© Ford

10 авг 2009 14:35

Аналитика 140

Российский автопром надеется на осень

Сотрудники петербургских заводов Toyota и Nissan приступят к работе только через неделю. Кризис перепроизводства налицо. Автомобильная промышленность России в период экономической нестабильности почти встала. Есть правда и хорошие новости. Ford возобновил производство уже сегодня.

Сотрудники петербургских заводов Toyota и Nissan приступят к работе только через неделю. Кризис перепроизводства налицо. Автомобильная промышленность России в период экономической нестабильности почти встала.

За 6 месяцев в России продано 743 тысячи автомобилей - вдвое меньше, чем годом ранее. Сильнее других пострадали импортеры. После повышения таможенных пошлин подержанные авто в Россию ввозить вообще перестали. Вместо 190 тысяч всего 8. Новые иномарки, произведенные за границей, подорожали настолько, что падение продаж составило 56%. Но у российского автопрома дела не лучше. Вместо 380 тысяч авто, проданных за первое полугодие 2008 года, автодилерам сейчас удалось реализовать всего 200 тысяч. Падение 47%. Лучше других продаются только иномарки российской сборки. Но и тут 34% снижения.

В результате провального полугодия почти все российские автосборочные предприятия вынуждены останавливать конвейеры. "Попытка производить, несмотря на падение спроса, приведет к еще более худшим последствиям, - говорит Сергей Хестанов, управляющий директор компании "ФИНАМ Менеджемнт". - Поэтому остановка производства – это горькое лекарство. Оно не способно радикально вылечить, но оно способно хотя бы уменьшить нарастание долгов автопроизводителя".

Дольше других отдыхают рабочие General Motors Санкт-Петербург. Почти два месяца. Питерские Toyota и Nissan также на каникулах в августе. Остановлены конвейеры Ford во Всеволожске, Volkswagen в Калуге. Бездействуют сборочные площадки "КамАЗа" и тольяттинского "АвтоВАЗа". Во всех случаях заводы формально остановлены для профилактики и переналадки производственных линий. На деле – кризис перепроизводства.

"Сейчас, в период кризиса, мы все-таки испытываем недостаточную поддержку с точки зрения стимулирования спроса на нашу продукцию, - отметил Дитмар Корцеква, генеральный директор Volkswagen Group Rus. - Мы не будем менять объемы инвестиций, которые утвердили ранее. У Volkswagen дела идут относительно хорошо. Но нам, возможно, придется пересмотреть объемы производства. Конечно, работать в три смены мы не сможем ни в этом, ни, возможно, в следующем году".

"Честно говоря, ситуация на авторынке сложная. Toyota была вынуждена серьезно сократить объем производства. Повлиял и курс йены. Отсюда и квартальные убытки. Но тем не менее положение в секторе улучшается благодаря правительственным субсидиям во всем мире. Но какие-либо прогнозы делать еще рано", - пояснил Такахико Ичи, главный управляющий директор Toyota.

Определить, что делать со спросом, можно только детально разобравшись, что сломалось в большом автомеханизме. Российский рынок автопродаж несколько лет подряд рос на 20-30%. И по объему практически догнал ведущие страны Европы. Стимулом купить новую машину были недорогие кредиты и простота их оформления. Мировой финансовый кризис на кредитовании поставил крест. А российский рынок автопродаж как рос быстрее европейского, так и упал сильнее.

"Если сейчас в европейских странах падение составляет 20-25%, то в России оно прочно держится на 50% за счет того, что гигантское количество автомобилей было продано в кредит, в связи с удорожанием кредитных ресурсов у россиян появилось меньше возможностей их покупать", - рассказал Севастьян Козицын, аналитик БКС.

Вместо 8-9% годовых по автокредиту сейчас меньше 16% не найти. Ужесточились требования к заемщику. Вырос обязательный первоначальный взнос. "Кредитование занимало 50% на рынке. Конечно, сейчас мы практически в пять раз сократились, и кредитование может нас сильно вернуть на предыдущую позитивную тенденцию", - подчеркнул Андрей Комаров, директор по автомобильной отрасли PWC.

"В принципе, со стороны банков есть реальные подвижки, поскольку мы видим, что вновь возвращаются программы по нулевой рассрочке. Снижаются размеры первоначального взноса, требования по документам и так далее. То есть, реально нужно месяц, полтора, два, три, чтобы люди поняли, что ничего страшного не происходит", - уверен Игорь Антонов, директор дирекции развития продуктов "ОТП Банк".

Новая реальность, по версии банкиров, такова: процентные ставки по автокредитам к докризисному уровню не вернутся. Ссуды и так выдаются на грани рентабельности. Банки учитывают риски невозврата и просроченных платежей, а это сегодня от 3 до 5% кредитного портфеля. Это в рознице. С корпоративными заемщиками, представителями автопрома банки сейчас вообще стараются не связываться. Автопроизводители – лидеры рейтинга отраслевых долгов.

За последние 4 месяца просроченная корпоративная задолженность предприятий автопрома выросла с 5,9% до 9,5%. Как пример, компания "ИжАвто", выпускающая в России модели Kia Motors и "АвтоВАЗа". Просроченных кредитов - более чем 3 миллиарда рублей. Прекращение обслуживания долгов в течение 3 месяцев – основание для банкротства. К тому же завод прекратил производство из-за высоких цен на машинокомплекты и низкого спроса.

"Проблема – в стимулировании спроса. Деньги на долг можно выделить. И предприятие не будет никому ничего не должно, но будет стоять, потому что его продукция никому не нужна. Поэтому финансовый долг как таковой сейчас для предприятия – проблема, но далеко не такая серьезная, которой она была весной этого года", - говорит Севастьян Козицын.

На фоне российского двукратного падения продаж немецкому автопрому удалось прибавить 26%. Феномен программы - стимулирования спроса. Покупая новую машину взамен старой, можно получить несколько тысяч евро. Подобную схему применили и в США. Правда по 4,5 тысячи долларов за каждый автомобиль. Выделенный миллиард был освоен за 4 недели. В результате в июле продано 250 тысяч машин. На этой неделе сенат будет голосовать за выделение еще 2 миллиардов долларов на продолжение.

Результаты российской стимулирующей программы скромнее. Механизм субсидирования процентной ставки по автокредитам только набирает обороты. На конец июля, по данным Минпромторга, выдано чуть больше 20 тысяч льготных кредитов - это около 2% общего объема продаж. При этом главные надежды - на осень. Правительство увеличило максимальный размер льготного кредита до 600 тысяч рублей. А список автомобилей-участников программы пополнился новыми моделями.

Впрочем, и сами производители ищут новый подход к клиенту. Если у покупателя меньше денег, то и предложить ему можно машину попроще. На российском рынке появилась новая "ГАЗель" в комплектации "эконом" - примерно на треть дешевле стандартной. И рассчитана именно на кризисного покупателя.

Выпуск легковых автомобилей в России вырос более чем на 20% Постепенное восстановление рынка положительно сказывается и на показателях производства: автомобильная промышленность перекрыла статистику прошлого года, причем по всем сегментам. Заметнее всего, разумеется, выросло производство легковых автомобилей.
Рынок грузовиков за сентябрь: рост в 1,5 раза и иномарка во главе Российский рынок среднетоннажных и тяжелых грузовиков продолжает показывать все более активный рост, взвинтив темп в сентябре. Изменения за прошедший месяц произошли и в модельной структуре продаж, которые впервые возглавил иностранный грузовик.
Продажи Lada в Европе за сентябрь выросли на четверть Рост продаж российский марки Lada в странах Европы продолжается почти все первые 6 месяцев этого года. В абсолютных значениях показатели могут показаться довольно скромными, но темп взят весьма многообещающий.