© ВГТРК

2 нояб 2009 14:20

Аналитика 706

Отечественный дизельный двигатель: Made in Austria

Ярославское предприятие ОАО "Автодизель" группы ГАЗ подписало соглашение с банком о финансировании проекта по организации производства нового семейства двигателей ЯМЗ-530. Эксперт "Вести ФМ" Сергей Асланян, выяснил насколько новый двигатель является на самом деле российским.

Ярославское предприятие ОАО "Автодизель" группы ГАЗ подписало соглашение с банком о финансировании проекта по организации производства нового семейства двигателей ЯМЗ-530. Эксперт "Вести ФМ" Сергей Асланян, выяснил насколько новый двигатель является на самом деле российским.

Среди многочисленных пороков нашего автопрома отдельной глыбой возвышается патологическое неумение сделать дизельный двигатель для среднетоннажника и уж тем более для легкового автомобиля. В вопросе дизелизации мы отстали от всего мира на полстолетия, но, несмотря на все потуги, изобрести дизель так и не смогли. Причем сделать дизель мы не смогли ни при тоталитарной советской власти, ни в пору расхлябанной перестройки, ни теперь, в период зверского капитализма. И проиграли дизелизацию мы что в грузовом секторе, что в легковом. Спасибо хоть КамАЗ выручил, да еще минчане постарались, а то вообще, кроме танкового В-2 от Т-34 в стране шаром покати – ни одного дизеля.

Но как-то раз Горьковский автозавод все же решил, что дальше так нельзя, и если не хватает своих мозгов, надо идти на поклон к Западу. Сходили, поклонились и купили новейший дизель австрийской фирмы Steyr, переименованный в ГАЗ-560. Подразумевалось, что его будут ставить на "Волгу" и "Газель". Это был потрясающий мотор, сверхтехнологичный и весьма непростой. Например, у него нет головки блока, а вместо нее весь блок одной деталью сразу с головкой. Это как раз тот случай, от которого сейчас горьковчане отказываются и поют грустную песнь о коварной загранице, отказывающей нам в передовых технологиях. Как раз наоборот: Запад готов нам предложить самые современные достижения своей науки и техники. Вот только доросли ли мы до них? Как показала неудачная попытка инсталляции австрийского ума на русскую почву – не доросли. Их технологии нам еще рано покупать. Ни мозгов, ни рук для их освоения у нас нет. Например, оказалось, что отлить единой деталью сразу весь блок в России некому, пришлось покупать отливки за границей. Эксплуатация мотора выявила его требовательность к качеству масла и солярки, а потом вдруг выяснилось, что его не прогреешь на малых нагрузках и холостом ходу. Зимой на стоянке в двадцатиградусный мороз он выше 40-50°С не набирает. В общем, что-то не то купили…

И вот очередная попытка, и опять горьковская. Официально объявлено, что через год в Ярославле будет построен первый в России завод по производству средних рядных дизельных двигателей. Ярославское предприятие ОАО "Автодизель" группы ГАЗ подписало соглашение с банком о финансировании проекта по организации производства нового семейства двигателей ЯМЗ-530. В пресс-релизе с особой гордостью сообщается, что это – самостоятельная разработка наших конструкторов, а чтоб самостоятельность была более очевидной, на начальной стадии проекта нам помогали очередные австрийцы из компании AVL List GmbH. Обещано качество на уровне пресловутых зарубежных стандартов. То есть мы опять кого-то догоняли, но не перегнали.

Но вот что сразу настораживает: "уровень локализации производства компонентов составит от 30% на начальном этапе и до 60-70% при выходе на проектные мощности". Так это оказывается очередной австрийский мотор, и у нас опять ни мозгов, ни рук на свой дизель не хватило? Или мотор полностью наш, да вот почему-то детали у него импортные? А как это увязать с фразой из пресс-релиза "проект позволяет без ограничений применять двигатели для производства военной техники". Опять как с УАЗом, у которого корейская коробка передач: в бою съездим за границу запчастей прикупить?

Автор Сергей Асланян, Вести ФМ
Выпуск легковых автомобилей в России вырос более чем на 20% Постепенное восстановление рынка положительно сказывается и на показателях производства: автомобильная промышленность перекрыла статистику прошлого года, причем по всем сегментам. Заметнее всего, разумеется, выросло производство легковых автомобилей.
Рынок грузовиков за сентябрь: рост в 1,5 раза и иномарка во главе Российский рынок среднетоннажных и тяжелых грузовиков продолжает показывать все более активный рост, взвинтив темп в сентябре. Изменения за прошедший месяц произошли и в модельной структуре продаж, которые впервые возглавил иностранный грузовик.
Продажи Lada в Европе за сентябрь выросли на четверть Рост продаж российский марки Lada в странах Европы продолжается почти все первые 6 месяцев этого года. В абсолютных значениях показатели могут показаться довольно скромными, но темп взят весьма многообещающий.