладывается новый, ничуть не более забавный - с платными автодорогами. Вот только что, в понедельник, стали известны основные идеи программы деятельности государственной компании "Российские автомобильные дороги" на ближайшие шесть лет. Положение с дорогами, констатирует программа, аховое: почти три четверти всей федеральной дорожной сети не соответствует действующим нормам, из-за чего, например, стоимость автоперевозок на треть больше возможной, а число жертв ДТП - на 12-15%. Что "Росавтодор" намерен сделать? За шесть лет построить и реконструировать 1300 километров дорог (причём 60% затрат пойдёт из бюджета), а получающиеся дороги сделать платными.

Я не буду читать монологов "а ля Чацкий" насчёт того, как это недопустимо: построив дорогу на деньги налогоплательщика, драть с него же деньги за пользование этой дорогой. Я только укажу на полную бесперспективность этого пути. Китай долгое время пытался собирать таким образом деньги на постройку дорог - с 1 января 2009 года он от этой идеи отказался. Нигде в мире платы за пользование дорогами не хватает ни на что, кроме минимального их же поддержания - буквально обновления разметки и дорожных знаков. Окупить дорожное строительство таким образом - нельзя.

Для финансирования дорожного строительства есть всего один разумный путь, принятый практически во всём мире: специальный акциз на автомобильное топливо. Если наша власть озаботилась дорогами (что давно пора сделать!), пусть не ищёт вчерашний день, а поступает, как все нормальные люди. Пусть известная доля выручки за бензин и дизтопливо целевым назначением идёт на постройку дорог. Если при этом ещё малость снизить коррупцию в дорожном строительстве, то появятся, наконец, в России дороги - и будет нам всем счастье.
 

В следующем году бензин подорожает на 10-15% Одна из крупнейших нефтяных компаний России – "Лукойл" - прогнозирует повышение розничных цен на бензин в России в 2014 году на уровне 10-15%. Причиной этому станет "налоговый маневр" - одновременное снижение экспортных пошлин и рост налога на добычу полезных ископаемых.
Цены на бензин в России растут быстрее инфляции По данным Федеральной антимонопольной службы РФ, цены на автомобильное топливо в России опережают инфляцию. В среднем с начала года бензин подорожал на 6%, дизельное топливо – на 3%. Несмотря на рост цен, оснований для возбуждения дел против нефтяников нет.
ФАС: дефицита бензина в России не ожидается Федеральная антимонопольная служба РФ считает, что внутренний топливный рынок вполне насыщен, так что дефицита топлива, как это было в осенний период в недавнем прошлом, ожидать не приходится.