© ВГТРК

10 июня 2009 14:14

Аналитика 124

Продажи автомобилей в России начнут расти не раньше 2010-го

Опрошенные Вести.Ru эксперты усомнились в справедливости прогнозов тех своих коллег, которые утверждают, что отечественный авторынок уже достиг или вот-вот достигнет дна падения и в ближайшие месяцы может даже начать "оживать".

Опрошенные Вести.Ru эксперты усомнились в справедливости прогнозов тех своих коллег, которые утверждают, что отечественный авторынок уже достиг или вот-вот достигнет дна падения и в ближайшие месяцы может даже начать "оживать".

Выводы о достигнутом "придонном" уровне были сделаны аналитиками на основе последних сообщений Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) о том, что продажи новых автомобилей в России за январь-май 2009 года сократились на 47% (до 645,2 тысяч), а за май (год-к-году) на 58% (до 119,4 тысяч). В апреле, напомним, снижение достигло 53%, в марте - 47%, в феврале - 38% и в январе - 33%. То есть майское падение оказалось рекордным, исходя из чего эксперты и сделали вывод о приближении "дна".

С этим заключением, однако, не согласился ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Как он заметил в комментарии для Страны.Ru, поскольку общая экономическая ситуация в стране остается сложной и россияне пока не могут быть уверены в том, что завтра они сами или их близкие не потеряют работу и дальнейшее будущее их семей не окажется под угрозой, то, безусловно, отложат до наступления лучших времен покупку автомобиля, для большинства не являющегося предметом первой необходимости. "В подобных условиях среднестатистический россиянин, скорее, предпочтет запастись консервами, репчатым луком, да спичками и хозяйственным мылом, вместо того, чтобы приобретать автомобиль, скажем, в расчете на то, чтобы на нем подзаработать. Как известно, рынок частных автоперевозок тоже "просел" из-за кризиса. И сейчас на поднятую руку "голосующего" у дороги останавливаются даже "Мерседесы", причем не худших марок ", - продолжил Баранов. По его мнению, в ближайшее время каких-то подвижек на авторынке ожидать не следует.

Хотя, возможно, предположил представитель "Финама", некоторое замедление темпов падения наметится к осени. Не исключено также некоторое улучшение осенних показателей, в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом, когда начали падать объемы продаж, обусловленные глобальным кризисом. Однако, реальное оживление авторынка может наметиться лишь через полгода после начала общей стабилизации российской экономики.

"Вот если за прошедшие шесть месяцев человек убедился, что общее положение дел в стране постепенно стало налаживаться и разговоры о грядущей второй или третьей волне кризиса, или очередном "девятом вале" вокруг прекратились, он может подумать и о приобретении нового авто", - уточнил Баранов.

Заместитель главного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин полагает, что из достижения новых рекордных показателей падения вовсе не следует вывод о достижении дна. Подобные заключения уже делались ранее - на основе предыдущих рекордных параметров. И что же? Они продолжили свое скольжение вниз. "Даже если продажи окажутся на нулевом уровне, это отнюдь не означает, что теперь, непременно, начнется их рост", - пояснил собеседник. К тому же, напомнил он, в России на 1000 человек приходится, примерно, 150-200 машин, то есть свое авто есть почти в каждой семье. В нынешней экономической ситуации люди, скорее, отремонтируют старый автомобиль, нежели станут покупать новый. Тем более, они не сделают этого летом, когда эксплуатировать имеющееся авто проще и дешевле.

Впрочем, и к осени, по убеждению Субботина, ситуация на отечественном авторынке не изменится. "До конца 2009-го никакого всплеска не будет. Возможно, некоторая стабилизация ситуации начнется в 2010 году", -
подчеркнул эксперт. А до этой поры единственной новостью может стать сообщение об изменении структуры продаж, предполагающем замедление падения спроса на недорогие авто, такие, например, как Renault Logan или Ford Focus. Правда, к увеличению доли отечественной автопродукции в общем объеме реализованных в России машин это не приведет. Дороговизна их эксплуатации отпугнет покупателей, в условиях кризиса вынужденных жестко просчитывать свои затраты, категорично заявил эксперт.

Что же в подобных обстоятельствах может предпринять государство для улучшения положения дел на авторынке? По убеждению Дмитрия Баранова, пока не удастся стабилизировать общую экономическую ситуацию в стране, предпринимаемые госструктурами различные меры и, в том числе в рамках госпрограммы по субсидированию автокредитования, останутся малоэффективными. К примеру, за апрель, в целом, по России были удовлетворены лишь 4 тысячи заявок желающих воспользоваться упомянутой госпрограммой. И если бы, допустим, правительство реализовало популярное ныне предложение о повышении установленной минимальной планки с 350 до 600 тысяч рублей за приобретаемый в кредит по данной программе автомобиль, это помогло бы увеличить число ее участников лишь на 2-3%, предположил Баранов.

В свою очередь, Вячеслав Субботин готов поприветствовать и такое продвижение упомянутой ценовой планки, но сомневается в том, что у государства найдутся на это дополнительные средства. Да, и вообще, по его словам, гораздо правильнее было бы сегодня тратить деньги не на поддержку отечественных автопроизводителей или банков (посредством той же госпрограммы), а на поддержку и поощрение спроса и конкретного потребителя.
Как, например, это делают в Германии, где, сдав старый автомобиль и намереваясь купить новый, гражданин получает на руки конкретную денежную сумму. Но чтобы аналогичный механизм запустить и в России, необходимо регламентировать его законодательно, приняв, например, закон об утилизации автомобилей, а затем следует обеспечить технические условия для утилизации старых авто. "У нас же пока подобная практика вообще не наработана", - заключил Субботин.

А представители "АвтоВАЗа" и вовсе воздержались от участия в дискуссии о дальнейшем будущем отечественного авторынка. "Мы считаем невозможным давать какие-либо прогнозы о перспективах падения или развития российского автомобильного рынка в условиях нестабильности внешних и внутренних факторов", - сообщили Стране.Ru в пресс-центре Волжского автозавода. Как уточнили представители предприятия, "АвтоВАЗ" с начала года перешел на помесячное планирование объемов производства и продаж с целью оперативного реагирования на меняющуюся ситуацию и в настоящее время строит собственные планы, исходя из прогнозируемого объема рынка в 1,2 миллиона автомобилей в 2009 году".

Автор Наталья Приходко
Продажи Lada в Европе за сентябрь выросли на четверть Рост продаж российский марки Lada в странах Европы продолжается почти все первые 6 месяцев этого года. В абсолютных значениях показатели могут показаться довольно скромными, но темп взят весьма многообещающий.
В России выросли продажи подержанных автомобилей Три из четырех сделок по покупке автомобиля по-прежнему приходятся на рынок подержанных машин. И хотя динамика роста "вторички" не такая впечатляющая, как в случае с новыми легковушками, но этот сегмент все равно остается "в плюсе" уже второй месяц подряд.
Рынок грузовиков за сентябрь: рост в 1,5 раза и иномарка во главе Российский рынок среднетоннажных и тяжелых грузовиков продолжает показывать все более активный рост, взвинтив темп в сентябре. Изменения за прошедший месяц произошли и в модельной структуре продаж, которые впервые возглавил иностранный грузовик.