© ВГТРК

15 окт 2009 13:00

Аналитика 191

Почему "АвтоВАЗ" не мог быть другим

Почему-то на страну произвело сильное впечатление заявление завода ВАЗ о "чрезвычайно низком" качестве выпускаемых автомобилей. Конечно, признание своего убожества, пусть и не перешедшее в раскаяние, тоже неплохо. Но на самом деле все сказанное, это не пороки завода, а его бизнес-модель.

Почему-то на страну произвело сильное впечатление заявление завода ВАЗ о "чрезвычайно низком" качестве выпускаемых автомобилей, "низком качестве покупных комплектующих", неэффективной дилерской сети, заброшенном экспорте, неудовлетворительном восприятии марки и сбыте, ориентированном на возможности производства, а не на заказ потребителя.

Конечно, признание своего убожества, пусть и не перешедшее в раскаяние, тоже неплохо. Но на самом деле все сказанное, это не пороки завода, а его, выражаясь модным языком, "бизнес-модель". Проще говоря, ВАЗ таким и задумывался с самого начала и ему не с чего становиться другим.

Сегодня все уже забыли, как и для чего строился "АвтоВАЗ". Инициатором строительства нового автозавода в Ставрополе на Волге был председатель Совета министров СССР товарищ Косыгин. Перед этим он работал министром финансов и прекрасно знал, что наша застойная экономика в числе прочих пороков обладает низкой оборачиваемостью рубля. К примеру, американский рабочий того времени, получив зарплату в пятницу, уже в понедельник возвращал деньги в казну, поскольку успешно тратил их за пару дней. Наш рабочий, получив зарплату, возвращал рубли обратно в экономику в период от полугода до нескольких лет. То есть не столько тратил, сколько обладал деньгами, сохраняя их в чулке. И чтобы оживить рубль и достать его из чулка, Косыгин придумал построить несколько заводов, производящих заведомо востребованный товар, ради которого народ достанет деньги из персональных закромов и вернет их народному хозяйству. Тогда и было принято решение для тех, кто победней, выпускать цветные телевизоры, для более обеспеченных или просто амбициозных - автомобили. Косыгин успел дать стране только советско-итальянский ВАЗ, хотя был проект завода "Рено", "Форда", а по слухам еще и "Шевроле" и одного из немецких брендов.

Главная задача ВАЗа - вынуть деньги из кармана. Ведь не случайно мы не стали развивать сотрудничество с итальянцами и продолжать модернизацию производства и покупку следующих моделей. Достаточно было узкого модельного ряда и безо всяких обновлений. Это позволяло очень быстро окупить проект и через несколько лет всем заводом качать чистую прибыль.

Именно этим ВАЗ и занимается. Как ему сформулировали задачу, так он ее до сих пор и выполняет. При этом такая бизнес-модель изначально подразумевала господдержку. Самостоятельно конкурировать на открытом рынке "АвтоВАЗ" не может ни при каких обстоятельствах.

Именно поэтому завод 40 лет ничего не делал со смежниками, не развивался и не совершенствовался и выпускал машины ради сбыта, а не ради клиента. Его задача – при минимуме затрат получить максимум рублей. Другого он просто не умеет, да и не собирался уметь. Следовательно, все его признания, это не мужественное осознание вины перед страной, а напоминание нам о том, что иного и быть не могло.

Автор Сергей Асланян, Вести ФМ
В России определили машины, которые меньше дешевеют Рейтинг оценивает потерю стоимости автомобилей в возрасте до одного года или двух-трех лет.
Самые популярные иномарки в России посчитали по округам Аналитики определили, в каком регионе нашей страны какая иномарка считается самой популярной. Итоги анализа сюрпризов в целом не принесли, за исключением результатов по Северному Кавказу: здесь самая популярная иномарка стала еще и самой дорогой.
В России снова подорожали автомобили Ford Колебания курсов валют и прочие экономические факторы продолжают отражаться на ценах автомобилей в России, заставляя переписывать ценники производителей. Очередное подорожание затронуло автомобили Ford.